Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра педагогической психологии и психодиагностики
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий Григорьева Марина Владимировна
Заведующий
Григорьева
Марина
Владимировна

Направления деятельности

Учебная работа

Обеспечивается подготовка по направлениям подготовки: «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».    Продолжается разработка методического обеспечения преподаваемых дисциплин бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».

Обеспечивается своевременное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Осуществляется взаимодействие в образовательном процессе по направлениям (специальностям) подготовки с лабораторией экопсихологии развития и психодидактики Психологического института РАО.

Кафедра педагогической психологии и психодиагностики является выпускающей кафедрой по трем уровням высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

Бакалавриат

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика».

Магистратура

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Педагогическая психология».

44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль "Социальная педагогика".

Аспирантура

37.06.01 Психологические науки "Педагогическая психология".

Студенты принимают участие в научных исследованиях, выступают конференциях на различного уровня, публикуют научные статьи в сборниках, рецензируемых журналах и других изданиях. Неоднократно студенты принимали участие и занимали призовые места во всероссийских студенческих олимпиадах по педагогике и психологии.

Международные связи (формы сотрудничества)

Совместно с ЗКГУ (Казахстан, Уральск) разработана и реализуется интегрированная образовательная программа по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля «Социальная педагогика».

История

Кафедра педагогической психологии и психодиагностики образовалась в 2013 году на базе кафедры психологии образования. По инициативе декана факультета психолого-педагогического и специального образования Р.М.Шамионова в целях развития психолого-педагогического образования в СГУ кафедра психологии образования была поделена на кафедры педагогической психологии и психодиагностики (зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор М.В.Григорьева) и социальной психологии образования и развития (зав. кафедрой зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор Р.М.Шамионов).

Основное направление деятельности кафедры – подготовка широко образованных психологов образования и социальных педагогов. Кафедра является выпускающей по направлению "Психолого-педагогическое образование", профилям бакалавриата «Психология и социальная педагогика», магистратуры "Педагогическая психология" и «Социальная педагогика». Осуществляется подготовка аспирантов по Психологическим наукам направленности Педагогическая психология.

Сотрудники кафедры стараются сохранять и развивать лучшие традиции саратовской психологической школы, основоположником которой является доктор психологических наук И.В. Страхов.

Профессор И.В. Страхов
Советский психолог, доктор психологических наук, профессор И.В. Страхов – основатель кафедры психологии Саратовского государственного педагогического института имени К.А. Федина.

Основой образовательной деятельности сотрудников кафедры являются новейшие разработки в области психологии и педагогики, собственный опыт практической деятельности, стремление сформировать у студентов не только профессиональные знания, но и профессиональные компетенции и личностное отношение к своей деятельности.

Профессора Григорьева М.В. и Страхов В.И.
Профессора Григорьева М.В. и Страхов В.И. на открытом заседании, посвященном 110-летию доктора психологических наук, профессора Ивана Владимировича Страхова.

Научная деятельность сотрудников кафедры осуществляется по следующим направлениям: психологическая адаптация и социализация детей и подростков в общественных организациях и организациях образования; коллективное внимание; психология педагогической деятельности; профилактика профессиональных деструкций у педагогов и др. Научные проекты сотрудников неоднократно поддерживались грантообразующими фондами РНФ, РФФИ, а также Министерством образования и науки РФ. Результаты своей научной деятельности сотрудники кафедры систематически докладывают на международных и российских научных конференциях, публикуют в ведущих рецензируемых журналах, представленных в РИНЦ, Web of Science, SCOPUS  и др. Многие преподаватели стажировались в Европейских университетах.

Доклад по результатам промежуточного отчета по гранту РНФ
Доклад по результатам промежуточного отчета по гранту РНФ, 2021 год. Профессор Григорьева М.В., доцент Шаров А.А., аспирант Заграничный А.И.

