Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Елина Елена Генриховна
Елина
Елена
Генриховна
Руководитель приоритетных проектов и программ: Ректорат
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Резюме

Академическая и экспертная деятельность

Участие в советах и профессиональных объединениях:

  • 1998–2015: Член Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию.
  • С 2015: Член ФУМО «Языкознание и литературоведение».

Экспертная деятельность:

  • 2000: Разработчик Государственного образовательного стандарта.
  • 2010–2015: Разработчик Федерального государственного образовательного стандарта по филологии, примерных учебных планов и других методических материалов для разных филологических специализаций, профилей, программ.
  • 2014–2015: Разработчик ФГОС аспирантуры «Языкознание и литературоведение».

Квалификация

Сведения об образовании:

  • 1974: Филолог. Учитель русского языка и литературы. Саратовский государственный университет, филологический факультет.
  • 1969: Саратовская математическая школа № 13.

Повышение квалификации:

  • 2022: «Практики управления качеством образования в условиях цифровой трансформации вуза», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
  • 2022: «Противодействие коррупции», Институт дополнительного профессионального образования СГУ.
  • 2020: Институт дополнительного профессионального образования СГУ.

Диссертации и учёные степени:

  • 1996: Доктор филологических наук. «Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов».
  • 1981: Кандидат филологических наук. «Эпистолярные формы в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Учёное звание:

  • : Профессор.

Идентификаторы в системах наукометрии:

  • РИНЦ: 317951.
  • ORCID: 0000-0002-9797-3145.

Опыт работы

  • Год начала работы в СГУ: 1974

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского:

  • 2018 - наст.вр.: руководитель приоритетных проектов и программ, ректорат.
  • 2007 - 2018: проректор по учебно-методической работе, ректорат.
  • 1997 - наст.вр.: профессор, кафедра общего литературоведения и журналистики.
  • 1983 - 1997: доцент, кафедра общего литературоведения и журналистики.
  • 1982 - 1983: ассистент, кафедра советской литературы.
  • 1981 - 1982: ассистент, кафедра русской литературы.
  • 1974 - 1977: ассистент, кафедра русской литературы.

