Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В субботу, 18 мая, в Саратовском университете состоялся торжественный выпускной третьего сезона Педагогического класса СГУ. Успешно прошли обучение и получили сертификаты 88 ребят из Саратовской области и 51 старшеклассник из Луганской Народной Республики.

На праздничное собрание в XI корпусе СГУ пришли школьники и их родители, преподаватели университета, студенты-волонтёры.

Приветствовала участников мероприятия и представила программу выпускного дня руководитель приоритетных проектов и программ СГУ, куратор стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030» Е.Г. Елина.

«Сегодня мы завершаем программу этого учебного года. Мы рады, что на наш выпускной смогли приехать ребята из отдалённых районов и встретиться с нами. Сегодня мы вручим вам сертификаты об окончании Педкласса. Наши преподаватели скажут свои напутственные слова – это именно те люди, которые будут с вами работать, когда вы станете студентами Саратовского университета. Нынешних десятиклассников мы ждём на будущий год продолжить обучение в Педагогическом классе: по традиции вас ждёт совершенно новая программа, вы ещё раз сможете принять участие в областной педагогической олимпиаде и ещё лучше подготовиться к поступлению», – сказала Е.Г. Елина.

Продолжила заключительную в этом учебном году встречу Педкласса заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова. Екатерина Александровна прочитала лекцию «Не думай о секундах свысока», посвящённую построению продуктивного диалога со временем.

Е.А. Александрова рассказала о методиках планирования распорядка дня и поделилась своим опытом поддержания психологического и физического здоровья через гармоничное распределение трудовой нагрузки.

«Когда я начала собирать свои секреты плодотворного составления графика, я нашла великолепное высказывание о том, что у нас столько же времени, сколько было у великих людей, которые за короткий период жизни успели достичь многого. Обычно мы лукавим, когда говорим, что у нас нет времени. Во-первых, мы хотим, чтобы нас пожалели. Во-вторых, таким образом мы прикрываем своё бездействие. Человек всегда находит время для того, что он хочет выполнить», – поделилась жизненными наблюдениями Екатерина Александровна.

Планы на день можно гармонично распределить на категории «хочу» и «надо», считает Е.А. Александрова. В качестве примера Екатерина Александровна привела результаты рефлексии над собой: она поняла, что поздно вечером многие люди устают не от количества выполненных задач, а от осознания того, сколько они не успели сделать. Для более высокой продуктивности Е.А. Александрова посоветовала при составлении графика оставлять время для спонтанных событий.

По мнению Е.А. Александровой, усталость – естественное состояние человека. Необходимо позволять себе восстанавливаться и уметь грамотно отдыхать, организовывать перерывы между периодами интенсивной работы.

Екатерина Александровна представила теорию управления временем и познакомила старшеклассников с полезными интернет-ресурсами, которые позволяют эффективно распределять ежедневные задачи. Будущим студентам Е.А. Александрова посоветовала заранее продумать варианты планирования своей жизни в университете.

Во второй части выпускного для учеников Педкласса была организована педагогическая игра. В ней приняли участие как старшеклассники, так и их родители. Организаторами выступили заведующая кафедрой педагогики Е.И. Балакирева, доцент той же кафедры Н.Ю. Курчатова и студенты-волонтёры.

«Представьте, что вы уже работаете в школе, и вы – команда молодых учителей. В школе часто бывают ситуации, когда требуется молниеносная реакция, умение находить выход из порой безвыходных ситуаций, – пояснила задачу игры Н.Ю. Курчатова. – Нам кажется, что вы это понимаете и к этому готовы. За небольшое время вам предстоит стать сплочённым, дружным педагогическим коллективом».

После интенсивной работы над проектами в командах участники игры представили общее решение по следующим вопросам: «Современное пространство школы», «Классный руководитель: его основные задачи и качества», «Школа и родители: дружба или отчуждение?».

По мнению старшеклассников, школа будущего должна быть оснащена современным оборудованием, которое позволит эффективно вовлечь ребёнка в учёбу. При этом, по предложению учеников, в здании школы может находится интерактивная крыша, которая ночью сможет выполнять функции купола планетария и проецировать звёздное небо.

Участники второй команды считают, что классные руководители выполняют самую важную роль в школе, координируют учебный процесс подопечных. Будущие педагоги перечислили качества хорошего учителя и подчеркнули, что для детей важна доверительная атмосфера в классе. По мнению учеников, преподаватель должен быть готов всегда прийти на помощь.

Последняя команда рассуждала о правилах взаимодействия между учениками, родителями и педагогами. Согласно позиции ребят, необходимо выстраивать чёткие границы между всеми участниками образовательного процесса. Будущие учителя призвали проводить совместные внеурочные мероприятия, где могли бы встречаться как сотрудники школы, так и дети с их родителями.

Подводя итоги, руководитель приоритетных проектов и программ Е.Г. Елина отметила высокий уровень выступлений команд, которые верно пользовались педагогической терминологией: «Уверена, что всех ребят мы могли бы видеть на университетской скамье в качестве студентов – сегодня вы показали готовность осваивать сложную вузовскую программу».

Е.Г. Елина отдельно поблагодарила родителей, которые сподвигли своих детей стать частью Педагогического класса СГУ. Затем Елена Генриховна предложила преподавателям сказать напутственные слова выпускникам.

«На сегодняшнем празднике я вспомнила позицию педагога А.С. Макаренко. Он считал, что нельзя научить человека быть счастливым, но можно воспитать его так, чтобы он стал таким. Сегодня ваши глаза были наполнены радостью от встречи друг с другом, от возможности быть в нашем университете. Вы сделали сложный, но правильный выбор своей будущей профессии – теперь я полноправно могу обращаться к вам как к своим коллегам. Будем рады вновь увидеть вас 1 сентября на торжественной линейке, но уже в новом для вас статусе студентов СГУ», – отметила и.о. директора Педагогического института СГУ Т.Г. Фирсова.

Завуч Педкласса СГУ, специалист по учебно-методической работе Центра поддержки одарённых детей О.В. Прозорова поздравила учеников с успешным освоением программы и поблагодарила всех собравшихся за атмосферу всеобщего счастья на занятиях Педкласса.

В завершение старшеклассники в торжественной обстановке получили сертификаты о прохождении программы Педагогического класса СГУ. На память о прошедшем учебном годе участники встречи сделали общую фотографию.

Напомним, что проект «Педагогический класс СГУ» реализуется как часть университетского стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы развития «Приоритет 2030».

Курс традиционно включает лекции, практические занятия, кейсы, ток-шоу, игровые формы обучения с участием ведущих преподавателей и учёных Саратовского университета. Особую роль в образовательном процессе выполняют домашние задания, которые являются показателем вовлечённости и успеваемости слушателей.