Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Педагогическая миссия университета была и остаётся одной из самых значимых. Очередным доказательством того, что эта миссия выполнима и что у неё интересные перспективы, стала победа Саратовского университета в федеральной программе «Приоритет 2030». Один из пяти стратегических проектов, которые теперь предстоит осуществить СГУ, – именно педагогический.
 
При его обсуждении с участием министра науки и высшего образования РФ предложения нашего университета вызвали живой интерес у представителей самых разных корпораций. И прежде всего потому, что СГУ оказался единственным вузом, претендовавшим на поддержку государства в реализации педагогического проекта.
 
О месте педагогического образования в современной модели классического университета мы беседуем с руководителем приоритетных проектов и программ СГУ, доктором филологических наук, заслуженным работником высшей школы РФ Е.Г. Елиной.

– Елена Генриховна, история педагогического образования в регионе напрямую связана с историей нашего университета. Учительские кадры СГУ готовит уже больше века. Какие ключевые события, по вашему мнению, создали всё то, чем университетская педагогика по праву гордится и сегодня?

– Подготовка учителей в нашем регионе началась в университете ещё в 1920-е годы. Позже, когда от СГУ отпочковалось несколько вузов, самостоятельным стал и педагогический институт. А в 1998-м году Постановлением правительства РФ Саратовский пединститут вместе с Балашовским и ещё двумя колледжами снова влился в состав Саратовского университета. Процесс этот проходил непросто. Нужно было понять, что делать с дублирующими административными структурами, а частично и с факультетами. Ведь, несмотря на то, что в Саратове много лет действовал авторитетный, качественный пединститут, университет тоже ни на один день не бросал подготовку педагогических кадров. На многих факультетах продолжали готовить учителей. В школах Саратова, области, да и по всей России работали выпускники как пединститута, так и университета. Нередко в одной учительской собирались учителя русского языка и литературы, которые являлись выпускниками разных вузов. И, несмотря на то что методологическая основа для подготовки учителей существовала разная, качество их подготовки всегда было довольно высоким.

На первых порах, влившись в университет, пединститут оставался автономным подразделением. Но постепенно шёл процесс интеграции, все были заинтересованы, чтобы педагогическое образование не растворилось в классическом.

В 2011 году руководством СГУ была поставлена задача завершить интеграцию пединститута, при этом педагогическое образование должно было трансформироваться в дело всего университета. Были объединены два факультета пединститута, сегодня это – факультет психолого-педагогического и специального образования – одна из мощных и очень перспективных образовательных структур СГУ. Из музыкального факультета был создан Институт искусств, что значительно расширило его возможности – там, например, появились программы по искусствоведению. Физкультурный факультет стал Институтом физической культуры и спорта. В эту структуру вошёл и спортивный клуб СГУ. Сейчас институт занимается не только образовательной деятельностью, но и спортивно-массовой работой во всём университете. Об успехах наших спортсменов хорошо знают не только в Саратовской области.

Остальные факультеты пединститута, которые были профильно связаны с соответствующими факультетами университета, слились в единые структурные подразделения. Например, факультет русской словесности оказался в структуре нынешнего Института филологии и журналистики. Соответственно, физики пришли к физикам, химики – к химикам и так далее. Все участники процесса прекрасно понимали свою ответственность перед опытными кадрами, которые должны были почувствовать, что им стало работать не хуже, а лучше и ещё интереснее.

Вот так две проверенных временем образовательные модели оказались внутри общей структуры. Важно было создать условия, которые позволили бы сохранить для коллективного опыта всё самое лучшее. Необходимо было поближе узнать друг друга, обменяться методическими наработками, идеями, и в то же время включиться в поиск новых, общих, современных форм.

