Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Выпускница бакалавриата факультета иностранных языков и лингводидактики Мария Потапова изучает главные навыки человека XXI века — softskills. Под руководством доцента Г.А. Никитиной Мария защитила дипломную работу «Эффективные методы развития гибких навыков в иноязычных образованиях». В начале учебного года девушка проводила эксперимент: на протяжении трёх недель она преподавала английский язык в 7-м классе по авторской методике. С помощью нестандартных упражнений и нового взгляда на образовательный процесс Марии удалось развить у учеников навыки коммуникации, тайм-менеджмента, самопрезентации и другие социальные компетенции. Почему же так важно развивать softskills сегодня и как новый подход к обучению способен улучшить систему образования?

5 ВОПРОСОВ МАРИИ ПОТАПОВОЙ, МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ

1.

— Как ты пришла в науку?

— Сначала я занималась общественной деятельностью, но на 2 курсе заинтересовалась наукой. Меня не привлекает рутинная офисная работа. Поэтому мой выбор пал на педагогику. Изначально мои научные исследования были связаны с работой с детьми с ОВЗ. Мне была интересна эта тема, потому что со школьных лет я понимала, что мне хочется быть полезной окружающим. 2 и 3 курсы я посвятила изучению материалов о том, как работать с детьми с ОВЗ. На 4 курсе я заинтересовалась гибкими навыками и способами их развития. Это и стало темой моей дипломной работы и нескольких статей. В прошлом году мне выпала возможность представить свои исследования в Москве на Международной научной конференции «Наука будущего». Развитие гибких навыков актуально и интересно. И это очень важно сейчас для нашей страны и, в частности, нашего города.

2.

— Какие навыки входят в softskills?

— Гибкие навыки – это очень обширное поле компетенций. Определённой классификации softskills нет. Каждый исследователь классифицирует их по-своему. Но преимущественно это социальные навыки. Их ещё называют профессиональными навыками, которые очень важны не только в работе, но и в повседневной жизни. Я думаю, каждый из нас сталкивался с боязнью выступать перед публикой или с низким уровнем стрессоустойчивости, когда перед экзаменом возникает тремор. Всё это связано с тем, что гибкие навыки недостаточно развиты. В своей работе я рассматривала навыки коммуникации, командной работы, тайм-менеджмента, самопрезентации и самостоятельности.

3.

— Какие гибкие навыки наиболее важны сегодня?

— Они важны в комплексе. Раньше упор делался на твёрдые навыки – hardskills. Они связаны с освоением конкретных знаний. В наше время идёт акцент на развитие гибких навыков. Навык, который я могу выделить, – это, безусловно, коммуникация. Я думаю, это самый базовый, самый важный навык, потому что мы все находимся в социуме и нам просто необходимо общаться. И, наверное, навык умения работать с другими людьми в команде.

4.

— Как ты определяла уровень сформированности гибких навыков среди школьников?

— Мы проводили автоматизированные тестирования. Например, мы спрашивали, как повлияет на ученика перевод в новую школу, и предлагали три уровня ответа: «я быстро вольюсь в новый коллектив», «я справлюсь, но это будет сложно» и «мне будет очень тяжело». В анкете было несколько подобных вопросов, и система сразу определяла уровень владения гибкими навыками: низкий, средний или высокий. К сожалению, результаты показали, что у детей в средней школе, в частности в 7-м классе, гибкие навыки развиты на низком уровне. Необходимо их развивать, чтобы положительно повлиять на будущее детей. Например, когда я училась в школе, у меня совершенно отсутствовал навык самопрезентации. Страх работы с аудиторией у меня ушёл только в университете, после всевозможных конференций и конкурсов. Я думаю, если бы этот навык развивался со школьной скамьи, я бы лучше адаптировалась в университетской среде и работе.

5.

— Что входило в разработанную тобой программу уроков? Чем они отличались от обычных занятий английским языком?

— Я рассмотрела каждый из навыков в отдельности и то, как его можно развивать. Изучила примеры упражнений и адаптировала их под образовательную среду. Например, навык управления собственным временем, тайм-менеджмент, мы развивали с помощью таких методов, как таймбоксинг и матрица приоритетов. Методика таймбоксинга заключается в разделении дня на определённое количество времени и задач. Мы раздавали детям распечатки циферблатов, на которых школьники отмечали, какую задачу они должны выполнить и сколько времени им понадобится. Таким образом они систематизировали время и работу.

Для отработки навыка коммуникации мы взяли за основу метод дискуссии. Его очень легко адаптировать под любую тему. Мы делали урок в формате круглого стола: ребята высказывались по проблемной теме, а затем задавали друг другу вопросы. Мы также проводили парную работу, когда ученики строили спонтанный диалог между собой.

Эти техники – дополнительный материал для отработки основных тем. Благодаря разноплановым упражнениям, разработкам и методикам, ребята стали более мотивированными, ведь интереснее работать с дополнительными заданиями, чем идти только по учебнику. Возможно, наши методические разработки помогут обогатить школьные уроки.

Подготовила Полина Громова