Три поколения семьи Купцовых-Архангельских связали свою жизнь с преподаванием. О педагогической династии, выдающемся учёном – Николае Петровиче Купцове, удивительном переплетении судеб своих близких рассказывает старший преподаватель кафедры дифференциальных уравнений и математической экономики мехмата СГУ Сергей Николаевич Купцов.
ОБ ОТЦЕ – ЗНАМЕНИТОМ МАТЕМАТИКЕ НИКОЛАЕ ПЕТРОВИЧЕ КУПЦОВЕ
Н.П. Купцов работал заведующим кафедрой вычислительной математики мехмата, был научным руководителем Вычислительного центра СГУ, проректором по научной работе.
Первые годы жизни Николай Петрович провёл в селе Ивановка Саратовской области. С 1929 года он жил в Саратове, где окончил среднюю школу. В 17 лет поступил на физико-математический факультет Саратовского университета. Сдав за один курс экзамены экстерном, Н.П. Купцов окончил университет в 1946 году.
Большое влияние на Николая Петровича оказал его дядя Николай Васильевич Рычагов – учитель математики и директор школы села Ивановка. Во многом благодаря ему Николай Петрович выбрал профессию математика и педагога.
По окончании университета Николай Петрович по распределению работал вычислителем на предприятии С.П. Королёва в Москве. Однако вместо положенных трёх лет Николай Петрович работал гораздо меньше – один из сотрудников отпустил его, чтобы он поступил в аспирантуру Московского университета.
В аспирантуре научным руководителем Николая Петровича был профессор МГУ, член-корреспондент Академии наук СССР Дмитрий Евгеньевич Меньшов. Вместе с Н.П. Купцовым учились выдающиеся математики: Вадим Иванович Битюцков – заведующий редакцией математики издательства «Советская энциклопедия», Сергей Борисович Стечкин – профессор МГУ, работник Математического института имени В.А. Стеклова Академии наук СССР.
«Сергей Борисович практически каждый год приезжал в Саратов набирать себе аспирантов. В Математическом институте был даже термин такой – саратовская мафия. Там учились и работали многие выпускники Саратовского университета, в том числе ученики Николая Петровича», – рассказывает Сергей Николаевич.
В 1949 году в Н.П. Купцов защитил кандидатскую диссертацию на тему: «О некоторых задачах теории функций, связанных с классификацией множеств меры нуль». Через 20 лет в МГУ же Купцов защитит докторскую «Прямые и обратные теоремы теории приближений в пространствах Банаха и разложения Фурье».
Окончив аспирантуру, в 1949 году Н.П. Купцов вернулся в Саратовский университет в качестве старшего преподавателя кафедры математического анализа. В 1957 году он стал доцентом кафедры матанализа, а через два года возглавил новую кафедру вычислительной математики мехмата. Н.П. Купцов читал курсы математического анализа, уравнений математической физики, теории функций вещественной переменной, функционального анализа. Кроме того, он разработал несколько спецкурсов и спецсеминаров для подготовки специалистов по современным направлениям прикладной математики.
Николай Петрович участвовал в создании первого общедоступного Вычислительного центра в Поволжье. Позже он стал научным руководителем ВЦ, сменив на этой должности профессора Г.П. Боева. Первой ЭВМ в Центре была «Урал», установленная в 1959 году. В начале 60-х годов Купцова выбрали президентом ассоциации пользователей «Урала». Вычислительный центр помогал решать задачи предприятий Саратова и других городов, готовил специалистов по специальности «Вычислительная математика».
Н.П. Купцов внёс большой вклад в развитие математического анализа, его научная школа пользуется авторитетом в стране и за рубежом. Он был руководителем объединенного научного семинара кафедр математического анализа, дифференциальных уравнений и прикладной математики, вычислительной математики, теории функций и приближений. Среди его учеников – тринадцать кандидатов и шесть докторов наук: А.П. Хромов, Н.И. Черных, В.И. Шевченко, В.М. Гурьянов, А.П. Терёхин, Г.В. Хромова.
