Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

19 ноября в Саратовском университете состоялся Второй Региональный «Слёт инклюзивных добровольцев. Инклюзивная культура педагога». В нём приняли участие студенты колледжей и высших учебных заведений региона, специализирующихся на подготовке педагогов.

В программе слёта – торжественное открытие, награждение победителей конкурса «Лучший доброволец "Абилимпикс 2024"» Саратовской области, образовательные мастер-классы. Мероприятие проходило в XII корпусе СГУ.

На открытии слёта приветствовала гостей проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова.

О.Е. Нестерова
Проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе

Всех участников слёта объединяет тема инклюзивного добровольчества – особой формы волонтёрской деятельности. Эта деятельность основана на искреннем сопереживании и стремлении оказывать помощь. Помогая другим, добровольцы формируют более глубокое понимание мира и проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Погружаясь в эти проблемы, вы обогащаете свой жизненный опыт. Инклюзивная волонтёрская деятельность, в которой вы принимаете участие по собственной воле и инициативе, помогает не только вашему личностному росту, но и успехам в учёбе. Вы большие молодцы!

На сцене состоялось награждение победителей конкурса «Лучший доброволец «Абилимпикс 2024» Саратовской области.

  1. Диплом третьей степени получила София Лазарева, студентка факультета ППиСО.

  2. Дипломом второй степени была награждена Виктория Алаева, студентка факультета ППиСО.

  3. Диплома первой степени удостоилась Анастасия Колесникова, студентка факультета ППиСО.

Одним из победителей также стала инклюзивная команда Саратовского университета. Вокальный коллектив СГУ вместе со студенткой факультета ППиСО с ограниченными возможностями слуха одержал победу и вышел в финал Всероссийского проекта «ЗАОДНО». Участники слёта увидели ролик с песней «Жить», исполненной финалистами проекта.

После награждения и.о. директора Педагогического института СГУ Т.Г. Фирсова рассказала о современной подготовке будущих педагогов.

Татьяна Геннадьевна представила и аргументировала три ключевых тезиса, отражающих сущность инклюзии: «инклюзия – уважение», «инклюзия – единство» и «инклюзия – поиск». Отдельно Т.Г. Фирсова рассмотрела структуру инклюзивной культуры; выделила 4 основных компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный, операционно-деятельностный и аффективный. Т.Г. Фирсова не только теоретически обосновала, но и проиллюстрировала практическими примерами, как каждый из этих компонентов проявляется в реальной жизни и во взаимодействии с людьми с ОВЗ.

Т.Г. Фирсова,
И.о. директора Педагогического института СГУ:

Символично, что мероприятие проходит в день преподавателя высшей школы и Международный день дефектолога. В Саратовском университете проводится комплекс мероприятий для формирования инклюзивных компетенций. Это является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов, а потому мы придаём большое значение вашему участию в таких слётах.

Руководитель Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями СГУ М.Д. Коновалова представила доклад «Взаимодействие добровольческого движения с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями».

Марина Дмитриевна осветила ключевые аспекты деятельности НМЦ, представила результаты его работы и продемонстрировала вклад центра в развитие волонтёрского движения в сфере инклюзивного образования. Спикер сделала акцент на формировании новой культуры поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ через взаимодействие с родительскими НКО и привлечение заинтересованных специалистов и студентов-добровольцев.

С видеообращением к участникам слёта инклюзивных добровольцев обратилась директор ресурсного учебно-методического центра Мининского университета Т.Ф. Краснопевцева.

Т.Ф. Краснопевцева,
Директор ресурсного учебно-методического центра Мининского университета:

С Саратовским университетом нас связывает многолетняя дружба. Вместе мы реализовали немало мероприятий в рамках развития инклюзивной культуры и добровольчества. Наш первый совместный летний образовательный лагерь в «Чардыме» по развитию добровольческого движения до сих пор с теплотой вспоминают нынешние выпускники нашего университета. Надеюсь, этот слёт оставит в ваших сердцах столь же яркие впечатления.

Благодарю Саратовский университет за вклад в развитие инклюзивной культуры. Слёт добровольцев — уникальная возможность обмена опытом в сфере добровольческой деятельности и совместной работы над социальными проектами, направленными на улучшение качества жизни людей с ОВЗ.

Руководитель регионального центра добровольчества «Абилимпикс» Саратовского университета В.Н. Чупахина выступила с докладом «Инклюзивное добровольчество как повышение инклюзивной культуры будущего педагога». Вероника Николаевна высказала мнение о необходимости интеграции инклюзивных компетенций в подготовку всех педагогов, включая специалистов не только коррекционного, но и общего профиля.

В.Н. Чупахина провела тестирование участников слёта инклюзивных добровольцев в формате квиза. Он охватывал вопросы взаимодействия, коммуникации и оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

Программа слёта инклюзивных добровольцев продолжилась серией практических мастер-классов, организованных по четырём тематическим секциям: «Территория семьи», «Территория успеха», «Территория игр» и «Образовательная территория».

  1. В рамках секции «Территория семьи» была проведена экскурсия по научно-методическому центру психологической и педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями Саратовского университета. Экскурсию проводили руководитель Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями СГУ М.Д. Коновалова, руководитель службы психологический поддержки СГУ Н.П. Сергеева и ассистент Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ К.В. Серегин.

  2. Секция «Территория игр» позволила участникам познакомиться с эффективными игровыми практиками, применяемыми в педагогической деятельности. Об игровых практиках рассказали руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ А.А. Фисенко, психолог Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ В.А. Семячкина и руководитель регионального центра добровольчества «Абилимпикс» СГУ В.Н. Чупахина.

  3. На «Образовательной территории» была организована дискуссионная площадка, посвящённая актуальным вопросам развития инклюзивной культуры. Кураторами дискуссионной площадки выступили заместитель директора Педагогического института СГУ Е.Н. Горина и преподаватель кафедры коррекционной педагогики М.В. Никитина.

  4. В рамках сессии «Территория успеха» прошла встреча-нетворкинг, на которой участники слёта смогли задать специалистам интересующие вопросы. Во встрече приняли участие руководитель лаборатории инклюзивного образования Л.В. Мясникова, тифлопедагог Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ Е.А. Харитонова и профконсультант Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ М.И. Гришина. 

Основная цель слёта – обмен опытом между участниками добровольческого движения, а также повышение качества оказываемой помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.