На базе кафедры функционирует Центр психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса «Диалог» (директор к.п.н., доцент Т.В. Хуторянская).  

Под руководством преподавателей кафедры студенты активно участвуют в научных и профессиональных конкурсах, олимпиадах, проектах. Неоднократно студенты являлись победителями конкурсов Оксфордского стипендиального фонда и гранта Стипендии Президента РФ.

В настоящее время на кафедре педагогической психологии и психодиагностики работают высококвалифицированные сотрудники: кандидат педагогических наук, доцент Л.Е.Тарасова, кандидат педагогических наук, доцент Т.Н.Черняева, кандидат психологических наук, О.Н. Локаткова, кандидат педагогических наук, доцент Т.В.Хуторянская, кандидат психологических наук, доцент М.С.Ткачева, кандидат психологических наук И.В.Малышев, кандидат социологических наук, доцент Е.В. Куприянчук, кандидат психологических наук Н.М.Голубева, кандидат психологических наук Шаров А.А.

Коллектив кафедры 2022 год
Коллектив кафедры 2022 год: Доценты А.А. Шаров, Т.Н. Черняева, Т.В. Хуторянская, Н.М. Голубева, Е.В. Куприянчук. В нижнем ряду – доценты О.Н. Локаткова, М.С Ткачева, профессор М.В. Григорьева, доцент И.В. Малышев, документовед М.М. Улитина
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Сотрудники кафедры педагогической психологии и психодиагностики ведут активную научно-исследовательскую деятельность.

Все сотрудники кафедры участвуют в научно-исследовательской работе в рамках НИУ СГУ по теме «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности: системно-диахронический подход». НИР заявлена в рамках основного направления научных исследований ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательсский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского». Ведущие ученые НИР – д.пс.н., проф. М.В.Григорьева, д.пс.н., проф. Р.М.Шамионов. Основными результатами НИР по данной проблематики явилась концепция социализации и психологической адаптации как нелинейных и диахроничных процессов, связанных с постоянным установлением равновесия в системе требований социальной среды и внутренними возможностями личности.

НИР, финансируемые по грантам:

  • «Дискриминационные установки личности в современном обществе и условия их преодоления» (грант Российского фонда фундаментальных исследований № 18-013-00094 A). Рук. - д.пс.н., проф. Р.М. Шамионов. Исполнители - д.пс.н., проф. М.В. Григорьева, к.п.н., доц. Тарасова Л.Е. 2018-2020 гг.

  • «Психологические механизмы и факторы социальной активности молодежи» (грант РНФ № 18-18-00298). Рук. - д.пс.н., проф. Р.М. Шамионов. Исполнители - д.пс.н., проф. М.В. Григорьева, к.пс.н., доц. Шаров А.А., аспирант Заграничный А.И.. 2018-2020; 2020-2022 гг.

  • Адаптационная готовность субъектов высшего образования в условиях его перманентных изменений (грант РНФ №24-28-00472). Рук. - д.пс.н., проф. М.В. Григорьева. Исполнители: к.пс.н., доц. Шаров А.А., Локаткова О.Н. 2024-2025 гг.

     

Каждый из сотрудников кафедры работает над интересующей его проблемой, связанной с социализацией и психологической адаптацией личности.

  • Н.М.Голубева – рефлексия как механизм психологической адаптации.

  • М.В.Григорьева – психологическая адаптация личности в образовательной среде школы и организации высшего образования.

  • Е.В. Куприянчук - психологические аспекты девиантного поведения и судебно-психологическая экспертиза.

  • О.Н. Локаткова – психологическая адаптация в образовательной среде.

  • И.В.Малышев – стрессоустойчивость личности и ее адаптационные возможности в различных социально-психологических условиях.

  • Л.Е.Тарасова – общая психология и психология педагогической деятельности.

  • М.С.Ткачева – помехоустойчивость личности.

  • Т.В.Хуторянская – психология взаимодействия семьи и школы.

