Направления деятельности
Факультет иностранных языков и лингводидактики отличает устойчивое инновационное развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности в области лингвистики и лингводидактики. Преподаватели факультета занимаются вопросами педагогики одаренности и организации самостоятельной работы студентов, проводят эмпирические исследования в области формирования иноязычной коммуникативной компетенции, социолингвистики, лингвокогнитивистики на материале германских языков.
Основные направления работы коллектива факультета иностранных языков и лингводидактики:
Учебная Научная Воспитательная
Учебная деятельность
Основным направлением учебной работы коллектива кафедр факультета является реализация задач обеспечения качественной подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование (профиль – Иностранный язык), магистров по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование (профиль – Иностранные языки в контексте современной культуры), а также преподавание дисциплины «Иностранный язык» по всем специальностям, направлениям и профилям, осуществляемым в ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» (очная и заочная форма обучения, специалитет, бакалавриат, магистерские программы, предусматривающие дисциплину «Иностранный язык»).
На факультете реализуются дополнительные программы профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и «Третий иностранный язык».
Вся учебная работа тесно связана с интенсификацией обучения и внедрением основных результатов научно-методических исследований в учебный процесс.
Научная деятельность
Cотрудники факультета иностранных языков и лингводидактики активно вовлечены в научно-исследовательскую работу, результатом которой является выработка нового, актуального и востребованного знания в области лингвистики и лингводидактики. Тематика исследований преподавателей факультета отвечает приоритетным направлениям развития гуманитарной науки и включает широкий круг вопросов.
Результаты исследований сотрудники факультета представляют на конференциях различного уровня и публикуют в престижных научных журналах, рекомендованных ВАК и входящих в Web of Science и Scopus.
В сферу научных интересов сотрудников факультета входит широкий круг вопросов. К наиболее важным представляется оправданным отнести эмпирические исследования особенностей формирования иноязычной коммуникативной компетенции, исследования в рамках педагогики одаренности и организации самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. В рамках данных направлений защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаются коллективные монографии и проводятся тематические конференции и круглые столы.
Отдельного внимания также заслуживают социолингвистические и лингвокогнитивные исследования текста и дискурса на материале германских языков, которые проводят преподаватели факультета. В настоящий момент в рамках данного направления на факультете группой ученых осуществляется комплексное научно-практическое исследование по теме «Язык как средство сохранения исторической памяти этноса на материале языковых вариантов российских немцев». Проведен первый этап систематизации и каталогизации архивных материалов лингвокультурного наследия поволжских немцев. Опубликована рукопись Августа Лонзингера «Материальная этнография немцев Поволжья» в переводе и научной редакции заведующего кафедрой немецкого языка и методики его преподавания А. Я. Минора.
Научный календарь факультета иностранных языков и лингводидактики насыщен событиями, способствующими развитию науки и стимулирующими обмен результатами научных исследований как между учеными факультета, представителями других подразделений СГУ имени Н.Г. Чернышевского, а также других вузов России и заграницы. Традиционные конференции, проводимые на факультете иностранных языков и лингводидактики, ежегодно собирают ученых из многих регионов России и зарубежных стран.
В научную работу активно вовлекаются студенты факультета. Ежегодно наши студенты представляют порядка 500 докладов на конференциях различного уровня и публикуют более 100 статей как в различных сборниках факультета, так и в российских научных журналах, включая журналы, рекомендованные ВАК РФ.
Специально для студентов на факультете организуется ряд научных и научно-прикладных мероприятий:
- Всероссийская научно-практическая конференция «Young Scholars’ Research intheHumanities» на английском языке
- Ежегодная общеуниверситетская студенческая научная конференция
- Научно-практическаяконференция«Presenting Academic Achievements to the World»
- Научно-практическая конференция «Science Kaleidoscope»
- Всероссийский чемпионат по решению психолого-педагогических и методических задач
- Всероссийский фестиваль «Осенний BookFeast»
Воспитательная деятельность
Воспитательная работа на факультете ведется в основном в профессиональном ракурсе – в направлении становления личности, формирования морально-этического мировоззрения, трудового воспитания и нацелена на развитие творческих способностей, профессиональных качеств будущих специалистов, на повышение их мотивации. На специальных кафедрах (английского языка и методики его преподавания и немецкого языка и методики его преподавания) особое место при этом занимает работа преподавателей со студентами во время прохождения педагогической практики в школах г. Саратова и области. Воспитательную направленность имеют также выпускаемые сотрудниками кафедр учебно-методические пособия и разработки. Благодатной почвой для гуманизации образования студентов является сам материал учебных занятий, который используется преподавателями для выработки гражданской идеологии (в том числе, например, толерантности, культурной диверсификации), формирования социокультурной компетенции.
Задачи воспитательного процесса:
1. Воспитать креативную личность.
2. Развить умение самостоятельно решать проблемы организации воспитания в студенческом коллективе.
3. Вовлекать студенчество в процесс самоуправления.
4. Привить нравственные ценности.