С этой целью и был создан университетский научно-методический Совет по педагогическому образованию, возглавила который профессор О.И. Дмитриева, много лет проработавшая деканом факультета русской словесности Педагогического института. Выработка новой модели педагогических практик заинтересовала всех и, можно сказать, примирила. Пединститут, например, в своё время заметно преуспел в методических разработках. Именно там зародился конкурс «Шаг в профессию», который мы лелеем, развиваем, сейчас он приобрёл гораздо большие масштабы и общественный резонанс. Многое из того, что зародилось в недрах бывшего пединститута, мы сохранили и теперь стараемся придать этому опыту новый импульс.

На конкурсе «Шаг в профессию» будущие педагоги выступают с открытыми уроками, проводят классные часы и отвечают на вопросы жюри

– Как удаётся координировать педагогические специальности с классическим университетским образованием?

– Вопреки прогнозам немногих скептиков, нам удалось добиться того, что педагогическое образование в Саратове не только не было прервано, но и вышло на новый этап развития. Сегодня практически всё школьное расписание представлено университетскими образовательными программами, университет готовит учителей-предметников по всем специальностям, кроме преподавателей изобразительного искусства.

По прошествии времени директора школ убедились, что не пострадало ни одно педагогическое направление, более того, их перечень расширился за счёт магистратуры. Мы сформировали десятки магистерских программ для руководителей образовательных организаций, директоров и завучей школ, воспитателей детских садов, для начальной школы. Все типы работников образования «укладываются» в нашу систему – и это повод для заслуженной гордости!

Мы добились, что в магистратуру сегодня приходят около 80 процентов работающих педагогов. Именно для них мы проводим занятия во второй половине дня или даже в вечернее время, чтобы они успевали на них после работы. Задействованы и новые дистанционные средства обучения. Теперь в магистратуре могут учиться работники школ из разных районов области. Например, в этом году я выпускаю магистрантку, которая работает в Православной гимназии Хвалынска.

Я думаю, что процесс интеграции и адаптации двух вузов уже завершён. Наши профессора: Раиль Мунирович Шамионов, Екатерина Александровна Александрова, Наталья Герасимовна Недогреева – говорят, что когда стали университетскими преподавателями, почувствовали иной масштаб работы, и теперь уже полностью вросли в университетскую среду. Многие сотрудники пединститута под руководством университетских профессоров защитили свои диссертации.

Очень важно, чтобы люди видели перспективы своего дела. С этой целью родилась идея наших «Недель педагогического образования», ставших визитной карточкой СГУ. В этом году «Неделя» проходила девятый раз, каждый год мы меняем наполнение и содержание программы этого события, а формат остаётся прежним. Это уникальная площадка, где собираются работающие учителя, студенты – будущие учителя и преподаватели университета, которые готовят будущих педагогов. Был изобретён формат блиц-лекций по 15–20 минут, а зерно этих недель – дискуссионные площадки. Модераторы – преподаватель СГУ и школьный учитель – рассматривают общую проблему с самых разных сторон. Нам хочется, чтобы студенты видели «пульсацию» мысли. Во время «Недели» мы проводим и традиционный конкурс «Шаг в профессию» в разных форматах, и педагогическую олимпиаду для студентов. Есть замысел на будущий год провести подобную олимпиаду и для учителей.

Очень хорошие отношения у нас сложились с министром образования Саратовской области Михаилом Игоревичем Орловым, кстати, тоже выпускником СГУ. Он поддерживает все наши идеи и проекты. Когда мы начали работу в нашем педагогическом классе, он сам попросил устроить ему встречу с детьми.

– Ещё лет десять назад такой инновационный проект, как «Виртуальный педагогический класс» был бы невозможен. В чём его преимущества сегодня, что он даст в будущем современной учительской практике?

– Создать виртуальный педагогический класс нас заставила пандемия. Эффект оказался неожиданным: выяснилось, что мы очень нужны школьникам из области. А победа в конкурсной программе «Приоритет 2030» помогла и финансами, и организационно поддержать давнюю мечту СГУ – собрать интересующихся педагогическим образованием старшеклассников со всей области. У них появилась возможность, не покидая своего района, осознать, подходит ли им эта профессия. Для этого достаточно было записаться в Виртуальный педагогический класс университета. На наши дистанционные занятия собирались от 100 до 150 человек.