  • Т.Н.Черняева – социализация детей и подростков в условиях дополнительного образования.

  • А.А. Шаров - социальная активность личности в виртуальной среде, адаптационная готовность субъектов высшего образования.

За последние пять лет сотрудниками кафедры опубликовано более 150 научных работ, среди которых статьи в журналах и изданиях, представленных в РИНЦ, Web of Science, SCOPUS и др. базах цитирования. На страницах каждого сотрудника кафедры содержится информация о названиях научных работ и активные ссылки, перейдя по которым можно ознакомиться с содержанием этих работ. Результаты научно-исследовательской работы находят применение в новых курсах и дисциплинах, разрабатываемых преподавателями.

М.В.Григорьевой осуществляется руководство аспирантами и соискателями. Успешно защищены 11 диссертаций по психологическим наукам (руководитель – д.пс.н., профессор М.В.Григорьева).

Научные связи со школой

Сотрудничество в сфере образования с целью повышения профессионального уровня и усиления практической направленности образовательного процесса с «СОШ № 59 с углубленным изучение предметов» Заводского района г. Саратова.

Публикации

Монографии и учебные издания

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Академическая адаптация обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья. М.: Перо, 2023. 160 с. 1,9 Мб. [Электронное издание]. ISBN 978-5-00204-935-6. 
Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е.,  Усова Н.В., Кленова М.А., Шаров А.А., Заграничный  А.И. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ. Москва: Издательство «Перо», 2020  Мб. [Электронное издание]. ISBN 978-5-00171-619-8.

Ю.В. Селиванова, М.Д. Коновалова, А.А. Шаров, О.В. Хмелькова, Е.Б. Щетинина. Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования – Москва: Перо, 2022. – 200 с.  [Электронное издание].ISBN 978-5-00204-882-3

Александрова Е.А., Григорьева М.В., Селиванова Ю.В., Плешкевич Е.А. Гуманизация образовательной среды. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160 с.

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч. пособие для среднего проф.обр. 2-е изд.,перереаб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2023.- 202 с. ISBN 978-5-534-00142-6

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч.пособие для вузов. 2-е изд.,перераб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2023.- 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9.

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч.пособие для вузов. 2-е изд.,перерабб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2022.- 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9.

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч. пособие для среднего проф.обр. 2-е изд.,перереаб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2022.- 202 с. ISBN 978-5-534-00142-6

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч.пособие для вузов. 2-е изд.,перерабб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2021.- 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9.

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч. пособие для среднего проф.обр. 2-е изд.,перереаб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2021.- 202 с. ISBN 978-5-534-00142-6

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч.пособие для вузов. 2-е изд.,перереаб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020.- 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч.пособие для среднего проф.обр. 2-е изд.,перереаб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020.- 202 с. ISBN 978-5-534-00142-6

Возрастная психология/Учеб.пособ. для СПО Хилько М.Е., Ткачева М.С./ 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 202 с.ISBN 978-5-534-00142-6

Возрастная психология/Учеб.пособ. для вузов/Хилько М.Е., Ткачева М.С./ 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9

Возрастная психология/Учеб.пособ. для вузов/ Хилько М.Е., Ткачева М.С./ 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Юрайт», 2018. – 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9

Лукашин Ю. В., Черняева Т. Н. Теория и методика формирования здоровьесберегающей компетентности студентов медицинских вузов. – М.: Издательство «Перо», 2020. –  Мб. [Электронное издание]. ISBN 978-5-9-00171-499-6

Актуальные вопросы социально-педагогической теории и практики Саратов: ИЦ «Наука», 2018. – 168 с.