Студенты факультета иностранных языков и лингводидактики принимают участие в качестве волонтеров-переводчиков в различных международных мероприятиях, проводимых на территории России и Саратовской области (например, в Чемпионате мира по футболу в 2018 году, Чемпионате мира по пожарно-спасательному спорту в 2019 году, Кубке Евразийских стран по прыжкам в воду в 2023 году).
Структура
- Кафедра русской филологии на базе МОУ «ГЭЛ»
- Кафедра английского языка для гуманитарных направлений и специальностей
- Кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации
- Кафедра английского языка и межкультурной коммуникации
- Кафедра немецкого и французского языков и методики их преподавания
- Кафедра английского языка и методики его преподавания
- Кафедра методики обучения истории и обществознанию
- Кафедра педагогики и образовательных технологий
Руководство и сотрудники
История
За свою почти вековую историю факультет иностранных языков и лингводидактики входил в состав нескольких высших учебных заведений Саратова и даже менял свое название. Неизменными оставались только высокий уровень профессионализма преподавателей и выпускников и та особая «домашняя» атмосфера, которая выгодно отличает наш факультет.
История факультета начинается с 1931 года, когда педагогический факультет вышел из состава государственного университета и начал существовать как самостоятельная структура. В его рамках уже тогда работали кафедра иностранных языков и немецкое отделение. Педагогический факультет был преобразован в педагогический институт, а его отделения стали факультетами. Таким образом, факультет иностранных языков и лингводидактики начинался с факультета немецкого языка.
В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году в состав педагогического института влился Саратовский учительский институт иностранных языков с уже существовавшими факультетами английского, немецкого и французского языков. Учебный процесс шел с преимущественным преподаванием немецкого языка: на каждом курсе факультета было по три немецких группы и по одной английской и французской. Вскоре отделения немецкого и английского языков, а позднее и отделение французского языка начали работать в полном составе.
На факультете много лет проработали преподаватели немецкого, английского и французского языков, перешедшие из учительского института: Н.И. Дорохова, А. П. Дульзон, Н.Г. Лилиенфельд, Л.К. Бутовская, В.А. Николаева, И.Р. Кальфюрст, Е.А. Грасмик. В эти годы был создан квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, сформирована богатая библиотека, оборудованы лаборатории и кабинеты.
Во главе факультета всегда были мудрые и чуткие руководители. Первым деканом факультета, тогда еще немецкого языка, был профессор В. Я. Гнатюк. Декан факультета А.П. Дульзон был известным диалектологом и тюркологом. И.Р. Кальфюрст совмещала обязанности декана факультета и заведующей кафедрой немецкого языка с 1943 по 1957. С 1957 по 1970 факультет возглавлял Аркадий Васильевич Пузаков, а с 1970 по 1995 деканом факультета была к.ф.н., доцент Нина Николаевна Панасянц. С 1995 по 2020 факультетом руководила к.ф.н., профессор кафедры английского языка и методики его преподавания Раиса Зифировна Назарова. С 2020 года факультет возглавляет к. филос. н., доцент Светлана Алексеевна Шилова.
Факультет иностранных языков и лингводидактики динамично развивается, следуя за изменениями, происходящими в Российском образовательном пространстве. Так, на факультете раньше всех в России было открыто направление профессиональной переподготовки по иностранным языкам (отделение второго высшего образования работало до открытия магистратуры). Вскоре после этого было открыто отделение «Третий иностранный язык», которое дало студентам факультета возможность изучить дополнительный иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, итальянский).
В новое тысячелетие факультет шагнул, открыв программу профессиональной подготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (2001 г.). В последующем, отвечая на запрос общества, факультет открыл первую в России заочную магистратуру «Иностранные языки в контексте современного образования»
В ноябре 2011 г. в связи с реорганизацией Педагогического института на факультете произошли важные структурные изменения. Факультет иностранных языков был переименован в факультет иностранных языков и лингводидактики, таким образом наш факультет получил свое настоящее название.
На настоящий момент в составе факультета работают 5 кафедр, осуществляя подготовку студентов по различным направлениям:
- бакалавров по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль – Иностранный язык;
- магистратуры по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование, профиль – Иностранные языки в контексте современной культуры (очная и заочная формы обучения);
- а также преподавание дисциплины «Иностранный язык» по всем специальностям, направлениям и профилям, осуществляемым в СГУ (очная и заочная форма обучения, специалитет, бакалавриат, магистерские программы, аспирантура, предусматривающие дисциплину «Иностранный язык»); кроме того, кафедра английского языка для гуманитарных направлений и специальностей, кафедра английского языка и межкультурной коммуникации и кафедра немецкого языка и межкультурной коммуникации осуществляют обучение студентов всех нелингвистических факультетов СГУ по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
В вузах России и других стран работают многие дипломированные специалисты, доктора и кандидаты наук, закончившие в разные годы факультет иностранных языков. Наши выпускники добиваются успехов в бизнесе при организации образовательных и туристических компаний, становятся выдающимися педагогами, имеют звания Отличника народного просвещения и Заслуженного учителя РФ, Почетного работника общего образования РФ, занимают должности методистов и заместителей директоров школ, участвуют и побеждают в конкурсах профессионального мастерства и успешно решают насущные задачи образования.