Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В. Э. Мейерхольд (настоящее имя Карл Казимир Теодор Майерхольд) - родился в Пензе в 1874 году в лютеранской немецкой семье, окончил пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет. В том же году он взял фамилию Мейерхольд и имя Всеволод в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене.

Мейерхольд - один из первых театральных режиссёров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую систему, именуемую «биомеханика». Известен как русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель «биомеханики» - особой системы упражнений с тем, чтобы актёры были сродни цирковым - мобильными, физически сильными и способными быстро выполнить любую задачу на сцене. Это метод, позволяющий актёру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актёрской энергии» к образу. Основываясь на традиционном театре, вдохновлённый революцией, Мейерхольд использовал нетрадиционные режиссёрские приёмы и ставил спектакли нового формата. Его имя не сходило с афиш, газет, со страниц театрального журнала. Он был героем комических куплетов, театральных пародий и миниатюр. Окрылённый коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия, и спектакль-политобозрение. С его лёгкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра. По мнению Е. Вахтангова, Мейерхольд «дал корни театру будущего». При жизни его называли Мастером и Волшебником театра. Мейерхольд попробовал силы и в кинематографе. На его счету три фильма, в которых он проявил себя как режиссёр и актёр. В ленте «Портрет Дориана Грея» он сыграл лорда Генри.

Жизнь Мейерхольда трагически оборвалась, но он успел сделать многое для развития театрального искусства. Станиславский, несмотря на все разногласия, называл Мейерхольда своим единственным творческим наследником.

На выставке представлены статьи, письма, речи, беседы Мейерхольда, материалы, отражающие его жизнь и деятельность. Это статьи из сборников, воспоминания современников, сборники статей, авторефераты, каталог, посвящённый юбилейной выставке к столетию со дня рождения, фотоальбомы с богатым иллюстративным материалом. Представляет интерес трёхтомник В. Мейерхольда «Наследие», в который вошли автобиографические материалы, анкеты разных лет, фрагменты воспоминаний, документы.

Дополнительную литературу по теме выставки можно найти в электронных ресурсах: Электронной библиотеке (25), ЭБС объединённая (BOOK.RU, IBOOKS, Znanium.com, Лань, Юрайт, IPR smart, Консультант студента) (15), БД «Аналитическая роспись статей (МАРС)» (283), «Публикации учёных СГУ» (1).

Выставка расположена в ЧИТАЛЬНОМ ЗАЛЕ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ (ул. Университетская, д. 42, комн. 211) и будет работать до 11 марта 2024 года.

Экспозиционер: Н. Г. Леонтьева.