Шаров А.А.  Агрессивное поведение в виртуальной среде. Учебное пособие. М.: Перо, 2023. – 63 с. [Электронное издание]. ISBN 978-5-00218-493-4

Шаров А.А. Сотрудничество в контексте образовательных практик. Учебное пособие. М.: Перо, 2024. – 2 Мб. 55 с.  [Электронное издание]. ISBN 978-5-00244-122-8

Статьи в рецензируемых журналах

Grigoryeva M. Evaluation of young people’s social activity by representatives of another generations / ICERI2018 Proceedings, 11th International Conference of Education, Research and Innovation November 12th-14th, 2018 — Seville, Spain. Рр. 7491-7495. ISBN: 978-84-09-05948-5; ISSN: 2340-1095.

Grigoryeva M., Zagranichny A. Situational factors of altruistic social activity of the youth / ICERI2018 Proceedings, 11th International Conference of Education, Research and Innovation November 12th-14th, 2018 — Seville, Spain. Рр. 7496-7499. ISBN: 978-84-09-05948-5; ISSN: 2340-1095.

Grigoryeva Marina V. Characteristics of Young People’s Social Activity in Adaptive Situations // Helix. 2019. Vol. 9 (3). Pp. 4890- 4893. DOI 10.29042/2019-4890-4893

Ivan Malyshev, Igor Arkhipenko Interrelation between procrastination and Internet addiction in high school students in the context of risks of modern education // SHS Web of Conferences 70, 08030 (2019) ICTDPP-2019 https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008030

Malyshev I.V., Valiulina Yu.R. Characteristic of social expectations and adaptation possibilities of personality of students // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 12th International Academic Conference. Р.54-59.

Marina V. Grigoryeva. Students' Readiness For Changes As A Predictor Of Social Activity // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. No.6. Pp 43-48. URL: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.02.02.6 doi:https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/iccsbs2018F06.pdf ISSN: 2357-1330

Shamionov R., Grigoryeva M., Grinina E., Sozonnik A., Alina B. Subjective assessments of the pandemic situation and academic adaptation of university students // OBM Neurobiology. 2023. Т. 07. № 01. С. 1-18. doi:10.21926/obm.neurobiol.2301150

Shamionov R.M., Sharov A. Interrelation of aggression and internet addiction / ICERI2018 Proceedings, 11th International Conference of Education, Research and Innovation November 12th-14th, 2018 — Seville, Spain. Рр. 7635-7638. ISBN: 978-84-09-05948-5; ISSN: 2340-1095

Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., Grigoryev, A.V. World Assumptions and Youth Identity as Predictors of Social Activity Preferences. Psychology in Russia: State of the Art, 2019, 12(2), Pp. 115–133. DOI: 10.11621/pir.2019.0209

Shamionov, R.M.; Grigoryeva, M.V.; Grinina, E.S.; Sozonnik, A.V. Characteristics of Academic Adaptation and Subjective Well-Being in University Students with Chronic Diseases. Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ. 2020, 10, 816-831.

Shamionov, R.M.; Grigoryeva, M.V.; Sozonnik, A.V.; Grinina, E.S. The Role of Junior Adolescents’ School Well-Being/Ill-Being Characteristics in School Anxiety Variations. Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ. 2021, 11, 878–893. https://doi.org/10.3390/ ejihpe11030065

Yu. Selivanova, A. Sharov, M. Konovalova, O. Khmelkova, E. Shchetinina/Correlation of characteristics of personal self-determination among students with disabilities, ICERI2022 Proceedings, pp. 2207-2210. doi:10.21125/iceri.2022.0559 ISBN:978-84-09-45476-1, ISSN:2340-1095.

Гарбер И. Е., Шаров А. А. Социальные репрезентации сотрудничества преподавателями университетов // Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 195–199. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-195-199.

Гарбер И. Е., Шаров А. А. Три определения и три подхода к изучению сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической психологии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития.2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 238–244. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-238-244

Гарбер И.Е., Шаров А.А. Университетская кафедра как объект изучения социальной психологии высшего образования: обзор // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 127–148. DOI: 10.17223/17267080/69/8

Голоюс Е.А., Григорьева М.В. Психолого-педагогические факторы формирования нравственных установок в старшем дошкольном возрасте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С 264-271.

