Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра технологического образования
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий кафедрой Саяпин Николай Васильевич
Заведующий кафедрой
Саяпин
Николай
Васильевич
Важные контакты

Направления деятельности

Учебная работа

Преподаватели кафедры технологического образования проводят занятия со студентами направления «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», а также со студентами направления «Специальное (дефектологическое) образование».

На кафедре действует бакалавриат по профилям «Технология», «Безопасность жизнедеятельности», а также магистратура по профилю «Технологическое образование в системе профессиональной подготовки».

Успешно освоивший программу выпускник-бакалавр готов к:

  • проведению педагогической диагностики учащихся для определения маршрута их воспитания и обучения;
  • разработке и реализации базовых и элективных курсов по технологии (швейное дело, кулинария, токарное, столярное, слесарное дело и т.д.);
  • проведению практических занятий со школьниками в области декоративно-прикладного творчества;
  • ведению классной документации (классный журнал, папка классного руководителя, личные дела учащихся, характеристики школьников, протоколы родительских собраний, дневники);
  • использованию в процессе обучения ручных инструментов, станков и технологического оборудования (токарные станки, швейные машины и т.д.);
  • разработке и реализации культурно-просветительских программ для различных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • участию в работе педсовета образовательного учреждения, совещаниях при директоре, методических собраниях и т.д.

Успешно освоивший программу выпускник-магистр готов к:

  • решению образовательных и исследовательских задач, ориентированных на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний и образовании;
  • анализу тенденций современной науки, способен определять перспективные направления научных исследований;
  • использованию экспериментальных и теоретических методов исследования в профессиональной деятельности;
  • адаптации современных достижений науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
  • внедрению инновационных приемов в педагогический процесс с целью создания условий для эффективной мотивации обучающихся;
  • внедрению современных информационных технологий в образовательную деятельность;
  • оказанию научно-методической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в сферах культуры и быта;
  • разработке перспективных линий профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании.

Выпускники программ подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

  • педагогической деятельности;
  • научно-исследовательской деятельности;
  • методической деятельности;
  • управленческой деятельности;
  • проектной деятельности;
  • культурно-просветительской деятельности.

Связь с учреждениями образования

Кафедра технологического образования плодотворно сотрудничает с Министерством образования Саратовской области, с региональными профильными образовательными учреждениями, такими как МОУ СОШ №11 и МОУ СОШ №67, ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж", Профессионально-педагогическим колледжем Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А. и ГАПОУ СО "Энгельский колледж профессиональных технологий".

Учебно-методическая и научно-исследовательская деятельность кафедры

Преподаватели кафедры уделяют серьезное внимание учебно-методической  и научно-исследовательской работе. Они регулярно публикуют свои научные исследования в журналах ВАК, РИНЦ. Участвуют во всероссийских и международных научно-практических конференциях. Сотрудники кафедры ежегодно обновляют учебно-методические пособия по преподаваемым дисциплинам и публикуют монографии. 

Приоритетным направлением научной деятельности кафедры является профессионально-личностное становление учителя технологии и безопасности жизнедеятельности. В рамках данного направления исследуются феномен профессиональной компетенции педагогов, психологическая адаптация студентов  к процессу обучения в ВУЗе, здоровьесберегающие технологии, а так же инновационные процессы в технологическом образовании.

История

Специальность 030600 – «Технология и предпринимательство» была открыта в Педагогическом институте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в 2001 г. на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии, деканом которого являлся доцент Н.А. Удовиченко. Благодаря его инициативе научному и организаторскому таланту впервые в городе Саратове было открыто направление по специальности технология и предпринимательство.

По решению Ученого Совета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского 01.02.2004 года была организована выпускающая кафедра технологического образования и менеджмента по специальности «Технология и предпринимательство». У истоков кафедры стояли декан факультета коррекционной педагогики и специальной психологии кандидат медицинских наук, доцент Удовиченко Н.А., доценты Саяпин В.Н., Рыжов В.Н., Зайцев В.А., ассистенты Пичугина Г.Е., Осипова М.Н., Волкова Г.А.

В 2010 году произошла реорганизация кафедры. В процессе объединения двух кафедр факультета коррекционной педагогики и специальной психологии образовалась кафедра технологического образования.

