Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

11 ноября в России отмечается День экономиста. Дата праздника утверждена приказом Министерства экономического развития страны 8 лет назад в честь основания в 1765 году императрицей Екатериной II Вольного экономического общества России.

В этот день мы хотим познакомить вас с профессором кафедры экономической теории и национальной экономики Г.А. Черемисиновым и рассказать о профессиональной подготовке экономистов в Саратовском университете.

В интервью Георгий Александрович рассказывает о текущих экономических тенденциях, объясняет, почему важно профильное образование и почему День экономиста может считать своим праздником практически каждый из нас.

Сегодня в состав экономического факультета СГУ входят три кафедры – экономической теории и национальной экономики, менеджмента и маркетинга, финансов и кредита. Учебное подразделение готовит студентов по 5 направлениям подготовки бакалавриата и 7 профилям магистратуры.

– Георгий Александрович, какие ценности несёт ваш профессиональный праздник?

– Для начала я хотел бы сказать о смысле слова. Экономика с греческого языка на русский переводится как «домострой» – домостроительство или ведение хозяйства. Стало быть, практически каждый человек, занимаясь своей хозяйственной деятельностью в зрелом возрасте, является экономистом. Поэтому этот праздник можно считать общенациональным. В профессиональном плане экономист – это не тот, кто торгует семечками, а тот, кто сможет посчитать, выгодно или невыгодно этим заниматься, какую пользу или убыток принесёт такая деятельность. Хороший экономист должен рассчитывать все варианты развития событий.

– Как праздник встречают на экономическом факультете СГУ?

– Традиция празднования постепенно складывается. На факультете существуют определённые предпосылки этому. Экономический факультет начал свою работу с февраля 2006 года, его формирование было вызвано объективной необходимостью развития гуманитарного образования в классическом университете. Однако история факультета началась задолго до его открытия: в 1917 году в нашем университете была создана кафедра политической экономии и статистики. Ее первым заведующим стал Л.Н. Юровский, который в ноябре 1917 года переехал в Саратов и работал там до осени 1921 профессором, деканом факультета общественных наук Саратовского университета, ректором организованного в 1918 института народного хозяйства, членом губернской плановой комиссии. В дальнейшем Л.Н. Юровский стал одним из ведущих специалистов в Наркомате финансов и активно участвовал в успешном осуществлении денежной реформы 1922 года, в ходе которой была введена в оборот полноценная, конвертируемая валюта – советский червонец. Таким основателем экономического образования в Саратове достойно гордиться.

– Чем ещё знамениты кафедра и факультет?

– Кафедра была общеуниверситетской на всём протяжении её существования. Переезд учёных из крупнейших городов в провинцию сыграл важную роль в её развитии. Во время Великой Отечественной войны в Саратов эвакуировали Ленинградский университет – это крепко связало научные традиции СГУ с общероссийскими. Из нашего классического университета был выделен экономический институт: это позволяет говорить о том, что СГУ был центром, который генерировал развитие системы высшего образования и науки в городе и регионе.

Я окончил Экономический институт, и там готовили специалистов для работы в различных отраслях народного хозяйства: промышленности, сельском хозяйстве, банковской системе. А СГУ всегда выпускал экономистов с академическим вектором и был флагманом фундаментального экономического образования. На базе фундаментальных знаний гораздо легче потом получить специализацию. Наши выпускники востребованы: сложилась редкая ситуация, когда заявки на наших выпускников превышают число выпускников факультета. Это говорит о том, что мы готовим очень качественных специалистов, наши кадры востребованы и находят применение.

Статус нашего университета – национальный исследовательский, что позволяет нашим профессорам выступать оппонентами на защите кандидатских и докторских диссертаций по всей стране. Журнал «Известия Саратовского Университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право» мы выпускаем совместно с юридическим факультетом, и он входит в первый квартиль ВАК.

– Какие курсы Вы преподаёте на факультете?

– У меня достаточно широкий профиль: я могу преподавать общие курсы по микро- и макроэкономике. Но в основном я веду курсы истории экономики и экономической мысли, государственного регулирования экономики, современной российской экономики. На факультете мы даём знания, которые актуальны и касаются современного этапа развития экономики. Я являюсь руководителем магистерской программы «Экономика инновационного развития», где читаю курс «Теория инновационного развития и конкурентных преимуществ», веду научно-методические семинары.

– Как студенты проходят практическую подготовку?

– Студенты имеют широкие возможности прохождения практики. СГУ заключил договоры о сотрудничестве со Сбербанком, «Норникелем» и другими крупными корпорациями. Студенты могут проходить практику и в других организациях, куда бы они хотели трудоустроиться. Студенты участвуют в программе «Стартап как диплом», в мероприятиях «Предпринимательской Точки кипения СГУ».

– Какие текущие тенденции в экономике Вы могли бы отметить?