Голубева, Н.М. Особенности рефлексии студентов в психологической адаптации к образовательной среде организации высшего образования [Электронный ресурс] // Педагогика & Психология. Теория и практика.  2018––№ 3 (17). C.58-61

Григорьева М. В. Теоретический анализ проблемы реализации дискриминационных установок личности в поведении // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 305–310. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-305-310

Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 1. С. 56–61. DOI: 10.18500/2304- 9790-2018-7-1-56-61.

Григорьева М. В., Шаров А. А., Заграничный А. И. Радикализация социальной активности молодежи и поиск групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 446-461. doi: 10.32744/pse.2022.5.26

Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Гринина Е. С., Созонник А. В., Краснова С. В. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 247-262. doi: 10.32744/pse.2021.4.16,

Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Созонник А. В., Гринина Е. С. Виды академической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 319-336. doi: 10.32744/pse.2022.6.18.

Григорьева М. В., Шаров А. А., Заграничный А. И. Радикализация социальной активности молодежи и поиск групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 446-461. doi: 10.32744/pse.2022.5.26

Григорьева М.В. Аффективные факторы проявления дискриминационных установок личности в поведении // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 11.

Григорьева М.В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 5–17. doi:10.17759/sps.2019100101

Григорьева М.В. Компоненты социальной активности личности в ситуациях неопределенности и риска // Мир науки. Педагогика и психология, 2019, № 4, https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN319.pdf (доступ свободный).

Григорьева М.В. Специфика форм социальной активности личности и групп в зависимости от социально-демографических характеристик и уровня образования // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 8 (76). – С.48-52.

Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 1. С. 142–158. doi:10.17759/sps.2022130109

Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Формы социальной активности как предикторы региональной идентичности у молодежи // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 1.

C. 74—91. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2023140105

Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Virtual and real interaction in young people and subjective well-being European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Volume 119 - International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021). С. 94-101.

Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Константинов В.В., Малышев И.В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов// Культурно-историческая психология - 2021. Том. 17, № 1] С. 102–112. doi:10.17759/chp.2021170114 ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)

Коновалова М. Д., Селиванова Ю. В., Хмелькова О. В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б. Соотношение показателей личностного самоопределения и адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2021. - N 201. - С. 211-221.

Куприянчук Е. В. Особенности профессиональной виктимности у сотрудников МЧС и правоохранительных органов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 304–309. DOI: https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-304-309

Куприянчук Е.В. Агрессивно-жертвенная» модель поведения девиантных подростков //  Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №2. Том 6. ISSN 2309-4265

Куприянчук Е.В. Влияние личностной направленности подростков на успешность их деятельности // Образование в современном мире : сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2020. Вып. 15. 416 с. С.203-207.

Куприянчук Е.В. Личностные особенности созависимых родителей аддиктивных подростков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21. № 2. С. 184-189.

Куприянчук Е.В. Особенности формирования этнической толерантности у подростков в условиях образовательной среды  // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 3. С. 59–62. doi.org/10.24158/spp.2023.3.8

Куприянчук Е.В. Феномен «агрессивность-жертвенностть»» в социокультурном контексте // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018, №2. Том 9. ISSN 2542-05777

Куприянчук Е.В., Ладухина М.В., Лисовцева В.М. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимостью // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 4. https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN422.pdf. ISSN 2658-6282.

Куприянчук Е.В., Хуторянская Т.В. Возможности исследования формирования учебной мотивации младших школьников с ОВЗ в практике психологической подготовки педагогов-экологов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Куприянчук  Е.В. Взаимосвязь агрессивности и враждебности и адаптивности подростков // Образование в современном мире: Сб. науч. ст. под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сар. Ун-та, 2023.  Вып.18. – 180 с.  С. 48-53 ISSN 1996-451Х

Локаткова О.Н. Влияние мобильных устройств и социальных сетей на развитие восприятия младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 6. – С. 165–174. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2306.15

Локаткова О.Н. Особенности детско-родительских отношений и их влияние на формирование конфликтного поведения в подростковом возрасте // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2022. – № 8 (210). C. 473-477.

