Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Героиней нового материала нашей рубрики «Педагогические династии» стала Юлия Викторовна Селиванова, которая переняла опыт своих родителей и продолжила педагогическую династию.

Юлия Викторовна Селиванова – заведующая кафедрой коррекционной педагогики СГУ, доктор социологических наук, профессор. В 1993 году Ю.В Селиванова с отличием окончила дефектологический факультет Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина по специальности «Олигофренопедагогика».

Студенчество Юлия Викторовна вспоминает с теплотой: первую работу с особенными детьми, практику в пионерских и спортивных лагерях и новые знакомства:

«В студенческие годы полюбила свою специальность за то, что в процессе обучения происходил симбиоз разных направлений. Много медицинских предметов было  необходимо  для того, чтобы в дальнейшем понимать и  учитывать особенности детей. Большой блок русского языка, литературы, дал возможность окунуться в детскую, зарубежную, отечественную литературу… Психология открывала горизонты познания внутреннего мира человека, его психики, особенностей характера…  Было интересно заниматься тем, что приносит удовольствие».

По окончании университета Юлия Викторовна работала учителем-дефектологом и заместителем директора Центра углублённого изучения детей Областного коррекционно-диагностического учреждения Саратова. С 2005 года заведует кафедрой коррекционной педагогики СГУ.

«В 1988 году открылся факультет, который готовил студентов к работе с особенными детьми. Это было действительно чем-то новым. Тогда на дефектологическом факультете была всего одна кафедра – кафедра дефектологии и вначале осуществлялся набор только на одну специальность “Олигофренопедагогика”. Горжусь тем, что наш выпуск в 1993 году был первым на факультете», – подчёркивает героиня.

Детей с ограниченными возможностями здоровья не становилось меньше. Процессы инклюзии актуализировали необходимость учёта особых образовательных потребностей для каждого ребёнка в отдельности,  и профессия дефектолога стала более востребована.

Сейчас кафедра занимается подготовкой студентов по шести профилям. Для бакалавров это «Олигофренопедагогика» (работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта и/или задержку психического развития), «Сурдопедагогика» (работа с детьми с нарушениями слуха), «Специальная психология» (психодиагностика, психокоррекция и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья), и «Тифлопедагогика» (работа с детьми с нарушениями зрения). Для магистров предлагаются две программы: «Дефектология» и  «Психолого-педагогическое сопровождение и реабилитация лиц с ОВЗ». Выпускники получают современную и престижную специальность педагога-дефектолога, которая пока ещё остаётся для кого-то экзотикой, а кто-то с помощью наших уникальных педагогов находит спасение для ребёнка со сложными нарушениями развития. На обучение в магистратуру поступают выпускники факультета ППиСО и не только, чтобы пополнить свои знания и применить их на практике. Многие родители, имеющие особых детей, выбирают эти программы для своего обучения, чтобы узнать, как более эффективно  работать с такими детьми, и в дальнейшем находят себя в профессии.

Из поколения в поколение

Мама Юлии Викторовны, Валентина Михайловна, также окончила Саратовский пединститут.

В.М.  Тонкошкурова начинала учителем биологии, затем 30 лет работала в региональном министерстве образования: курировала коррекционные школы и школы-интернаты Саратова и области.

Папа Юлии Викторовны, к сожалению, ушедший из жизни, тоже окончил Педагогический институт. Виктор Семёнович Тонкошкуров был кандидатом химических наук, более сорока лет работал доцентом кафедры неорганической химии Педагогического института.

«Он был очень дружелюбным и заводным человеком. Он всегда хорошо чувствовал, как общаться с молодёжью. У него была невероятная позитивная энергетика. Папа говорил, что работая с молодёжью, нельзя быть не молодым душой самому», – вспоминает Ю.В. Селиванова.

Юлия Викторовна считает, что педагогика даёт возможность самосовершенствоваться и узнавать что-то новое. Работа педагога строится на собственном опыте. «Можно дать рыбку, а можно дать удочку. В данном случае работу педагога я вижу как удочку, инструмент для дальнейшего развития наших студентов. Они  находят себя в профессии, помогают детям, и для них это становится делом всей их жизни. Поэтому каждый преподаватель должен гореть своим делом, тогда между учителем и учеником появляется особая взаимосвязь», – говорит героиня.

Ю.В. Селиванова особое внимание уделяет повышению своего профессионального уровня, участвуя в научных конференциях по специальному образованию. В 2020 году Юлия Викторовна  со своей командой одержала победу в конкурсе РФФИ с проектом «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». Она – автор более сорока научных статей, пяти учебно-методических пособий и трёх монографий.

Наставники

Говоря о педагогике и работе, Юлия Викторовна вспоминала и своих наставников. Все они уже ушли из жизни, но их дело останется в их последователях, будет жить вечно. В числе учителей –  доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой логопедии и психолингвистики, профессор К.Ф.  Седов. Константин Фёдорович вдохновлял окружающих своим жизнелюбием, уникальным чувством юмора и удивительной харизмой. «Ещё один наставник – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой консультативной психологии факультета психологии Владимир Григорьевич Печерский, который в 1999 году и пригласил меня работать на кафедру, всегда отечески поддерживал и направлял в моем профессиональном становлении», – вспоминает Юлия Викторовна. Научный руководитель Ю.В. Селивановой – основатель социологического факультета СГУ, доктор философских наук, профессор Геннадий Васильевич Дыльнов.

«Это замечательные люди, которые повлияли на выбор моего пути», – делится Юлия Викторовна.

Миссия «особенного» педагога

Говоря о своей миссии, Ю.В. Селиванова напоминает, что задача каждого педагога-дефектолога – найти особый подход к детям. Обучение детей с ментальными нарушениями и психическими расстройствами – особенно деликатная область. Если с этими детьми не заниматься, то у них быстро ухудшается состояние. «Нужно уделять им большое количество времени, чтобы дети смогли адаптироваться и не испытывать значительных трудностей. Важно дать эту информацию студентам, чтобы на практике они не упустили время и дали возможность детям развиваться и обучаться с учётом их особых образовательных потребностей», – говорит Юлия Викторовна.

«Наша задача – к каждому найти определённый подход. Каждый ребёнок по-своему индивидуален. Дети с множественными нарушениями развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра раньше не обучались вовсе, или были на домашнем обучении, теперь они идут в школу. Мы должны подготовить к этому студентов. Объяснить им, что дети могут не вступать в контакт, быть “в своём мире” и наша задача – открыть свой мир для них, в том числе с помощью альтернативной коммуникации. Для родителей это большое счастье – видеть, как развивается и обучается их ребёнок. Для педагогов это кропотливый, в чем-то даже  ювелирный труд, так как каждому ребёнку нужен особый подход и свой индивидуальный образовательный маршрут».

Сегодня дефектологи необходимы как в системе общего дошкольного и школьного образования, так и в специальных коррекционных учреждениях и реабилитационных центрах, в школах для обучающихся по адаптированным программам, в психолого-медико-педагогических консультациях и центрах сопровождения. Востребованность выпускников возрастает в условиях развития инклюзивной практики в общеобразовательных и специализированных учреждениях системы образования. «Верю, что впереди у нас – преподавателей, студентов и выпускников много интересных свершений, открытий и плодотворного сотрудничества!» – подводит итог Юлия Викторовна.


 

Ю.В. Селиванова

Виктория Амирасланова, фото из личного архива героини