Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Доцент кафедры истории России и археологии Виктор Петрович Тотфалушин – почти полвека (если прибавить студенческие годы) связан с Саратовским университетом. В университете он встретил свою будущую жену, здесь же учились обе его дочери. Почти 45 лет непрерывного служения преподавателем сыграли свою роль и для близкого окружения. Все члены семьи связаны с педагогикой. Начать рассказ об этой династии мы решили с блиц-интервью.

– Виктор Петрович, кто в вашей фамилии педагоги, и кого следует считать «родоначальником» династии?

– Педагоги в нашей семье – я, моя жена и наша старшая дочь. Младшая, не являясь преподавателем, тоже трудится в школе. Родоначальником же я считаю свою жену, которая, поступая в СГУ, уже хотела стать учителем.

– У вас, как историка, есть своё представление о том, что и как формирует профессиональные династии?

– Я думаю, что в первую очередь влияние на выбор профессии оказывает семья, а затем уже окружение и общество в целом.

– Если в семье люди занимаются одним делом, это помогает взаимопониманию или наоборот создает почву для дискуссий и споров?

– Однозначного ответа дать нельзя. С одной стороны, это сближает, позволяет обмениваться информацией, мнениями, но бывает, что и создаёт почву для споров.

– Появление в династии людей другой профессии – это пугающая аномалия или повод для радости? Что бывает причиной такого события?

– Причиной может стать, например, заключение брачного союза с представителем другой профессии. И это, конечно, радостное событие! Если же твой ребёнок захотел пойти другим путём, то нужно помочь ему в этом, а не предаваться печали.

– Правильно ли желать своим детям идти путём, уже проторенным старшим поколением?

– Пожелать детям повторить сделанный когда-то тобою выбор можно, но пусть они сделают это сами!

СУДЬБОНОСНОЕ РЕШЕНИЕ

Родоначальником педагогической династии Виктор Петрович считает свою жену. Вот кто действительно всегда хотел быть учителем! Лариса Анатольевна – его бывшая студентка. Привыкший к точным формулировкам, он добавляет: «разница в возрасте 10 лет и 20 дней». А вот сам он перед собой задачи стать педагогом не ставил. Поступил в университет, потому что нравилась история. А ещё вычитал в объявлении о возможности выезжать на археологические раскопки. Не предвидел, что для начала придётся отработать положенный по распределению срок учителем – в школах села Рыбушка и посёлка Красный Октябрь. Правда, в первый год работы у него было больше часов по немецкому языку, чем по истории, поскольку «иняз» некому было вести, а он имел неосторожность рассказать, что пять лет провёл в Германии, когда там служил отец, и учил немецкий в школе, потом в вузе. Но тут повезло – в рыбушанской школе были все поурочные методические разработки! А хорошо усвоенные навыки разговорной речи вообще поставили его на недосягаемую по отношению к ученикам высоту. И всё же, чтобы отстоять право преподавать свой профильный предмет – историю, пришлось взбунтоваться. В Красном Октябре он уже работал историком. Оттуда же по комсомольской путевке попал в лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» и почти два года проработал профессиональным пионерским вожатым.

Осенью 1978 года Виктор Тотфалушин неожиданно получил письмо от профессора СГУ Николая Алексеевича Троицкого с предложением поступить в заочную аспирантуру, хотя, будучи студентом, специализировался на совсем другой кафедре – истории Древнего мира. Почему его пригласил ведущий специалист по истории России 19 века, так и осталось загадкой… Правда, в письме профессор позволил себе пошутить: нашей кафедре нужны не красны девицы, а добры молодцы!

А уже с ноября 1979 года Виктор Петрович стал университетским преподавателем. Если сложить почти 45 лет непрерывного служения (в следующем году юбилей) и 5 лет обучения в СГУ, то с университетом у него связаны целых полвека!

ИСТОРИЯ С ОТКРЫТИЯМИ

Разнообразие своих научных интересов в сферах военной истории России, истории Саратовского края Виктор Петрович Тотфалушин объясняет тем, что достаточно поздно создал семью и рождение детей пришлось на переломный момент в жизни страны. Нужно было зарабатывать деньги, поэтому приходилось браться за самые разные проекты: писать статьи в энциклопедии, школьные учебники, заниматься административной работой. При этом он с сожалением замечает: «Может быть, этот разброс и необходимость в сложный момент содержать семью привели к тому, что книг и статей в результате получилось много, а докторская диссертация так и не состоялась». Но тут же не без гордости признаётся, что его книги по истории Саратовского Поволжья пользуются большой популярностью. За одну из последних – «Земля Саратовская во время Крымской войны» – автор получил Всероссийскую премию имени Н.Г. Чернышевского, а в магазине книга разошлась в считанные дни. Кроме того, его монография о Саратовской губернии в эпоху Наполеоновских войн признана одним из лучших в отечественной историографии исследований о российской провинции в годы великого противостояния России и Франции.