Основные научные публикации

  • 2023
      • Жанровая палитра литературных материалов на страницах газеты «Саратовский вестник» 1910-х годов // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 2 (38). С. 166–174. ВАК.
      • Чеховские страницы П. Вайля и А. Гениса в контексте скафтымовской эстетики // А. П. ЧЕХОВ И ТРАДИЦИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции Десятые Скафтымовские чтения К 400-летию Мольера (Саратов, 11–12 октября 2022 года) С. 23-31.
  • 2022
      • Е.Г. Елина, Р.М. Шамионов. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения //Almamater/ 2022.№3. С. 65-70. ВАК.
      • Зачем университету педагогический класс? Актуальные тренды в современном образовании. Сб. науч. Трудов. Саратов. 2022. С. 186-193.
      • Жанровые модификации и «поиски жанра» в романе Тимура Кибирова «Генерал и его семья» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 192-198. ВАК.
      • Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методологии анализа: коллективная монография / Отв. ред. и сост. А. А. Холиков, при участии Е. И. Орловой. М.: ИМЛИ РАН, 2021. 768 с. // Вопросы литературы. 2022. №3. С. 294-299. ВАК.
      • Интерпретация, образ, литературный герой: литературоведческий этюд к рассказу Сергея Носова// «Меры не знал я, смертных любя». К 90-летию Российского филолога Владимира Серафимовича Вахрушева (1932—2011). Ред.-сост. Л. Комуцци и П. Глушаков. СПБ: Росток, 2022. С.279-283.
  • 2021
      • Мемуаристика Б.Ф. Егорова: жанровые принципы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21. Вып. 1. С. 116-120. ВАК
      • Мемуары В.А. Каверина о «Серапионовых братьях»вконтексте филологической прозы// Серапионовы братья: Взгляд из XXI века. К 100-летию литературного содружества: Материалы Всероссийской научной конференции. Коллективная монография / Отв. ред. И.Э. Кабанова, И.В. Ткачева, сост. Д.А. Слюзова. Саратов: ИЦ «Наука», 2021. С. 66–73.
  • 2020
      • Филолог-первокурсник: проблемы профессиональной коммуникации // Ученые записки Новгородского гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. 2020. №1 (26). Электронное издание. ВАК.
      • Письмо в художественном мире В.А. Каверина // Эго-документы ХХ века. Литература, культура, история. Фединские чтения. Вып. 7. Коллективная монография. Саратов, наука, 2020. С. 177-184.
      • Елина Е.Г. Журналистика и журналисты в рассказах А.П. Чехова// Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Филология. Журналистика. 2020. №4. С. 440-447. ВАК.
  • 2019
      • Елина Е.Г., Александрова Е.А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н.Г. Чернышевского // Известия СГУ. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т.8. Вып. 2. С. 163–168. ВАК.
      • Устный рассказ студента-активиста как речевой жанр // Жанры речи. 2019. №3. С. 193–199. ВАК.
      • Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски//Высшее образование в России. 2019. №6. С. 9-27. Входит в базу SCOPUS.
      • Елина Е.Г. Из истории советской медиакритики. Начало // История медиакритики в России: очерки и материалы: Коллективная монография. Саратов, изд-во СГУ, 2019. С. 160-166.
      • Елина Е.Г., Павленко Р.И., Раева А.В. Медиакритика 1920-х годов на газетной полосе: «Правда», «Известия» // История медиакритики в России: очерки и материалы: Коллективная монография. Саратов, изд-во СГУ, 2019. С. 167-179.
      • Елина Е.Г., Раева А.В. Журналист и журналистика в концепции ЛЕФ // История медиакритики в России: очерки и материалы: Коллективная монография. Саратов, изд-во СГУ, 2019. С. 180-197.
  • 2018
      • Н. Огнев в литературной жизни 1930-х годов // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: филология, журналистика. 2018. Т.18. Вып. 3. С. 318–323. ВАК.
      • Елина Е.Г., Фризен М.А. "Новая грамотность", "новая неграмотность" и речевые жанры // Жанры речи. 2018. №3 (19). С. 168–171. ВАК.
      • Три взгляда на литературу и революцию: Л. Троцкий, Вяч. Полонский, Г. Лелевич // Русская интеллигенция и революция в литературе ХХ века. Саратов, 2018. С.23–32.
  • 2017
      • Прозоров В.В., Елина Е.Г. Введение в литературоведение. М., 2017.
  • 2016