По словам заведующего кафедрой дифференциальных уравнений и прикладной математики Августа Петровича Хромова, эрудиция Николая Петровича «поражала и восхищала, его авторитет и уважение к нему были огромны, его одобрение какого-либо научного результата высоко ценилось».
«Николай Петрович был эрудированным человеком не только в математической области. Он знал много любопытных фактов из истории математики, биографий известных математиков, из истории России и Саратова. Он был прекрасным рассказчиком, и зачастую заседания кафедры вычислительной математики заканчивались рассказом Николая Петровича на ту или иную импровизированную тему. Разговор продолжался по дороге домой, и, бывало, слушая его, группа сотрудников провожала его до самого дома.
Человек умственной деятельности, Николай Петрович, на удивление, умел, как говорится, и “работать руками”: он мог починить испорченный прибор, а дома у него стоял токарный станок, на котором он любил работать. В общем, каким бы делом он ни занимался, он делал его без суеты, основательно и с любовью», – вспоминает А.П. Хромов.
На Сергея Николаевича оказал большое влияние и его дядя – Леонид Петрович Купцов. В 1961 году он окончил механико-математический факультет Саратовского университета, а с 1961 по 1964 год учился в аспирантуре Математического института имени В.А. Стеклова Академии наук СССР. До 2015 года Леонид Петрович работал на кафедре высшей математики Московского физико-технического института в должностях ассистента, старшего преподавателя, доцента. Несколько лет Леонид Петрович преподавал в аспирантуре Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского.
СЕМЬЯ АРХАНГЕЛЬСКИХ
Будущая супруга Николая Петровича Ирина Павловна Архангельская поступила на физико-математический факультет в 1941 году. В 1945 году факультет разделился на два: физический и механико-математический. Ирина Павловна окончила физфак, а Николай Петрович – мехмат, но в один год.
Когда в эвакуации в СГУ находился Ленинградский университет, одним из однокурсников родителей Сергея Николаевича был Гурий Иванович Марчук – будущий президент Академии наук СССР.
Ирина Павловна работала ассистентом в Политехническом институте на кафедре физики. Её родители тоже были педагогами.
Мама Елена Петровна Архангельская преподавала в педагогическом училище (сейчас – Саратовский областной педагогический колледж). Учитель начальных классов Сергея Николаевича Купцова была ученицей Елены Петровны.
Отец Павел Вениаминович Архангельский работал доцентом в Саратовском пединституте. Он вырос в селе Краково Самарской губернии в семье деревенского священника и был единственным в семье, кто не пошёл по стопам отца. А окончил духовную семинарию и хотел поступить в университет, однако российские вузы требовали наличие гимназического образования. Тогда в 1908 году Павел Вениаминович поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Варшавского университета. Там он познакомился с А.П. Скафтымовым – Архангельский и будущий знаменитый филолог занимались в одном семинаре.
Окончив курс, Павел Вениаминович преподавал в различных учебных заведениях Самары. В Саратов он попал в 1937 году по приглашению А.П. Скафтымова, который уже работал деканом факультета русского языка и литературы Саратовского педагогического института. Однако в пединституте П.В. Архангельский проработал недолго, в том же году его репрессировали.
Со Скафтымовыми связана и семья отца Сергея Николаевича Купцова.
«Папины родители были крестьянами из села Ивановка Базарно-Карабулакского района. И у деда, и у бабушки были очень большие семьи, было много детей. И был в селе поп, который дал двум бабушкиным сёстрам одинаковые имена. С детства помню: одна – Дуся, а другая – Дуняша. Так вот этот поп-хулиган был отцом Александра Скафтымова – Павел Ильич Скафтымов. Вот так интересно пересеклись родительские судьбы», – рассказывает Сергей Николаевич.