По итогам первого года обучения 108 участников нашего проекта получили сертификаты, а лучшие – рекомендации для оформления целевого обучения на педагогические специальности. В этом году многие из них придут к нам на второй год обучения по совершенно новой программе.

Первый выпуск этого уникального проекта состоялся 14 мая, со всей области к нам приехали около 90 человек. После финальной лекции прошла встреча с ректором, проректорами, деканами факультетов и директорами институтов, где реализуются программы педобразования. Где бы ещё ребята смогли так напрямую пообщаться с деканами? Затем все стали участниками большой педагогической игры с элементами викторины, с театрализованными представлениями. Состязались восемь команд во главе с тьюторами из студентов-педагогов. Затем студенты специальности «социокультурный сервис и туризм» провели гостей по университетскому городку и корпусам. Экскурсия была разработана под руководством университетских преподавателей.

Половина всех выпускников – одиннадцатиклассники. Нам было интересно выяснить, насколько они тверды в своём намерении стать учителями. Мы провели анкетирование, которое показало, что практически все будут поступать в СГУ. Приоритеты такие: на первом месте – учителя начальных классов, примерно поровну – филологи, историки, биологи. Есть и те, кто выбрали физику, информатику.

Выпускной «Виртуального педагогического класса»

– По данным Министерства просвещения России, средний возраст учителей в российских школах составляет 45–47 лет. Что, по-вашему, может повысить интерес молодёжи к педагогической профессии? Какие программы поддержки и развития педагогического образования действуют в университете? Чем сегодня можно удивить наших студентов и молодых учителей?

– Все наши проекты направлены на мотивацию молодых людей к учительской профессии и на их поддержку в начале трудовой деятельности. Конечно, не все, кто приходит учиться по этой специальности, связывают своё будущее с практическим учительством. А вот уже наша задача – чтобы они не только получили приличное образование, но и действительно пришли работать в школы. Ни для кого не секрет, что статус учителя в общественном сознании сильно изменился. Сломать сложившиеся стереотипы нелегко. Хотя очень многое в профессии учителя изменилось к лучшему – ещё лет восемь назад потолок в оплате был 15 тысяч, а сейчас не меньше 30. Появилась возможность заработать и на внеурочной деятельности – дополнительное образование в школе тоже хорошо оплачивается учителям.

У нас создана федеральная инновационная площадка – Центр поддержки молодых учителей «Consilium». На базе гимназии № 7 в Саратове мы ежемесячно проводим занятия, на которые приезжают до 100 учителей из области. Желающих очень много. Формат этих встреч предполагает лекции университетских профессоров и мастер-классы молодых, наиболее успешных учителей.

Министр образования Саратовской области М.И. Орлов на открытии Центра поддержки молодых учителей

С 1 августа впервые планируем провести недельную летнюю школу для молодых учителей со стажем работы не более трёх лет. Это очень интересный контингент. Они ещё не потеряли связь с университетом (в основном это наши выпускники), понимают ценность университета, им ещё нужна поддержка, и они с благодарностью её принимают. Так молодые учителя становятся нашими агентами влияния в школе.

Ещё одно важное направление – это занятия, кружки, секции в наших опорных школах, с которыми у университета сложились давние партнёрские отношения. У истоков этой практики – Лицей математики и информатики в Кировском районе. Первыми в стране мы открыли четыре базовые кафедры в школах Саратова.

Главный наш объект сегодня – это Лицей-интернат 64. На площадке Предуниверсария у нас появилась новая форма сотрудничества, которую мы будем отрабатывать и дальше. Впервые мы пригласили наших молодых университетских учёных, которые курируют в четырёх параллелях классы программирования. Они взяли 10-й класс, разделили на четыре группы по пять человек и в течение всего второго полугодия готовили с ребятами научные проекты.