      • Л. А. Словохотов в литературной жизни Саратова 1920-х годов (в соавт. с А.В. Хрусталёвой) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. № 3. С. 290-293.
      • Инструменты формирования литературной культуры в газетных публикациях второй половины 1990-х годов (в соавт. с Р.И Павленко) // Филология и человек. 2016. № 2. С. 61-68.
      • М.Е. Салтыков-Щедрин в 1926 году // Щедринский сборник. Вып. 5. М.Е. Салтыков-Щедрин в контексте времени. М., 2016. С.301-310.
      • Учитель словесности в рассказе А.П. Чехова // Острова любви Борфеда: сборник к 90-летию Б.Ф. Егорова. Санкт-Петербург, 2016. С. 379-384 (в соавт. с А.В. Раевой).
  • 2015
      • Компетенции и результаты обучения: логика представления в образовательных программах//Высшее образование в России. 2015. №1. С. 10-20 (В соавт. с Е.Н. Ковтун, С.Е. Родионовой).
      • В центре внимания – СМК: опыт Саратовского государственного университета // Стандарты и качество. 2015.№11(941). С.40-41. (В соавт. с А.Н. Чумаченко, С.Б. Венигом, С.А. Ворошиловым, Т.Г. Захаровой).
      • Мотивы противостояния в литературно-общественной ситуации на рубеже десятилетий// Эпоха «Великого перелома» в истории культуры. Сб. Саратов, 2015. С. 165-172.
      • Карты компетенций: проблемы и поиски решения// Информационный бюллетень. №16. Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Тамбов, 2015. С.79-91. (В соавт. с Е.Н.Ковтун, С.Е. Родионовой).
      • Проект примерной основной образовательной программы по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 45.06.01- «Языкознание и литературоведение» //Информационный бюллетень. №16. Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Тамбов, 2015. С. 28-54.
      • Об опыте количественной оценки эффективности работы преподавателей //Alma mater. 2015.№3. С. 30-37 (В соавт с В.С. Анищенко).
      • Дневниковая проза Н. Огнева на фоне эпохи//ХХ век в зеркалах эпистолярия, дневников, мемуаров. Фединские чтения. Вып. 6. Саратов, 2015. С.37-42.
  • 2014
      • Введение; гл.1 Подготовка учителей в Великобритании и ФРГ//Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании. Саратов, 2014.
      • Педагогическое образование в условиях классического университета//Человек и образование. 2014.№1.С.91-95. В соавт. с О.И. Дмитриевой.
  • 2013
      • М. Левидов в литературной жизни 1920-х годов// Конст. Федин и его современники. Саратов, 2013. С.124-129.
      • Образовательное направление «Журналистика» в Саратовском государственном университете// Методическое пособие для студентов 1–4 курсов, обучающихся по направлению бакалавриата «Журналистика»/Под ред. В.В. Прозорова, Е.Г. Елиной, И.В. Бибиной. Саратов, 2013.
      • Национальный исследовательский университет в контексте модернизации образования// ALMA MATER. Вестник высшей школы. 2013. №7. С. 6-10. (В соавт. с Л.Ю. Коссовичем и Ю.Г. Голубом).
      • Образовательные технологии в вузе: опыт Национального исследовательского Саратовского государственного университета/ Под ред. Е.Г. Елиной, Е.И. Балакиревой. Саратов, 2013.
  • 2012
      • Образовательные технологии и методы в высшей школе на примере США и стран Европы//Alma mater. 2012.№11. С.85-90.
      • Об очередном этапе модернизации высшего профессионального образования в Саратовском государственном университете// Опыт внедрения федеральных государственных образовательных стандартов учреждениями профессионального образования: мониторинг вузов и колледжей: Материалы семинара-совещания для руководящих работников учреждений профессионального образования Приволжского федерального округа. Саратов, 2012. С.266-269.
      • Итоговая государственная аттестация в условиях реализации ФГОС// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Саратов, 2012. Вып.1. С. 108-112. (В соавт. с А.А. Чувакиным).
      • Введение в литературоведение: учебн. пособие для вузов. М., 2012. (В соавт. с В.В. Прозоровым).
      • От девятьсот двадцатых к двухтысячным. Саратов, 2012.
      • Образовательные технологии и методы в высшей школе на примере США и стран Европы// ALMA mater. 2012. №11. С. 85-90. (В соавт. с М. Фризен).
  • 2011