Локаткова О.Н. Характеристики процесса адаптации личности в современной психолого-педагогической науке// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 6 (220). – 2023. С. 527-530 DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p527-530

Локаткова О.Н.Исследование взаимосвязи структурных компонентов эмоционально-волевой регуляции личностными адаптаивными способностями студентов-педагогов// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С.81-85.

Малышев И.В. Cтрессоустойчивость и адаптационные возможности личности выгорающих специалистов в сложных условиях профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем.Т.9, № 7, 2018. С.152-166. ISSN 2218-7405

Малышев И.В. Взаимосвязь адаптационных составляющих личности и проявлений эмоционального выгорания у учителей школ // Мир науки. Педагогика и Психология. 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Малышев И.В. Взаимосвязь эмоционального выгорания и психологического климата в коллективе работников железной дороги// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3. С.86-89.

Малышев И.В. Зависимость социальной активности от уровня умственного развития учащихся подросткового и старшего школьного возраста // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник» №1(20). 2023. – С. 3-11. ISSN 2312-7392

Малышев И.В. Особенности психологического климата и конфликтоустойчивости в ученических коллективах подростков / Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, No 1-2 С. 169-176.

Малышев И.В. Профилактика дезадаптированности личности и возможности улучшения социальной приспособленности, межличностных отношений учащихся в условиях пандемии//Пензенский психологический вестник. 2021. - № 1 (16). - С. 90-101.

Малышев И.В. Социально-психологическая адаптация старшеклассников в группах с разным уровнем развития межличностных отношений//Современные исследования социальных проблем.Т.9, №6-2, 2018. С.138-145. ISSN 2218-7405

Малышев И.В. Характеристика адаптивности и стрессоустойчивости личности у эмоционально выгорающих работников дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN319.pdf

Малышев И.В. Характеристика прокрастинации личности учащихся старших классов в зависимости от уровня их интернет-аддикции // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, N 1-3 С. 122-130.

Малышев, И.В. Проявление эмоционального выгорания у специалистов-профайлеров // Пензенский психологический вестник. 2018. № 1 (10). С. 160-169.  doi: 10.17689/psy-2018.1.10

Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Шаров А. А., Хмелькова О. В., Щетинина Е. Б. Диагностика характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №5, https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf (доступ свободный).

Селиванова Ю. В., Шаров А. А., Хмелькова О. В. Соотношение характеристик личностного самоопределения и восприятия пандемии студентами с ОВЗ // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. – С. 106–120. DOI: https://doi.org/10.15293/18134718.2306.10

Селиванова Ю.В, Коновалова М.Д., Шаров А.А., Хмелькова О.В. Исследование факторов и механизмов самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022.Т. –10. – № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN522.pdf ISSN 2658-6282

Селиванова Ю.В., Шаров А.А. Переживание социальной эксклюзии студентами с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 10 (224). – 2023.С. 553-557. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.10.p553-557

Селиванова Ю.В., Шаров А.А. Переживание социальной эксклюзии  как предиктор безнадежности у студентов с ОВЗ // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т 11. №5.

Селиванова Ю.В., Шаров А.А., Структурная модель личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях жизнедеятельности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 10 (212) – 2022. – С. 159-163. ISSN 2308-1961.

Суслова О.И., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) //Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №5(73). – С. 113-120.

Тарасова Л. Е. Анализ дискриминационных установок студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 320-325. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-320-325

Тарасова Л.Е. Анализ дискриминационных установок в культурно-историческом аспекте // Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №2. Том 6. ISSN 2309-4265

Тарасова Л.Е. Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Тарасова Л.Е. Взаимосвязь трасспективы личности с дискриминационными установками//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020. – № 3 (181). – С. 535-541.

