СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Сборник научных статей
ВЫПУСК 7
Материалы Международной научно-практической конференции
«Специальное образование и социокультурная интеграция – 2024:
актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии, психолингвистики»,
посвященной 70-летию со дня рождения профессора К. Ф. Седова
15 – 16 ноября 2024 года, г. Саратов
Полная версия (PDF): скачать
Содержание
Кощеева О. В. О конференции и научном сборнике «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2024: актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии, психолингвистики», посвященной 70-летию со дня рождения профессора К. Ф. Седова | 12 | |
Крючков В. П. Филолог, психолингвист, исследователь детской речи Константин Федорович Седов (памяти коллеги, друга, к 70-летию со дня рождения) | 15 | |
Есипова Т. В. Список трудов К. Ф. Седова | 25 | |
Алтунина А. А., Искакова В. А. Особенности формирования пространственно-временных представлений у детей с ОВЗ младшего школьного возраста | 42 | |
Александрова Л. Ю., Ваторопина С. В. Дедушка как субъект речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | 47 | |
Алексеева К. А., Бочкарева Т. А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у дошкольников с расстройством аутистического спектра: симбиоз традиций и инноваций | 54 | |
Андреева Е. И. Формирование компетенции в вопросах нормативно-правового обеспечения деятельности учителя-логопеда у слушателей программы профессиональной переподготовки | 62 | |
Арсеньева М. В., Герасименко Ю. В. К вопросу об эффективности оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья | 68 | |
Бондарева В. П., Якунина О. В. Диагностика навыков декодирования текста младшими школьниками с нарушениями речи | 74 | |
Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Модель дифференциальной диагностики нарушений речи у неговорящих детей раннего и дошкольного возраста (опыт лаборатории «ЛОГОПЕДиЯ» Северо-Кавказского федерального университета) | 79 | |
Вагнер С.В., Королева Ю. А. Особенности развития речевого дыхания у младших школьников с дизартрией | 85 | |
Гордиенко Т. А. Специфика работы учителя-логопеда в условиях образовательной модели «Ресурсный класс» | 90 | |
Грамматикопуло А. А. Развитие эмоционального интеллекта школьников с ОВЗ | 94 | |
Грибова О. Е., Варюшина Е. Д. Актуальные направления изучения дисграфии | 100 | |
Данилкина А. В., Гирина П. Д. Приемы преодоления семантической дислексии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития | 107 | |
Додзина О. Б. Особенности лексического развития школьников с умственной отсталостью | 113 | |
Долгина П. В., Константинова О. А. Восстановление навыков чтения и письма у пациентов с афазией | 118 | |
Доронина Е. А. Социально-психологический аспект детско-родительского сотрудничества в сфере дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями | 123 | |
Дурасенко Е. Е., Овчинников М. В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности | 129 | |
Захарова Г. З., Бочкарева Т. А. Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у дошкольников с общим недоразвитием III уровня и татарско-русским билингвизмом | 134 | |
Кандалова А. В. Сенсорная интеграция как способ реабилитации и социальной адаптации учащихся Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации | 141 | |
Ковбич В. В., Якунина О. В. Логопедическая сказка как средство развития коммуникативных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи | 147 | |
Колесова Е. А. Демьянчук Р. В. Психологические основания персонализации образования детей с РАС | 151 | |
Колмыкова Е. В. Модальности психологической работы с неговорящими детьми на примере психоэмоциональной коррекции | 159 | |
Константинова О. А., Юртаева Л. Р. Методы логопедического воздействия при нарушениях речи у пациентов неврологического отделения для больных с острым нарушением кровообращения | 165 | |
Кремер Д. С., Милёхина Т. А. Жанр рассказа в семейном общении детей разного возраста | 171 | |
Круглякова Т. Р. Психолого-педагогические особенности детей с нарушенным слухом и специфика формирования у них различных видов речевой деятельности | 179 | |
Крючков В. П. К проблеме логопедизации уроков литературного чтения в начальной школе | 185 | |
Кузьмина О. С. Оценка сформированности инклюзивной культуры образовательной организации | 192 | |
Лавренова Н. П. Характеристика навыков социального взаимодействия детей с умеренной умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития | 198 | |
Лесунова М. Ю., Саидова Л. А., Третьякова Н. В. Характер организации и содержания тьюторского сопровождения ребенка с РАС в инклюзивных группах детского сада | 204 | |
Лопатина Л. В., Баряева Л. Б., Ивлева М. Г. Значимость полифункционального подхода в реабилитации детей с церебральным параличом | 208 | |
Макарова Е. Ю. Изучение взаимосвязи особенностей взаимоотношений со сверстниками и уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста | 213 | |
Максимович М. А. Использование технологии ленд-арт в сотрудничестве с родителями детей с ОВЗ в образовательной организации | 220 | |
Мелешкина М. С. Монтессори-технология в работе дефектолога: развитие мыслительной и творческой деятельности дошкольников с ЗПР | 225 | |
Моругина В. В., Мяхтенева Е. Д. Основные подходы к рассмотрению фонематических процессов и характеристике терминов | 230 | |
Мошкина А. В., Горина Е. Н. Особенности развития слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи | 235 | |