Нельзя не упомянуть и два значимых открытия в истории войны 1812 года, сделанных Виктором Петровичем. Одно связано с Малоярославецким сражением в октябре 1812 года, после которого Наполеон утратил стратегическую инициативу. Саратовский учёный доказал, что задержать переправу неприятеля, уничтожив мост и плотину, удалось городничему Малоярославца Петру Быкову, а не Савве Беляеву.

Второе открытие связано с личностью саратовского старожила Николая Савена. В.П. Тотфалушину и его французскому коллеге Иву Готье удалось развеять легенду о 126-летнем «офицере».  Стало ясно, что Савен был выходцем из низов, рядовым участником похода в Россию, не совершившим каких-либо подвигов, да и прожил он 103 года.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАМИЛИЯ

Среди родственников Виктора Петровича педагогом была его двоюродная бабушка, тетя мамы, Капитолина Федоровна Златогорская. Но, к сожалению, с ней он мало общался, так как отец служил в армии, и жили они то в Грузии, то в Германии, а в Саратове бывали только наездами.

Сознательно в профессию педагога пришла жена, Лариса Анатольевна Тотфалушина. Она начала работать ещё в 1981 году пионервожатой в саратовской школе № 29 (сейчас гимназия № 5), училась на вечернем отделении, а через год перевелась на дневное отделение истфака СГУ. После окончания вуза Лариса стала учителем истории 49-й школы Ленинского района, а сегодня уже 15 лет возглавляет школу № 60 имени Героя Советского Союза П.Ф. Батавина.

По мнению Виктора Петровича, для неё педагогика – дело жизни. Она всегда хотела быть успешным учителем, и стала им. Хотела развиваться, и у неё это получилось – сегодня она креативный директор. За большой личный вклад в развитие образования Лариса Анатольевна была занесена на «Доску Почета работников образования» Ленинского района, награждена знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации».

Не каждый директор школы является ещё и кандидатом педагогических наук. «Это у вас семейное?», – спрашиваю я у Виктора Петровича. Он соглашается, что мотивировал жену на написание диссертации, внушая ей, что у неё хорошая подготовка, замечательный практический опыт, почему бы не попробовать? И она подготовила достойную работу. Это было время, когда в Саратове только открывались инновационные учебные заведения. Кандидатская построена на сравнении дореволюционных лицеев с их обновленной версией, с учётом практической работы в Лицее гуманитарных наук, где она была сначала учителем истории, потом завучем.

Сегодня Лариса Анатольевна является автором 13-ти научно-методических статей, членом авторских коллективов пособия «Конституционные основы государства и права: для средних учебных заведений» и учебника «История Саратовского края с древнейших времен до наших дней».

Конечно же, она использует исследовательский потенциал мужа для развития своей школы. Обязательно привлекает Виктора Петровича в качестве эксперта и члена жюри, когда в школе проходят конкурсы или конференции. Одно время он целый год даже работал здесь преподавателем, вёл два спецкурса в старших классах – «Историю Саратовского края» и «Основы научной работы». В тот год все отметили, как необычно много было успешных школьных докладов! Но чего это стоило преподавателю, который со свойственной ему скрупулёзностью и педантичностью заставил их подготовить. А что уж говорить о постоянных консультациях на дому, когда нужно подобрать какую-то информацию, литературу для мероприятий и т. д.

Кстати, младшая сестра Ларисы Анатольевны стала педагогом под её влиянием. Наталия Анатольевна Чуланова преподаёт русский язык и литературу в саратовском Лицее гуманитарных наук. Она была победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в 2008 и 2010 годах. Ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». По примеру старшей сестры она тоже защитила диссертацию, став кандидатом педагогических наук.

А вот дочери Тотфалушиных – Ксения и Анастасия – не стали поклонницами исторической науки. Они очень разные, и Виктор Петрович, иронизируя, связывает это с тем, что Ксения родилась ещё при советской власти, а Анастасия сразу после того, как Советского Союза не стало.