СТУДЕНТ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
В семье Купцовых была богатая домашняя математическая библиотека. «В том возрасте, когда я ещё понятия не имел, что было в этих книжках, я читал их названия, фамилии авторов, и они уже были для меня привычными – я их видел, хотя о чём это, какое это имеет значение, я не понимал. Позже мне дарили научно-популярные книжки, в том числе и по математике, и я изучал их ещё школьником. Там встречались фамилии учёных, с которыми я был уже знаком по корешкам книг из домашней библиотеки», – вспоминает Сергей Николаевич.
С.Н. Купцов учился в знаменитой школе №19 (теперь – Гимназия №1). «Я попал в самый выдающийся выпуск школы, – рассказывает Сергей Николаевич. – Ни один другой выпуск за всю историю школы такого количества сотрудников мехмата не дал. Я учился вместе с будущими заведующими кафедрами: Л.Ю. Коссовичем, С.И. Дудовым, В.А. Юрко, В.А. Молчановым».
В школе Сергей Николаевич всегда с удовольствием решал математические задачи. Три года, с 8-го по 10-й класс, Сергей Николаевич занимался в юношеской математической школе при мехмате.
«Занятия на факультете проходили прямо как у студентов: лекции и практики. Два раза в год, как у студентов, была сессия. Правда, сдавали мы один зачёт и один экзамен – у меня до сих пор хранится зачётная книжка. Три года – это немало, поэтому, когда я пришёл уже учиться в университет, мне было очень легко. Для меня была привычна лекционно-семинарская система. Всё это мне было знакомо, хотя разница, естественно, была».
ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
В университете научным руководителем С.Н. Купцова стал ученик его отца – профессор кафедры дифференциальных уравнений и математической экономики А.П. Хромов. Одну из курсовых работ студент писал у В.Ф. Емельянова, который тоже оказал большое влияние на Сергея Николаевича.
«У нас много замечательных преподавателей. Нам читал лекции заведующий кафедрой математического анализа Алексей Иванович Барабанов. Я очень любил Алексея Кондратьевича Павлючука, который преподавал нам высшую алгебру. Человек, прошедший войну, человек, который был в плену. Он никогда не любил это вспоминать, но кто-то из его коллег рассказывал, что, когда его освободили, он весил 37 килограммов.
Великолепно читали лекции профессор Александр Евгеньевич Либер, доцент кафедры геометрии Альберт Владимирович Гохман, один из самых моих любимых преподавателей Владислав Фёдорович Емельянов. Все они замечательно преподавали. Я, наверное, взял у каждого из них что-то в свою педагогическую практику, но так, как каждый из них, я читать не могу. Здесь многое зависит от характера, от личных качеств».
Ещё в школе С.Н. Купцов занимался в математических кружках мехмата, где решал олимпиадные задачи. Когда он учился на 1 курсе, заведующий кафедрой математического анализа Алексей Иванович Барабанов пригласил его в кружок уже в качестве куратора. Занятия вели преподаватели или аспиранты, а студенты младших курсов им помогали.
Первый педагогический опыт Сергей Николаевич получил летом, после 2 курса, когда старший приятель уговорил его поработать преподавателем на подготовительных курсах для абитуриентов. Навыки работы со школьниками пригодились С.Н. Купцову при прохождении педагогической практики в родной 19-ой школе и в 90-е годы, когда он был регулярным учителем Гимназии №4.
В аспирантуре С.Н. Купцов вёл практические занятия уже наравне с преподавателями. После окончания обучения, Сергей Николаевич по распределению 3 года преподавал в Саратовском политехническом институте. Нагрузка могла достигать 40 часов в неделю.
В 1977 году С.Н. Купцов вернулся на мехмат и с тех пор преподаёт на факультете. Сергей Николаевич был старшим преподавателем кафедр математического анализа и теории функций и приближений. С 1997 года он преподаёт на кафедре дифференциальных уравнений и математической экономики. Сыновья Сергея Николаевича тоже окончили механико-математический факультет.