Тарасова Л.Е. Дистанция в структуре социальных отношений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 1(215). – 2023. – С.597-600. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p597-600

Тарасова Л.Е. Изучение адаптационного потенциала выпускников школы//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 2 (204) – 2022. С. 531-534

Тарасова Л.Е. Исследование дискриминационных установок в отношении к представителям молодёжных субкультур//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 5 (207) – 2022. С.580-583.

Тарасова Л.Е. Исследование дискриминационных установок городской и сельской студенческой молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN319.pdf

Тарасова Л.Е. Личностные особенности студентов с разными типами академической мотивации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 5 (219). – 2023. С.533-537 DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p533-537

Тарасова Л.Е. Перфекционизм в контексте субъективного благополучия личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 520-525. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p с.520-525

Тарасова Л.Е. Политическая активность студентов в зависимости от половой принадлежности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 446-451. DOI: 10.34835/ISSN.2308-1961.2021.8.p. 446-451

Ткачева М. С. Особенности стереотипных представлений о школьниках у студентов разных педагогических специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 178-186. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-178-186

Ткачева М. С. Страховские чтения — 2022: международная научная конференция // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, вып. 2 (42). С. 190 — 191. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2022-11-2-190-191

Ткачёва М.С. Особенности учебной мотивации взрослых в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С.99-104.

Хмелькова О.В., Шаров А.А., Суслова О.И. Изучение адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования)//Высшее образование сегодня. – 2020. – № 9. – С.78-84

Хуторянская Т.В. Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников//Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №2. Том 6. ISSN 2309-4265

Хуторянская Т.В. Соотношение субъективного благополучия и эмоционального интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей // Общество: социология, психология, педагогика. 2023 № 4 С. 120–123. https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.18.

Хуторянская Т.В. Социокультурные аспекты взаимодействия педагогов с родителями в период перехода школьников из начальной школы в среднюю/Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. №2. Том 9. https://stk-mn.ru ISSN 2542-0577  URL статьи https://stk-mn.ru/PDF/04KLSK218.pdf

Хуторянская Т.В. Стратегии копинг-поведения в зависимости от особенностей креативности у студентов разных специальностей // Сибирский педагогический журнал.- 2021. – № 1. – С. 108-117 DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2101.12

Хуторянская Т.В., Петрова Л.Г., Нургалиева А.М. Социально-психологические особенности подростков с разной степенью интернет-зависимости // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN319.pdf

Черняева Т.Г., Еловская С.В. Интерактивное обучение в высшем образовании //ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия Акмеология образования. Психология развития, выпуск 1 (29). Научный журнал. 2019 Том 8. С. 83 – 88. ISSN 2304-9790 (Print). ISSN 2541-9013 (Online).

Черняева Т.Н. Взаимосвязь характеристик самоотношения с типами пищевого поведения у подростков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 3 (217) – 2023. – С. 611-614. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p611-614

Черняева Т.Н. Взаимосвязь   нравственных установок и представлений старших дошкольников о социально одобряемом поведении //Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С.85-90

Черняева Т.Н., Александрова Н.А. Исследование внимания обучающихся в ситуации информационно-технологического прорыва в образовании. // Сибирский педагогический журнал. 1/2019. С. 136 – 139. ISSN 1813-4718

Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Взаимосвязь дискриминационных установок личности и социально-демографических характеристик, социально-политических и социально-экономических предпочтений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 326–332. DOI: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-326-332

Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Гринина Е. С., Созонник А. В. Характеристики школьного благополучия и тревожности подростков с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 10. С. 165–199. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-165-199.

Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н.Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 258-272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18.

Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 26-41.

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Григорьев А.В. Волевые качества как предикторы значимости социальной активности студентов // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 1. С. 18–34. doi:10.17759/sps.2019100102

Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями // Клиническая и специальная психология 2021. Том 10. № 3. С. 181–207.