Лариса Анатольевна и Ксения в Кремлёвском дворце, 2018 г.; Анастасия в парке "Музеон", 2023 год

Ксения Викторовна стала учителем не сразу и не совсем потому, что хотела им стать. Сначала окончила Российский государственный университет туризма и сервиса, затем юридический факультет СГУ. Делала даже карьеру в ресторанном бизнесе, дойдя до управляющей заведением. Но судьба всё же вырулила на педагогическую стезю. В 2015 году она прошла программу профессиональной переподготовки «Саратовского областного института развития образования» по специальности «Учитель иностранного языка», благо сама выпускница бывшей «английской» школы (ныне гимназия № 3), где были заложены фундаментальные знания. Мотивировала на учительскую деятельность и победа в Москве, где она стала Лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Была также стипендиатом Президентской премии «Талантливая молодёжь».

Ксения всегда хотела жить в Москве. Уже более 7 лет она преподаёт английский в начальных классах московской школы № 2070. Является руководителем нескольких групп дополнительного образования, в том числе объединения «Театр на английском». Сейчас сдала экзамены и подала документы на присвоение высшей учительской категории. Наверное, приятно родителям-педагогам читать характеристику на свою дочь, в которой сказано: «Ее педагогический принцип – быть активной во всех проявлениях многообразной и сложной жизни, творчески и с внутренней убежденностью подходить к делу, глубоко уважать личность каждого ребенка, чутко и заботливо относиться к нему, как можно больше приносить пользы людям».

Младшая дочь Анастасия окончила юридический факультет СГУ по специальности «Таможенное дело и товароведение», но уже шестой год работает… в школе, специалистом по кадрам. Относится к своему делу ответственно и профессионально, за что была отмечена Почётной грамотой администрации Ленинского района.

Одним из любимых занятий Тотфалушиных являются путешествия. В разное время члены семьи смогли посетить целый ряд стран – Армению, Белоруссию, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германию, Грецию, Грузию, Доминикану, Испанию, Италию, Кипр, Латвию, Литву, Таиланд, Узбекистан, Украину, Финляндию, Францию, Швецию, Эстонию.


 

Особенно ценной и содержательной была поездка в Венгрию, на родину предков! Ведь дедушка по отцу, которого Виктор

Петрович застал живым и знал как Андрея Лукьяновича, на самом деле, – венгр Амбруш Тотфалуши (с принятым у венгров ударением на первый слог), участник Первой мировой войны на стороне Четверного союза, который попал в плен и осел в Ставропольском крае. Совсем недавно, благодаря интернету, Тотфалушина нашел троюродный брат Денеш Ковач. С его помощью Виктор Петрович смог проследить свою родословную до середины 19 века, выяснив, что её корни уходят в Трансильванию. А в 2019 году Виктор Петрович и Лариса Анатольевна съездили в Венгрию, встретились со своими родственниками и побывали на могиле предков.

Относительно недавно Тотфалушины построили симпатичную дачу, где хватит места всем. Однако собираться на ней семьёй удаётся только в школьные каникулы.

АРХИМЕДОВА СИЛА

В своей педагогической деятельности (а Виктор Петрович читает общие и специальные курсы, ведёт семинарские занятия, учебные практики) он исповедует принцип закона Архимеда. Его интерпретация такова: чем сильнее надавишь, тем больше получишь отдачу. Поэтому, признаётся он, «меня, может, далеко не все любят, я являюсь очень строгим преподавателем, но меня это не смущает». Он работает с первокурсниками и отлично понимает, что среди современных студентов не все приходят, чтобы стать историками, преподавателями, есть и другие мотивы.

Приходится делать из них студентов, учить любить родную историю. «В этом плане мои коллеги, которые работают на старших курсах, значительно счастливее меня, – уверен Виктор Петрович. – К тому моменту те, кто не способен учиться, уже отпали, остальные научены порядку. Коллеги, можно сказать, благоденствуют на моих трудах».

«Но встречаются и звёздочки! – продолжает он. – У меня сейчас на четвёртом курсе две талантливые дипломницы. И темы у них интересные: «Декабристы и Кавказ» и «Военно-патриотическое воспитание обучающихся в современной школе (на примере изучения Отечественной войны 1812 года)».

Тамара Корнева