Василий Николаевич Саяпин
Первый заведующий кафедры технологического образования, кандидат педагогических наук, профессор Василий Николаевич Саяпин

Сегодня кафедра реализует обучающую программу бакалавриата по профилю "Технология" и магистратуры по профилю "Технологическое образование в системе профессиональной подготовки".

Реализация технологического образования в современных условиях
Учебно-методическое мероприятие «Реализация технологического образования в современных условиях» в рамках 110-летия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и 100-летия педагогического образования в Саратовской области: профессор О.А. Рагимова, профессор В.Н. Саяпин, декан факультета ППиСО Р.М. Шамионов
Реализация технологического образования в современных условиях
Учебно-методическое мероприятие «Реализация технологического образования в современных условиях» в рамках 110-летия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и 100-летия педагогического образования в Саратовской области.

Аудиторный фонд

В рамках дисциплин: «Методика преподавания алгоритмизации и программирования на уроках технологии» и  «Преподавание робототехники в образовательной организации» используются такие наборы как: наборы для моделирование Ардуино 2WD Car Robot Lafvin, наборы для моделирование Ардуино (Arduino Mega 2560)

Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)
Занятия проходят в компьютерных классах (аудитории 317 и 330 XII корпуса)

В рамках дисциплин: «Деревообработка» и «Основы материаловедения» используются приборы для выжигания по дереву, стамески, ножовки, штангенциркули и другое. В рамках дисциплины «Технология обработки текстильных материалов» используется промышленная швейная машинка

В 108 аудитории 16 корпуса проходят дисциплины: «Декоративно-прикладное творчество», «Методика обучения в предметной области технология», «Художественно-эстетическое воспитание в технологическом образовании», «Техническая эстетика», «Технология обработки текстильных материалов», «Художественная обработка материалов и рукоделие».

Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Сотрудники и преподаватели кафедры принимают участие в научно-исследовательской работе в рамках утвержденной инициативной темы НИР «Профессионально-личностное становление учителя технологии и безопасности жизнедеятельности». Реализация темы НИР предполагает взаимодействие преподавателей кафедры с современными образовательными учреждениями, которое направлено на усиление прикладного и методического обеспечения технологического образования и основ безопасности жизнедеятельности как студентов, так и школьников и представлено в публикациях различного уровня.

Публикации

Монографии:

Рагимова О.А. Здоровье человека: современные научные концепции/ Здоровье человека: современные научные концепции.- Саратов: ИЦ «Наука», 2019.-130с. Рекомендовано Ученым советом факультета псхолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» ISBN 978-5-9999-3136-8

Рагимова О.А. Ноосферное образование в Евразийском пространстве / Воспитания и просвещения / Коллективная научная монография Рагимова О.А., В.Н. Бобков, А.В.Воронцов, А.А.Гапонов и др.– Санкт-Петербург: ЦНИТ «Астерион», 2019.- 314-321с. ISBN 975-5-00045-794-8

Усова Н.В. Зависть: структура, детерминанты и механизмы регуляции /Коллективная монография Бескова Т.В., Шамионов Р.М., Усова Н.В., Вертягина Е.А., Летягина С.К./ Саратов: ИЦ «Наука», 2019.-331с. ISBN 978-5-9999-3282-2

Рагимова О.А., Медико-социальные аспекты образовательных трендов в современной России // Ноосферная парадигма россиеведения, евразийства и устойчивого развития как основа становления ноосферного образования в России XXI веке : коллективная научная монография / X том серии «Ноосферное образование в евразийском пространстве» по материалам Х Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (17–18 декабря 2020 г., СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ) : в 2-х кн. / Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И. Субетто и д.э.н., проф. В.А. Шамахова. – СПб. : Астерион, 2020 – Кн. 1, 369-376, ISBN 978-5-00045-955-3

О.А. Рагимова Здоровьцентрическая парадигма сохранения здоровья населения РФ в 21 веке. // Синтез образования, воспитания и науки в ноосферной стратегии инновационного прорыва России : коллективная научная монография [по материалам ХI Международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (21 декабря 2021 г., СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ)] : в 2-х кн. / Под науч. ред. д.ф.н., д.э.н., проф. А.И. Субетто и д.э.н., проф. В.А. Шамахова. – СПб. : Астерион, 2021. – Кн. 2 – 318 с.// С. 40-46.