      • Лев Лунц: опыт реконструкции литературно-критического мышления // Серапионовы братья: философско-эстетические и культурно-исторические аспекты. Саратов, 2011. С. 24-30.
  • 2010
      • Текстология//Введение в литературоведение. Изд. 3-е, дополненное. М., 2010 (совм. с И.А. Книгиным).
      • Скафтымовское литературоведение и современная русская литература// Александр Павлович Скафтымов в русской литературной науке и культуре. Саратов, 2010. С. 223-229.
      • Формы и функции читательской литературной критики в Интернете//Фiлiа логоу. Саратов, 2010. С. 259-271. Совм. с М.А. Фризен.
  • 2009
      • История русской литературной критики: Учеб. Пособие для студентов. М., 2009 (в соавт. С В.В. Прозоровым, И.А. Книгиным, О.О. Миловановой, Е.Е. Захаровым).
  • 2008
      • Левый фронт и новая журналистика//Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции. Саратов, 2008. С. 163-176.
  • 2007
      • Журналистика и цензура в советской России 1920-х годов//Цензура как социокультурный феномен. Саратов, 2007. С. 176-191.
      • Европейский опыт подготовки филологов//Инновационные подходы к проектированию ФГОС и ПООП по направлению подготовки «Филология». М., 2007.
      • «Народная» поэзия на страницах Интернета//Литература и человек. Тверь,2007. С.85-91.
      • Инновационная модель подготовки журналиста// Аккредитация в образовании. 2007. № 14. С. 58-59.
  • 2006
      • Предмет и вещь в поэзии А.А.Тарковского// Язык художественной литературы. Литературный язык. Саратов. 2006. С.172-178.
      • Введение в литературоведение. Изд.3-е, испр. и дополн. Саратов, 2006 (в соавт.с В.В.Прозоровым, И.А.Книгиным).
  • 2005
      • Журналистика в Саратовском университете: Методическое пособие для студентов, обучающихся на специальности «Журналистика». Саратов, 2005. С.8-15, 53-65, отв.ред. совм. с В.В.Прозоровым.
  • 2004
      • Канонический текст // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2004. С.521-533 (в соавт. с И.А.Книгиным).
      • Филологические специализации в Саратовском государственном университете // Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Пермь, 2004. Вып.7. С.47-48.
  • 2003
      • Губернская власть и словесность: Литература и журналистика Саратова 1920-х годов: Коллективная монография. Саратов, 2003. С.3-21, 107-126, 191-203, отв. редактор совм. с Л.Е.Герасимовой и Е.Г.Трубецковой.
  • 2002
      • История русской литературной критики: вузовский учебник/ Под ред. В.В.Прозорова. М., 2002. С.253-362, 4-425, 427-433.
  • 2001
      • Типология современных журналистов// Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. М., 2001. С.18-19.
  • 2000
      • Классическая литература в журнальном контексте 1999 года // Литературоведение и журналистика. Саратов, 2000. С.221-233.
      • В.Б.Шкловский и современное литературоведение // Русская словесность. 2000. №3. С.68-70.
  • 1998
      • О соотношении понятий "литературный процесс" и "литературная жизнь"// Вопросы литературы. 1998. Май-июнь (№3). С.31-38.
      • Пособие по русскому языку и литературе для поступающих в СГУ. Саратов, 1998. 40 с. (В соавторстве с В.В. Прозоровым, М.А. Ягубовой).
  • 1997
      • Максим Горький в литературной судьбе Михаила Могилянского// Русская литература. Спб., 1997. №4. С. 160-163.
  • 1996
      • Морозов Николай Александрович// Русские писатели: Биобиблиографический словарь. М., 1990. С. 51-54. Изд. 1-е.; М., 1996. С. 48-50. Изд. 2-е.
  • 1995
      • Сводная целостная программа школьного литературного образования: 1–11 классы. Изд. 2-е // Саратовский вестник образования, 1995. №5-6. (В соавторстве с В.В. Прозоровым, И.А. Книгиным).
  • 1994
      • История литературной критики: Часть 3: Программа курса: Практические занятия// Русская литературная критика. Саратов, 1994.
      • Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов. Саратов, 1994. 192 с.
  • 1991
      • Наследие Салтыкова-Щедрина в дооктябрьской критике: Проблема актуальности// Салтыков-Щедрин и русская литература. Л., 1991. С. 132-141.
  • 1989
      • Поэма Евг. Евтушенко «Фуку!» в зеркале читательских оценок // Волга. 1986. №9. С.150-155. Учимся у мастеров слова. М., 1989.
  • 1981
      • Эпистолярные формы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1981.