13 мая мы провели защиту этих проектов, что было исключительно интересно. Одна команда сделала компьютерную игру на основе информационных технологий по мотивам «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Участники другой команды перепрограммировали компьютерную игру «Майнкрафт» и показали свой 64-й лицей в том обличье, о котором они мечтают (ни больше ни меньше лицей окружён рекой, где можно устраивать гонки на водных мотоциклах). Они запрограммировали уроки и даже учителей под своими именами. Судя по тому, как хохотали и дети, и учителя, и директор школы, это было очень остроумно. Другие два проекта посвятили медицине будущего. Школьники взяли настоящую компьютерную базу данных и запрограммировали приложения, по которым можно изучать причины избыточного и недостаточного веса у человека или предвестники приступа эпилепсии на основе поведения подопытных крыс.  Надо было видеть лица детей во время защиты этих проектов – на них читалось настоящее озарение, удовольствие от собственных открытий!

– Из пяти основных стратегических проектов, которые защищались университетом в рамках программы поддержки российских вузов «Приоритет 2030», один был посвящён педагогическому образованию. В чём, по-вашему, успех проекта, который победил в конкурсе?

– Мы включили педагогическое направление, поддержку молодых преподавателей области в программу развития университета «Приоритет 2030». Пять стратегических инновационных проектов, разработанных командой университетских экспертов, – это то главное, вокруг чего мы объединяем все университетские силы. Три проекта вышли из наших научных школ, ими занимаются большие группы учёных. Ещё один посвящён цифровизации вуза. Вот мы и подумали: а что, если один проект сделать учительским?.. Не скрою, идея эта вызывала много сомнений – например, сможем ли мы на равных конкурировать с теми, кто в своих проектах поднимает тему использования искусственного интеллекта?

Проект защищали в присутствии министра науки и высшего образования РФ. После доклада ректора у участников обсуждения больше всего вопросов было именно по нашему проекту. Стало очевидным, что он вызвал живой интерес. Мы рассказывали о социальном заказе, о кадровых проблемах со школьными учителями, что начинать работу нужно с довузовской профильной подготовки, что мы уже в этот процесс включились и хотели бы его продолжить. Проект финансируется федеральным бюджетом.

– Насколько мне известно, вы сами педагогическую науку постигали после окончания университета не только в теории. Какие впечатления у вас остались от работы в школе, и какой опыт пригодился впоследствии?

– Со своими бывшими учениками дружу до сих пор, счастлива, что они есть. Шесть лет я проработала учителем русского языка и литературы в средней школе № 42. Там встретилась с учителем Натальей Александровной Квашниной, которая очень многому меня научила и в педагогике, и как учитель русского языка и литературы. Я до сих пор помню и использую её уроки. Мы с ней дружили до её последнего дня…

А началось всё на 5 курсе, когда я пришла в эту школу на большую двухмесячную практику. Учитель, у которой я её проходила, пригласила на мой урок завуча, Наталью Александровну. Как мне показалось, я провела выдающийся и блестящий урок в 9 классе. Завуч мне предложила – давайте на следующей перемене встретимся в ресторане, то есть в школьной столовой. Она широким жестом заказала плюшки с чаем. И вынесла мне вердикт: «Урок был кошмарный, мы не будем его разбирать, потому что разбирать нечего, но я хотела бы вас узнать получше и оставить работать в нашей школе. Вакансий нет, могу предложить год поработать на заменах учителей».

В результате я на год задержалась в школе, столько было работы. А когда окончила университет, она позвонила мне и предложила должность пионервожатой, и спросила: вам это неинтересно? Я ответила: интересно. Ещё один вопрос она задала, когда я приехала устраиваться на работу: а родители знают? Целый год проработала пионервожатой, замещала учителей. Позже, когда одна из преподавательниц ушла на пенсию, осталась работать учителем русского языка и литературы. И этот опыт со мной – на всю жизнь.

Беседовала Тамара Корнева, фото Виктории Викторовой