Мухаметзянова А. Р. Отношение к лицам с инвалидностью в региональном социуме (по итогам мониторингового исследования «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии» в 2005, 2020, 2024 гг.) | 240 | |
Мякшева О. В. Общие характеристики коммуникативного «старта» ребенка и уникальность формирования его речевых способностей (читая наследие К.Ф. Седова) | 245 | |
Наговицына О. В., Кутявина Н. В. Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития через проектирование индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы | 254 | |
Насибуллина А. Д. Результаты исследования сформированности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией | 260 | |
Оськина С. Ю. Обучение чтению дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи и младших школьников с умственной отсталостью | 268 | |
Пайлозян Ж. А. Логопедическое консультирование как форма профессиональной помощи и как учебная дисциплина | 273 | |
Першкова К. В. Использование арт-терапии для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития | 277 | |
Петрова Е. А. Организация системы работы по внедрению и использованию альтернативной и дополнительной коммуникации в образовательной организации | 285 | |
Пилюгина М. В., Андреева Е. И. Дидактическая игра как эффективное средство формирования адъективного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня | 291 | |
Полякова С. А., Ухина Н. А. Квест-технологии как эффективный инструмент развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | 296 | |
Попова Г. А., Прищепова И. В. Особенности предпосылок письма у дошкольников с общим недоразвитием речи | 302 | |
Прищепова П. А. Недостатки текстовой компетенции и пути их преодоления у обучающихся с нарушением письма | 307 | |
Прищепова И. В., Прищепова П. А. О профилактике нарушения письма у младших школьников с общим недоразвитием речи | 312 | |
Рудзинская Т. Ф., Порошина А. М. Современные подходы к диагностике и коррекции афазии | 318 | |
Сень Е. А. Особенности и причины нарушения процесса социально-психологической адаптации у старших подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования | 324 | |
Слесарева М. В. Формирование мотивации к речи у детей раннего возраста с нарушениями слуха в условиях семьи | 330 | |
Утяганова Н. В., Коновалова М. Д. Особенности психоэмоционального состояния родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна | 336 | |
Фадеева Д., Фоминых Е. С. Потенциал нейролепки в развитии пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития | 343 | |
Филатова Е. Ю., Романова И. А. Формирование функциональной речевой грамотности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | 348 | |
Хуснутдинова Е. Р. Особенности творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи | 354 | |
Четверикова Т. Ю. Проектирование контрольно-измерительных материалов по русскому языку, осваиваемому обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования | 360 | |
Чухлатова М. Д., Фоминых Е. С. Опыт разработки и использования метафорических (ассоциативных) карт в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушением слуха | 367 | |
Шуваева Е. В. Развитие лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами песочной терапии | 373 | |
Юсов И. Е. Актуальные проблемы логопедического терминоведения: между Сциллой и Харибдой | 381 | |
ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ | ||
Бабанова М. И. Особенности формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи | 386 | |
Бедова Н. В., Власова А. А. Тьюторское сопровождение детей со статусом ОВЗ в общеобразовательном учреждении | 392 | |
Дударева Е. В. Обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) диалогической речи | 398 | |
Есипова Т. В. Языковая личность и речевой портрет: соотношение понятий в концепции К. Ф. Седова | 403 | |
Жалейко А. В. Групповая работа как способ развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра | 408 | |
Кириллова Ж. В. Центры дополнительного образования как элемент системы поддержки для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья в России | 413 | |
Крачевская Е. С. Особенности развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) вопросительных моделей реплицирования | 421 | |
Левицкая А. Ю. Исследование особенностей развития устной связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на примере творческого рассказывания | 426 | |
Морозова А. С. Развитие чувства ритма как средство гармонизации эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с ЗПР | 432 | |
Нигметулина А. Р. Формирование социокультурной коммуникативной компетенции в речи детей (на материале советской и современной российской мультипликации) | 437 | |
Ренда О. А. Особенности развития навыков продуцирования повествовательных рассказов у старших дошкольников с задержкой психического развития | 443 | |
Салина В. А. Возможности использования нейроигр для развития внимания у старших дошкольников с 3ПР | 448 | |
Ступникова А. Ю. Особенности интонационной выразительности речи у старших дошкольников со стертой дизартрией | 453 | |
Суркова М. В. Семейные ценности в представлении школьников (по результатам ассоциативного эксперимента) | 458 | |
Тугушева Р. Р. Изучение недостатков сенсорного развития у детей с нарушением интеллекта | 465 | |
Фокина В. В. Оценка уровня развития фонационного дыхания у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией | 470 | |
Юдина В. А. Музыкальная терапия как средство поддержания здоровья человека | 475 |