Диссертации: научное руководство и консультирование

  • 2019: Хрусталёва А.В. (докторская диссертация)
  • 2016: Павленко Р.И.
  • 2015: Разумовская Е.А.
  • 2014: Соловьева М.М., Тишков А.А.
  • 2012: Бабкин С.В., Муляева А.Р., Григорь С.А.
  • 2010: Ерохина М.В., Пастухова Е.Е.
  • 2008: Ракитина Е.Б., Лысенко Е.В.
  • 2007: Похазникова И.В.
  • 2006: Ясакова М.А., Раева А.В.
  • 2005: Бельков Р.В., Туленков Д.А., Хрусталёва А.В.
  • 2003: Матвиенко О.И., Борисова Л.С., Бибина И.В.
  • 2002: Резчикова А.А.
  • 2001: Ясакова Е.А.

Участие в конференциях

  • 2023: А.П. Чехов на страницах саратовских газет 1910-х годов // Международная научно-практическая конференция Одиннадцатые Скафтымовские чтения ЧЕХОВ: ВЗГЛЯД ИЗ XXI СТОЛЕТИЯ. К 120-летию памяти А.П. Чехова. 2–4 октября 2023 года. Саратов.
  • 2023: Елина Е.Г.; Павленко Р.И. Жанровые дефиниции в современной читательской литературной критике // Всероссийская научная конференция (с международным участием) памяти профессора Н.В. Володиной «Литературные константы в историко-функциональном освещении». 12–14 октября 2023 года. Череповец.
  • 2023: Статья В.Я. Лакшина о “Мастере и Маргарите” как запускающий механизм новой эстетики // XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “МИХАИЛ БУЛГАКОВ В ПОТОКЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ XX–XXI ВЕКОВ”. 21–23 ноября 2023 года. Москва.
  • 2023: Елина Е.Г., Павленко Р.И. Конструирование неклассических жанровых моделей в современной читательской интернет-критике // РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕКСТ, КОНТЕКСТ, РЕЦЕПЦИЯ. Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Владимира Вениаминовича Агеносова. 23‒25 ноября 2023 года. Ярославль.
  • 2023: Газета «Саратовский вестник» в 1910-е годы: проблематика, стиль, авторские стратегии // Историко-краеведческая конференция «Региональная пресса как исторический источник и культурно-политический феномен (к 185-летию выхода первой газеты в Саратове)». Саратов.

Преподаваемые дисциплины

  • Введение в литературоведение
  • Спецсеминар
  • История русской литературной критики
  • Методы и методики анализа художественного текста в школе
  • История журналистики
  • Основы журналистики

Почетные звания, награды, поощрения

  • 2024: Почётный знак «За заслуги перед профессиональным сообществом»
  • 2022: Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
  • 2009: Почётный работник высшего профессионального образования РФ
  • 2009: Почётная грамота Министерства образования и науки РФ
  • 2009: Медаль «За особые заслуги перед Саратовским государственным университетом» в ознаменование 100-летия СГУ

Биографический текст

Родилась в 1952 году в Саратове. В 1969 году закончила 13-ю среднюю школу, в 1974 году – филологический факультет Саратовского государственного университета. В течение 6 лет работала учителем русского языка и литературы в средней школе №  42, впоследствии в течение ряда лет читала спецкурсы для школьников и учителей. Являлась членом комиссии министерства образования Саратовской области по присуждению золотых медалей, членом комиссии по присвоению учителям высшей квалификационной категории, сотрудничала с САРИПКРО (ныне – СОИРО).

С 1974 года – преподаватель Саратовского государственного университета: ассистент, доцент, профессор. С 1988 по 2006 год – зам. декана филологического факультета по учебной работе. С 2007 года – проректор по учебно-методической работе. С 16 октября 2018 года – руководитель приоритетных проектов и программ.