Этикет (от фр. «ярлык, этикетка») – это совокупность правил поведения человека в обществе других людей. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе: обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
Этикет… Это слово родилось во Франции в эпоху галантного Людовика XIV, «короля-солнца», когда величие и пышность королевского двора достигли своего расцвета. Однажды на торжественном приёме гости были сильно озадачены – им раздали карточки с правилами поведения при дворе, или «этикетки». Вот тогда и стали называть «этикетом» правила поведения и учтивости, общие для людей одного времени.
14 ноября 2024 года библиотека КРЭ провела комильфо-вечер или вечер хороших манер «Что такое этикет?» для группы 1101 (кл. рук. – Машарова Е. А.). Главной темой вечера стало знакомство студентов колледжа с этикетом и правилами поведения в обществе. Первокурсники, принявшие участие в мероприятии, с помощью мультимедийной слайдовой презентации «Комильфо, или "Разговор о хороших манерах"» узнали, что означает термин «этикет», познакомились с историей этикета и правилами поведения в разных странах. Первый сборник правил поведения появился ещё в Древнем Египте. В Древнем Китае насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем – всё было строго определено и расписано. В нашей стране правила хорошего тона складывались с незапамятных времён. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Это кодекс правил, советов и наставлений на все случаи жизни. Он определял регламент жизни средневекового человека, её хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины. Позже написанные правила вежливости появились во времена Петра I, русского царя. Они назывались «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Библиограф КРЭ Юрина Вероника Алексеевна рассказала участникам комильфо-вечера, что в них было написано, как должен вести себя человек в гостях, как здороваться со знакомыми людьми, и прежде всего, как вести себя с родителями и с людьми старше по возрасту и т. д. Во времена правления Петра I также была введена школа светских манер для молодых дворян, где их «отучали от старины», прививали новые формы вежливого поведения и обращения. Идеальный дворянин должен был владеть русской грамотой, знать иностранные языки, искусство конной езды, «шпажной битвы», уметь вести «добрый разговор», оспорить чужое мнение «учтиво, благочинно, вежливо, не перебивая других», быть смелым и отважным, трудолюбивым и послушным. Русская императрица Екатерина II разработала «Эрмитажный устав», в котором были описаны правила поведения придворных. «Эрмитажный устав» требовал «говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих тамо находящихся уши и голова не заболели». В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на крестинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.
Учащиеся колледжа также познакомились с понятиями «манера», «комильфо» и «моветон». Порассуждали о задачах и практическом значении этикета для общения и взаимодействия с другими людьми, о вежливости, вспомнили пословицы и поговорки о вежливости, добре, воспитанности. Узнали значение древнерусского слова «вежа», а также обычаи и традиции приветствовать друг друга у разных народов и правила приветствия согласно этикету. Затем вниманию присутствующих был предложен видеоролик о правилах поведения «Что такое этикет?». После чего, разделившись на команды «Знатоки хороших манер» и «Короли вежливости», охотно приняли участие в командной игре-викторине «В гостях у этикета», состоявшей из 5 номинаций: «Приветствия», «Азы этикета», «Практический этикет», «Исправь ошибки» и «Выбери правильный ответ». Каждая номинация включала в себя несколько заданий, например: «Как следовало говорить присутствующим на приёмах у русской императрицы Екатерины II согласно «Правилам Эрмитажного устава»?», «Как правильно вести себя в гостях, в колледже и на улице, и принимать друзей у себя дома?», «Какие подарки можно дарить друзьям и как правильно вести себя за общим столом?» и т. д. Третий этап турнира, посвящённый использованию этикета в различных жизненных ситуациях, оказался и самым интересным для первокурсников – сервировка и правила поведения за столом, «язык столовых приборов» и множество других нюансов вызвали огромное количество вопросов. В практической части участники игры «блеснули» своими знаниями не только в правильной сервировке, но и в поведении, показав себя с лучшей стороны – культурными и воспитанными. За каждый правильный ответ команда получала жетон в виде смайлика. Подсчёт жетонов в конце зажигательной игры показал, что с отрывом в один балл победила команда «Короли вежливости» (26 баллов против 25 у команды «Знатоки хороших манер»).
По окончании игры студентам первого курса было предложено принять участие в небольшом анкетировании «Учитесь честно оценивать себя», где им необходимо было оценить себя по 5-тибальной шкале по следующим параметрам: вежливость, воспитанность, хорошие манеры, сдержанность, культура речи, тактичность, гостеприимство, терпимость, осанка и походка, доброжелательность, опрятность, чувство юмора. Всего в анкетировании приняло участие 18 человек.
Результаты анкетирования показали, что вежливыми считают себя 8 человек, воспитанными – 10 человек, обладающими хорошими манерами – 9 человек, сдержанными – 11 человек, обладающими навыками культуры речи – 9 человек, тактичными – 8 человек, гостеприимными – 13 человек, терпимыми – 13 человек, имеющими хорошую осанку и походку – 8 человек, доброжелательными – 13 человек, опрятными – 9 человек, обладающими хорошим чувством юмора – 12 человек.
Не очень вежливыми считают себя 10 человек, не очень воспитанными – 8 человека, обладающими не очень хорошими манерами – 8 человек, не очень сдержанными – 5 человек, не обладающими навыками культуры речи – 9 человек, не очень тактичными – 9 человек, не очень гостеприимными – 5 человек, не очень терпимыми – 5 человек, имеющими не очень хорошую осанку и походку – 7 человек, не очень доброжелательными – 5 человек, не очень опрятными – 7 человек, обладающими не очень хорошим чувством юмора – 4 человека.
Совсем не обладающим хорошими манерами считает себя 1 человек, несдержанными – 2 человека, бестактным считает себя 1 человек, имеющими плохую осанку и походку – 3 человека, неопрятными (неряшливыми) считают себя 2 человека, без чувства юмора – 2 человека.
В конце вечера участники мероприятия вместе с библиографом Юриной В. А. повторили золотые правила поведения и правила поведения в КРЭ. Завершилось мероприятие обзором тематической книжной выставки «Ежели вы вежливы…, или Этикет на каждый день», оформленной в читальном зале библиотеки КРЭ. В экспозиции были представлены книги по этикету, правила поведения в различных жизненных ситуациях, информация о современном этикете, а также репринтное издание вышедшей при Петре I книги «Юности честное зерцало».