Skip to main content Skip to search

Бочарова
Елена
Евгеньевна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 1985 г., Психолог. Преподаватель
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук (19.00.05 – Социальная психология), Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности, 2005 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре психологии образования, Министерство образования России, 2012 г.
Научные интересы: 
Психология субъективного благополучия личности
Психология социальной активности личности молодежи
Психология социальных рисков
Психология социализации личности
Этническая психология
Общий стаж: 
38 лет
Стаж по специальности: 
36 лет
Работа в университете: 
Доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, с 2006 по н.в.
Трудовая биография: 

Общественная работа: Ответственный секретарь  журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития» (2008 - РИНЦ, 2015 - ВАК).

 Членство в профессиональных ассоциациях: Член международной ассоциации кросс-культурной психологии (International Association Cross-Cultural Psychology, IACCP is affiliated with the International Union of Psychological Science (IUPsyS)

Участие в реализации научно-исследовательских проектов:

  • 2018-2020 годы:«Психологические механизмы и факторы социальной активности молодежи», РНФ, Россия
  • 2018-2020 годы: «Дискриминационные установки личности в современном обществе и условия их преодоления»,  РФФИ, Россия
  • 2014-2016 годы: «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ», РГНФ, Россия.
  • 2012-2013 годы: «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества»  Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы", Россия.
  • 2012-2013 годы: «Этнопсихологические детерминанты взаимосвязи социальной активности и субъективного благополучия личности». РГНФ, Россия.
  • 2008–2009 годы:  «Социальные представления о современной молодежи и характер ожиданий в отношении сфер её активности в Саратовском Поволжье как детерминанты взаимоотношений между поколениями». РГНФ, Россия.
  • 2006-2007 годы:  «Субъективное благополучие и социальная идентичность региональной молодежи в разных условиях социализации: соотношение, влияние, взаимосвязь». РФФИ, Россия.
Преподаваемые дисциплины: 
Бакалавриат
Социальная психология
Этнопсихология с практикумом
Психолого-педагогический практикум
Магистратура
Психология социального познания
Психодиагностика межличностных отношений
Основные научные публикации: 

Монографии:

  1. Бочарова Е.Е. Гл.4. Перфекционизм как фактор социальной активности / Психология социальной активности молодежи – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 200 с. – 1,9 Мб. [Электронное издание].  С. 86 – 105.
  2. Шамионов Р. М., Гарбер И. Е., Бочарова Е. Е., Голованова А. А., Вагапова А. Р., Фадеева Т. Ю., Арендачук И. В., Акименко А. К., Кленова М. А. Позитивная психология личности. Монография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. 200 с. ISBN 978-5-292-04452-9
  3. Бочарова, Е. Е. Этнопсихология субъективного благополучия молодежи.    - Саратов: Изд-во СГУ, 2015.  176 с.
  4. Бочарова, Е. Е. Психология субъективного благополучия молодежи. - Саратов: Изд-во СГУ, 2012.  200 с.

Учебные пособия:

  1. Бочарова Е.Е. Кленова М.А. Социально-психологическая превенция дискриминационных установок личности: метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат), 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (магистратура) / Бочарова Е.Е. Кленова М.А. Москва: Издательство «Перо», 2020. – 76 с. 670 Мб. [Электронное издание] ISBN 978-5-00171-522-1
  2. Бочарова, Е.Е. Психодиагностика межличностных отношений: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» Москва: Издательство «Перо», 2015.   160 с.  ISBN 978-5-00086-491-3
  3. Бочарова, Е.Е. Практические и тестовые задания по социальной психологии: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат) Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015.   88 с. ISBN 978-5-292-04325-6

Публикации в иностранных изданиях:

  1. Bocharova E. To problem of research of subjective well-being of person // Conference on Psychology and Social Harmony, May 24 - 26, 2013,  Beijing, China // Scientific Research Publishihg. USA. P. 128-132.

Публикации в журналах из Перечня ВАК:

  1. Бочарова, Е.Е. Нравственные ориентации и субъективное благополучие молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016, Т. 5, вып. 2.   С. 143 - 151.
  2. Бочарова, Е.Е. Этнопсихологический анализ структурных особенностей субъективного благополучия  (на примере этнических групп Саратовского региона) // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 3. С. 59 - 69.
  3. Бочарова, Е.Е. Этнопсихологические особенности структурной организации субъективного благополучия (на примере этнических групп Саратовского Поволжья) //  Изв.  Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016, Т. 5, вып. 4.   С. 322 - 330. 
  4. Бочарова, Е.Е. Структурно-содержательные характеристики  саморегуляции социального поведения личности представителей разных этногрупп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15,  вып.1. С. 84 - 88.
  5. Бочарова, Е.Е. Ценность образования  в представлениях выпускников общеобразовательных школ  // Вестник Московского университета Сер. 20. Педагогическое образование. 2015. № 4. 92 -103.
  6. Бочарова, Е.Е. Адаптационная готовность личности  к  ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015, Т.4,  вып. 1.   С. 45 - 51.
  7. Бочарова, Е.Е. Актуальные направления исследований в области этнопсихологии субъективного благополучия  // Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015, Т.4, вып. 2.   С. 135 - 139.
  8. Бочарова, Е.Е. Субъективное благополучие и этнокультурные характеристики личности контактирующих этносов // Психология обучения, Москва, СГА 2015. № 10.  C. 93 - 101.
  9. Бочарова Е.Е. Представление личности о культурно-исторических фактах и их роли в детерминации социальной активности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 22–35. doi: 10.18384/2310-7235-2020-1-22-35
  10. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь дискриминационных установок и характеристик удовлетворенности жизнью, счастья у представителей молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2 (34). С. 162–169. doi: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-162-169
  11. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь перфекционизма и форм социальной активности молодежи разных возрастных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып 3 (35). С. 263–271. doi: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-263-271
  12. Бочарова, Е.Е. Содержательные характеристики "предметного поля" дискриминационных установок // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2018, Т.15. №.3. С. 308 - 322.
  13. Бочарова, Е.Е. Регулятивные и мировоззренческие факторы различных форм социальной активности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018, Т. 7, вып. 4. С. 333 - 346.
  14. Бочарова, Е.Е. Структурная организация регулятивных факторов различных форм социальной активности молодежи // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2018, Т. 28, вып. 4. С. 383 - 389.
  15. Бочарова, Е.Е. Социальный капитал как психологический феномен // Известия Саратовского университета. Новая серия Философия. Психология. Педагогика. 2018, Т.18, вып. 4   С. 433 – 438.
  16. Бочарова, Е.Е.  Структура и предикторы субъективного  благополучия личности: этнопсихологический  анализ // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2017, № 3. С. 130 - 141. ( в соавторстве)
  17. Бочарова, Е.Е. Нравственное самоопределение старшеклассников в условиях изменяющегося общества // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2017, Т.21. № 1. С. 52 - 64. 
  18. Бочарова, Е.Е. Уровневые характеристики взаимосвязи личностной конкурентоспособности и субъективного благополучия старшеклассников // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология, 2016, № 1. С. 62 - 71.
  19. Бочарова, Е.Е. Аксиологическая направленность личности представителей разных социокульутных групп // Изв. Сарат. ун-та. Нов. серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т.14.  Вып. 2. С. 58 - 63.
  20. Бочарова, Е.Е. Этнопсихологические предикторы субъективного благополучия личности // Психология обучения. Москва, СГА 2014. № 11.  C. 95 -108.
  21. Бочарова, Е.Е. Современные подходы в методологии исследования субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т.13, вып.2. С. 73 -78.
  22. Бочарова, Е.Е. Аксиологическая направленность и субъективное благополучие личности в специфике их этнопсихологической обусловленности // Социальная психология и общество, Москва. 2013. № 4. С. 53 - 63.
  23. Бочарова, Е.Е. Современные тренды содержательных методов анализа процесса социализации личности // Современные исследования социальных проблем: 0421200132 Красноярск № 9 (29), 2013: www.sisp.nkras.ruhttp://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2013/8/bocharova.pdf

Web of Science:

  1. Бочарова Е.Е. Соотношение перфекционизма и форм социальной активности российской молодежи: на примере Саратовского региона // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 4. С. 719–737. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-4-719-737
Участие и организация конференций: 
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства», Саратов, Россия, 2020 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии», Саратов, Россия, 2020 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения – 2020: междисциплинарные проблемы современной психологии», Саратов, Россия, 2020 г.
Всероссийская юбилейная научная конференция "Проблемы социальной и экономической психологии: итоги и перспективы исследований", посвященная 45-летию лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН , Москва, Россия, 2018 г.
Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность, Санкт-Петербург, Россия Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция, Саратов, Россия, 2018 г.
Международная научная конференция «Риски в социально-территориальном пространстве современной России», Саратов, Россия, 2016 г.
Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность», Москва, Россия, 2016 г.
Юбилейный XX международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме», Москва, Россия, 2015 г.
Международная научная конференция «Запад на Востоке, Восток на Западе: кросс-культурные отношения, взаимовосприятия и историческая память», Саратов, Россия, 2015 г.
II Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия», Дубна, Россия, 2015 г.
Международная научно-практическая конференция «Социальная психология личности и акмеология», Саратов, Россия, 2014 г.
V Международная научно-практическая конференция «Организационная психология: люди и риски», Саратов, Россия, 2014 г.
III Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров». , Ижевск, Россия., 2010 г.
V Международная научная конференция «Гуманитарные науки и современность»., Москва, Россия., 2012 г. III международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии», Смоленск, Россия, 2012 г.
Международная научно-практическая конференциия «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика», Москва, Россия, 2012 г.
Всероссийской научной конференции «Человек в экономических и социальных отношениях», Москва, Россия, 2012 г.
V съезд Общероссийской организации «Российское психологическое общество», Москва, Россия, 2012 г.
Шестые Аскинские чтения «Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире», Саратов, Россия, 2012 г.
Международная заочная научно-практической конференция «Современные вопросы науки и образования - 21век», Тамбов, Россия, 2012 г.
Международная научно-практическая конференция «Современные вопросы науки–XXI век», Тамбов, Россия, 2011 г.
Международная научно-практическая конференция «Психология образования в XXI веке: теория и практика», Волгоград, Россия, 2011 г.
Международная научно-практическая конференция «Психология социальных и экологических рисков в современном обществе», Саратов, Россия, 2011 г.
Международная научная конференция «Проблемы и перспективы социальной психологии образования», Саратов, Россия, 2010 г.
Всероссийский научно-практический семинар «Психологическое сопровождение процесса трансформации детско-родительских отношений в семьях трудовых мигрантов», Пенза, Россия, 2010 г.
III Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и мир: конструирование и развитие социальных миров, Ижевск, Россия, 2010 г.
Повышение квалификации: 
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании здание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании , ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2020 г.
"Социокультурные факторы и проблемы современного образования" в объеме 108 часов, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г.
«Этнокультурные проблемы региона в условиях риска» в объеме 108 часов, ИДПО СГУ, 2016 г.
«Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе», ФГБОУ ВО "СГУ имени Н.Г. Чернышевского", 2016 г.
«Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования» в объеме 108 часов, ИДПО СГУ, 2015 г.
«Социальное партнерство российских вузов и работодателей как фактор снижения рисков трудоустройства выпускников» в объеме 108 часов, ИДПО СГУ, 2014 г.