РОБИНЗОН «ЧАРДЫМА»
На вопрос, что из студенчества вспоминается чаще всего, Сергей Николаевич отвечает: «Чардым». В спортивно-оздоровительном лагере СГУ С.Н. Купцов отдыхал вместе с родителями с 1955 года, а с 1978 года не пропустил ни одного заезда.
Сдав досрочно сессию после 1 курса, Купцов заранее отправился на остров, чтобы ставить лагерь. Рабочий день равнялся дню световому. За десять дней четверо студентов, в том числе и Леонид Юрьевич Коссович, поставили двадцать десятиместных палаток, помогли выстроить кухню и столовую.
После 3 курса Сергей Николаевич строил первый домик и первую баню в лагере. В «Чардыме» выросли его дети и внуки, а теперь растут и правнуки.
«Мы волгари. В 1964 году папа приобрёл лодку-“гулянку”. А в 1977 году, на гонорар который он получил за редактирование книги “Элементы функционального анализа” Л.А. Люстерника и В.И. Соболева лодку “Казанка – 5”, которая служит мне до сих пор. А у первого декана мехмата Георгия Петровича Боева была чуть ли не первая в Саратове моторная лодка. Меня маленьким брали и на неё. Есть фотография, сделанная на острове Покровские пески, где я сижу и из котелка что-то наворачиваю. Родители рассказывали, что я ел стерляжью уху из тут же пойманной стерляди. На папиной лодке я продолжаю ходить и сейчас, нужно уже готовить её к спуску на воду».
ЛЮБИМЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
В этом семестре С.Н. Купцов преподаёт математический анализ студентам 141 группы мехмата. Они поделились впечатлениями от занятий с Сергеем Николаевичем:
«Сергей Николаевич – добрый, отзывчивый человек, который всегда поможет разобраться в задаче. Он очень спокойный, мы ни разу не видели его раздражённым. Сергей Николаевич очень душевный преподаватель», – отмечают Арина Станкевич и Виктория Есаян.
«Очень добрый, говорит не спеша, так что успеваешь усвоить информацию, объясняет малейшие детали. В общем, создаёт впечатление человека, который любит то, чем занимается, и вызывает уважение. Даже пары его пропускать не хочется», – говорит Мария Семёнова.
«Преподаватель замечательный. Именно на его парах я и поняла, что такое математический анализ. Весь материал объясняет понятно и детально. К Сергею Николаевичу хочется ходить даже на первую пару в 8:20 утра. Голосовала за него на конкурсе “Любимый преподаватель”», – рассказывает Алина Мельникова.
«Очень терпеливый и всегда даёт переписать контрольные, даже если это будет 5 раз. Сергей Николаевич – хороший преподаватель с большим опытом, человек, не лишённый чувства юмора», – делится Александра Бурова.
Никого не оставляют равнодушным юмористические выступления Сергея Николаевича на ежегодном празднике – Дне мехмата, который отмечается 1 апреля. В один из праздников Сергей Николаевич прочитал своё стихотворение в стиле «Вредных советов» Григория Остера. Делиться 1 апреля вредными советами со студентами стало для Сергея Николаевича традицией:
Ну а юность лишь однажды
Методика преподавания для Сергея Николаевича – то, что нельзя сформулировать. В 1975 году в МГУ на лекции Бориса Владимировича Гнеденко – заведующего кафедрой теории вероятностей мехмата МГУ, выпускника физико-технического отделения педагогического факультета Саратовского университета – Купцов запомнил слова математика о том, что одной методики преподавания, тем более в высшей школе, не существует, у каждого педагога она своя.
В чём стиль преподавания С.Н. Купцова? «Я не могу объяснить, – отвечает Сергей Николаевич. – У меня просто были очень хорошие учителя. Преподавать я учился, глядя на них. Профессия педагога постигается в процессе общения со школьниками, студентами и коллегами. Надо лишь уважать студентов и любить свою профессию. Это всегда удовольствие для преподавателя – видеть, что человек, которого ты учишь, что-то сумел сделать. Это самое главное».
Подготовила Полина Громова,
фото Полины Громовой, Варвары Романовой и из личного архива