Шаров А. А. Взаимосвязь девиантных практик в киберпространстве (на примере молодежи) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 89–98. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.89

Шаров А. А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 103–109. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.103

Шаров А. А. Методика изучения девиантной активности в реальной и виртуальной среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 30–37. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-30-37

Шаров А. А. Представление о социальной активности студентов вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 364–367. DOI: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367

Шаров А.А. (в соавт с Селивановой Ю.В.) Оценка социальной тревожности, обусловленной проведением специальной военной операции на Украине: пилотажное исследование на примере молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 7. С. 26–33. https://doi.org/10.24158/spp.2023.7.3.

Шаров А.А. (в соавт с Селивановой Ю.В.) Соотношение новых форм социальной активности и компонентов личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 6 (220). – 2023. С.553-557 DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p553-557

Шаров А.А. Измерение киберагрессии: разработка русскоязычного аналога опросника CYBA // Изв.Сарат.ун-та. Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т.9. вып.  2(34). С. 119-124

Шаров А.А. Особенности девиантной активности в реальной и виртуальной средах у представителей молодежных субкультур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.  2019. № 3 (169). С.450-454.

Шаров А.А. Особенности киберагрессии как современного феномена девиантной активности молодежи// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020. – № 6 (184). – С. 486-490.

Шаров А.А. Особенности проявления киберагрессии к контенту по тематике COVID–19 (пилотажное исследование на примере молодежи) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2021. – № 2 (192). – С. 433-437.

Шаров А.А. Современные зарубежные методики изучения сотрудничества: социально-психологический контекст // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 95-100.

Шаров А.А. Соотношение форм социальной активности и ненормативного поведения молодежи // Научное педагогическое обозрение. – 2020. – № 4. – С.161-166.

Шаров А.А. Социально-психологическое изучение феномена сотрудничества в высшей школе: основные направления и проблемы исследования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN418.pdf

Шаров А.А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51). Т. 1. Режим доступа http://scientific-notes.ru/#new-number

Шаров А.А., Хмелькова О.В. Особенности адаптационной готовности студентов с ОВЗ на 4 курсе обучения в образовательной организации высшего образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2021. – № 7 (197). – С. 464-472.

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования 2021 – № 3 (51). Режим доступа: https://pnojournal.wordpress.com/archive21/21-03/

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования//Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – №4 (84). – С. 84-88.

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf (доступ свободный).

Шаров, А. А. Структура мотивации молодых людей и их социальная активность в усложняющихся условиях функционирования общества // Российский психологический журнал. 2023. Том. 20, вып. 1, с. 20-32, doi:10.21702/rpj.2023.1.2.

Конференции

Международная научная конференция «Страховские чтения»

Данная конференция является продолжением ставших уже традиционными ежегодных конференций, посвященных трудам И. В. Страхова и его последователей.

Цель конференции — осмысление роли социокультурных истоков и научного содержания саратовской психологической школы И. В. Страхова в современном проблемном поле психологии, социологии, педагогики, философии.

Задачи конференции:

  • выявление ретроспективы и перспективы развития саратовской психологической школы;
  • популяризация научного наследия основателя саратовской психологической школы;
  • вовлечение новых поколений исследователей в разработку научной проблематики, связанной с направлениями деятельности и научными интересами И. В. и В. И. Страховых.

Направления работы:  междисциплинарные проблемы психологии образования; субъект и личность в проблемном поле психологии; образовательная среда и психолого-педагогические условия развития субъектов образования; социализация и психологическая адаптация личности; субъективное благополучие личности; психология литературного творчества; психология здоровья и феномен психологического здоровья; психолого-методические вопросы спорта и физической культуры; психолого-педагогические основы моделирования урока в современной школе; вопросы педагогического такта в свете профессионального стандарта учителя.

Научные издания