19 ноября в Саратовском университете состоялся Второй Региональный «Слёт инклюзивных добровольцев. Инклюзивная культура педагога». В нём приняли участие студенты колледжей и высших учебных заведений региона, специализирующихся на подготовке педагогов.
В программе слёта – торжественное открытие, награждение победителей конкурса «Лучший доброволец "Абилимпикс 2024"» Саратовской области, образовательные мастер-классы. Мероприятие проходило в XII корпусе СГУ.
На открытии слёта приветствовала гостей проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова.
О.Е. Нестерова
Проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе
Всех участников слёта объединяет тема инклюзивного добровольчества – особой формы волонтёрской деятельности. Эта деятельность основана на искреннем сопереживании и стремлении оказывать помощь. Помогая другим, добровольцы формируют более глубокое понимание мира и проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Погружаясь в эти проблемы, вы обогащаете свой жизненный опыт. Инклюзивная волонтёрская деятельность, в которой вы принимаете участие по собственной воле и инициативе, помогает не только вашему личностному росту, но и успехам в учёбе. Вы большие молодцы!
На сцене состоялось награждение победителей конкурса «Лучший доброволец «Абилимпикс 2024» Саратовской области.
-
Диплом третьей степени получила София Лазарева, студентка факультета ППиСО.
-
Дипломом второй степени была награждена Виктория Алаева, студентка факультета ППиСО.
-
Диплома первой степени удостоилась Анастасия Колесникова, студентка факультета ППиСО.
Одним из победителей также стала инклюзивная команда Саратовского университета. Вокальный коллектив СГУ вместе со студенткой факультета ППиСО с ограниченными возможностями слуха одержал победу и вышел в финал Всероссийского проекта «ЗАОДНО». Участники слёта увидели ролик с песней «Жить», исполненной финалистами проекта.
После награждения и.о. директора Педагогического института СГУ Т.Г. Фирсова рассказала о современной подготовке будущих педагогов.
Татьяна Геннадьевна представила и аргументировала три ключевых тезиса, отражающих сущность инклюзии: «инклюзия – уважение», «инклюзия – единство» и «инклюзия – поиск». Отдельно Т.Г. Фирсова рассмотрела структуру инклюзивной культуры; выделила 4 основных компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный, операционно-деятельностный и аффективный. Т.Г. Фирсова не только теоретически обосновала, но и проиллюстрировала практическими примерами, как каждый из этих компонентов проявляется в реальной жизни и во взаимодействии с людьми с ОВЗ.
Т.Г. Фирсова,
И.о. директора Педагогического института СГУ:
Символично, что мероприятие проходит в день преподавателя высшей школы и Международный день дефектолога. В Саратовском университете проводится комплекс мероприятий для формирования инклюзивных компетенций. Это является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов, а потому мы придаём большое значение вашему участию в таких слётах.
Руководитель Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями СГУ М.Д. Коновалова представила доклад «Взаимодействие добровольческого движения с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями».
Марина Дмитриевна осветила ключевые аспекты деятельности НМЦ, представила результаты его работы и продемонстрировала вклад центра в развитие волонтёрского движения в сфере инклюзивного образования. Спикер сделала акцент на формировании новой культуры поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ через взаимодействие с родительскими НКО и привлечение заинтересованных специалистов и студентов-добровольцев.
С видеообращением к участникам слёта инклюзивных добровольцев обратилась директор ресурсного учебно-методического центра Мининского университета Т.Ф. Краснопевцева.
Т.Ф. Краснопевцева,
Директор ресурсного учебно-методического центра Мининского университета:
С Саратовским университетом нас связывает многолетняя дружба. Вместе мы реализовали немало мероприятий в рамках развития инклюзивной культуры и добровольчества. Наш первый совместный летний образовательный лагерь в «Чардыме» по развитию добровольческого движения до сих пор с теплотой вспоминают нынешние выпускники нашего университета. Надеюсь, этот слёт оставит в ваших сердцах столь же яркие впечатления.
Благодарю Саратовский университет за вклад в развитие инклюзивной культуры. Слёт добровольцев — уникальная возможность обмена опытом в сфере добровольческой деятельности и совместной работы над социальными проектами, направленными на улучшение качества жизни людей с ОВЗ.
Руководитель регионального центра добровольчества «Абилимпикс» Саратовского университета В.Н. Чупахина выступила с докладом «Инклюзивное добровольчество как повышение инклюзивной культуры будущего педагога». Вероника Николаевна высказала мнение о необходимости интеграции инклюзивных компетенций в подготовку всех педагогов, включая специалистов не только коррекционного, но и общего профиля.
В.Н. Чупахина провела тестирование участников слёта инклюзивных добровольцев в формате квиза. Он охватывал вопросы взаимодействия, коммуникации и оказания помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
Программа слёта инклюзивных добровольцев продолжилась серией практических мастер-классов, организованных по четырём тематическим секциям: «Территория семьи», «Территория успеха», «Территория игр» и «Образовательная территория».
-
В рамках секции «Территория семьи» была проведена экскурсия по научно-методическому центру психологической и педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями Саратовского университета. Экскурсию проводили руководитель Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями СГУ М.Д. Коновалова, руководитель службы психологический поддержки СГУ Н.П. Сергеева и ассистент Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ К.В. Серегин.
-
Секция «Территория игр» позволила участникам познакомиться с эффективными игровыми практиками, применяемыми в педагогической деятельности. Об игровых практиках рассказали руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ А.А. Фисенко, психолог Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ В.А. Семячкина и руководитель регионального центра добровольчества «Абилимпикс» СГУ В.Н. Чупахина.
-
На «Образовательной территории» была организована дискуссионная площадка, посвящённая актуальным вопросам развития инклюзивной культуры. Кураторами дискуссионной площадки выступили заместитель директора Педагогического института СГУ Е.Н. Горина и преподаватель кафедры коррекционной педагогики М.В. Никитина.
-
В рамках сессии «Территория успеха» прошла встреча-нетворкинг, на которой участники слёта смогли задать специалистам интересующие вопросы. Во встрече приняли участие руководитель лаборатории инклюзивного образования Л.В. Мясникова, тифлопедагог Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ Е.А. Харитонова и профконсультант Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов СГУ М.И. Гришина.
Основная цель слёта – обмен опытом между участниками добровольческого движения, а также повышение качества оказываемой помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.