– Я обычно говорю студентам: «Да, у нас любят рассуждать о постиндустриальном цифровом обществе. Но тех же банкиров и программистов необходимо кормить – значит, нужно сельское хозяйство, одевать – лёгкая промышленность, обеспечивать жильём – строительная сфера. Все отрасли формируют единый народно-хозяйственный комплекс». Если какие-то отдельные отрасли выходят на первый план сейчас, это не значит, что они всегда будут на виду. Как сказал один поэт: «Люди разные нужны, люди разные важны».

Я с большим интересом занимаюсь исследованием развития российской экономики за последние 100 лет. Некоторые аспекты моего изучения нашли отражение в статье «Столетие мобилизационного развития российской экономики». Российскому обществу сегодня приходится преодолевать два разрыва нашей истории – гражданскую войну и распад СССР. Причём оба этих события имели идеологемы, отрицающие предыдущий опыт. Если у нас нет своей истории – значит, у нас нет будущего. Нужно показывать, каким образом происходили эти разломы, какая государственная политика и какие общественно-экономические процессы им предшествовали. Студенты должны разбираться в логике этих событий и понимать, как не нужно делать. С одной стороны, я объясняю уже сложившийся опыт, с другой – делюсь прогнозами того, какие процессы могут происходить в стране. Разностороннее понимание социально-экономических тенденций даёт молодым людям широкий горизонт возможностей для научной и практической деятельности.

– Что ещё можно отметить в современном развитии российской экономики? Сейчас, например, идёт пилотное внедрение «Цифрового рубля»…

– В истории были ситуации, когда диспропорции в экономике или кризисные разрушения достигали определённой черты, когда денежная система была полностью разрушена. Мы пережили два периода натурального бартера – обмена товара на товар – в 1918–1921 гг. и в 1992–1994 гг. Безналичное денежное обращение хорошо работает, когда в экономике всё спокойно. Идея «цифрового рубля» что даёт экономике? Как будет оцениваться рубль в условиях возможной инфляции? Мне кажется, что в условиях мирового кризиса, который начался в 2008 году, введение всевозможных безналичных расчётов не сработает. Если начинаются сильные инфляционные процессы, то от безналичного оборота переходят к бумажным деньгам. Если и они обесцениваются, то в расчёте участвуют драгоценные металлы. Если и этого не хватает, то люди переходят на систему обмена товара на товар. Наличная валюта – это деньги самой высокой эффективности, наиболее полноценные деньги. Я думаю, что внедрение цифрового рубля – неоднозначный процесс в нынешней ситуации.

– Какое применение своим знаниям находят будущие экономисты?

Экономическое образование позволяет человеку найти себе применение во многих сферах деятельности. Если молодой человек хочет заниматься малым бизнесом, ему необходимо быть экономистом. Необходимо знать бухгалтерский учёт, иметь возможность посчитать свои доходы и расходы, уметь организовывать бизнес так, чтобы он приносил доход. Экономическая подготовка позволяет быть руководителем финансовых или промышленных комплексов. Наши выпускники – это визитная карточка университета. Они находят себе применение в академической, финансовой сферах, благодаря высокому уровню знаний, который идёт на одном уровне, а иногда даже опережает столичные вузы.

Кроме того, если человек ведёт домохозяйство и умеет считать расходы и доходы, то экономика семьи не будет иметь «дыры» в бюджете. Экономическое образование формирует в человеке прагматичный подход к жизни и управлению своими средствами. Сейчас для многих специальностей есть курс «Основы экономики и финансовой грамотности», который формирует в людях собственную систему ценностей, помогает разбираться в различных аспектах экономики. Если человек идёт работать по профессии и выбирает, например, сферу производства – он делает доброе дело, обеспечивая жизнедеятельность своей страны и региона.

Мне кажется, что девизом экономической специальности могли бы быть слова выдающегося авиаконструктора О.К. Антонова: «Экономить на расчётах – это всё равно, что экономить на прицеливании во время стрельбы».

– В чём особенность магистерской программы «Экономика инновационного развития», которой вы руководите?

– В России эта программа единственная в своём роде; она была создана «на вырост», на перспективу. Наши студенты учатся понимать, что такое инновационная деятельность и как создавать экономические условия для её успешной реализации. К сфере инноваций относятся внедрение новых продуктов и технологий, изменение структуры управления и организации производства. Подготовка магистрантов нацелена на академический вектор. Они изучают не только блок фундаментальных и прикладных экономических дисциплин, но и знакомятся со смежными отраслями знаний – например, с геоинформационными технологиями и системами. Преимущество классического университета заключается в том, что преподаватели разных учебных подразделений СГУ участвуют в обучении студентов и привносят самое лучшее и необходимое в подготовку высококлассных специалистов.

Текст: Даниил Пронин

Фото: Дмитрий Ковшов