Учебники и учебные пособия:

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С., Основы метрологии/ Метрология и технические измерения.- Москва: ИЦ «Перо», 2019.-96с. ISBN 978-5-00150-696-6

Трифонова М.А., Технологическое образование.- Москва: ИЦ «Перо», 2019.-108с. ISBN 978-5-00150-743-7

Рагимова О.А., Мозелов А.П., Е.М.Лысенко и др.  Философия Древнего Мира, /Хрестоматия, книга 2 –Санкт-Петербург Типография БГТУ, 2019.-135с. ISBN 978-5-85546-989-9 ISBN 978-5-907054-92-9

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С., Основы стандартизации/ Стандартизация и сертификация.- Москва: ИЦ «Перо»,2020. - 111с. ISBN 978-5-00171-463-7

Усова Н.В. Качественные и количественные методы психологических исследований. – М.: Издательство «Перо», 2020 – 77 с. ISBN 978-5-00171-434-7

Усова Н.В. Психология дискриминации. – М.: Издательство «Перо», 2020 – 105 с. ISBN 978-5-00171-435-4

Рагимова О.А. Хрестоматия по педагогика Древнего мира /под ред. А.П. Мозелова Авторский состав: А.В. Вересова, Е.М. Лысенко, А.П. Мозелов, О.А. Рагимова. – СПб.: БГТУ, 2020. – 128 с. ISBN 978-5-907324-22-0

Рагимова О.А. История становления психологической науки // Е.М. Лысенко,  О.А. Рагимова. – СПб.: БГТУ, 2020. – 98 с. ISBN 978-5-907324-23-7

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Педагогические технологии обучения и воспитания в предметной области «Технология». – М. : Издательство "Перо", 2021 – 88 с. ISBN 978-5-00189-618-0

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Введение в учебный процесс предметной области «Технология». – М. : Издательство "Перо", 2021 – 78 с. ISBN 978-5-00189-619-7

Саяпин В.Н, Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Методика обучения предметной области «ОБЖ». Издательство Перо, 2021 — 75 с. ISBN 978-5-00189-734-7

Саяпин В.Н., Спиридонова Е.А., Мирошниченко Т.С. Организация и методические указания по проведению учебной, производственных и научно-исследовательской практик студентов профиля «Технология» и «Безопасность жизнедеятельности». — М. Издательство Перо, 2021 — 92 с. ISBN 978-5-00204-679-9

Саяпин В.Н, Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Методические рекомендации по государственной итоговой аттестации будущих учителей безопасности жизнедеятельности. — М. Издательство Перо, 2022 — 104 с. ISBN 978-5-00204-714-7

Саяпин В.Н, Саяпин Н.В., Мирошниченко Т.С. Методические рекомендации для аттестации студентов обучающихся по направлению педагогическое образование, профилю подготовки «Технология». — М. Издательство Перо, 2022 — 80 с. ISBN 978-5-00204-830-4

Саяпин Н.В. Возможности цифровых инструментов при подготовке будущего учителя. – М. Издательство Перо, 2022. — 52 с. ISBN 978-5-00204-542-6

Спиридонова Е.А. Охрана труда и техника безопасности на производстве и в школе— М.: Издательство Перо, 2022 — 94 с. ISBN 978-5-00204-741-3

Статьи ВАК:

Мирошниченко Т.С., Саяпин В.Н. Профессиональное воспитание будущих учителей технологии как актуальная проблема в период их подготовки / Т. С. Мирошниченко, В. Н. Саяпин// Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т 11. — №4.

Сяпин В.Н., Рагимова О.А. Представление современного студенчества о здоровье человека / Рагимова О.А., Саяпин В.Н., Архипова Л.Ю. // Общество.Среда. Развитие. 2023. №2(67). С. 65-68

Саяпин В.Н. Роль образовательной среды в технологическом становлении будущего специалиста / Саяпин В.Н. // В книге: МИССИЯ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОРЫВЕ РОССИИ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ В XXI ВЕКЕ по материалам XII международной научной конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве». Сер. «Ноосферное образование в евразийском пространстве» Санкт-Петербург, 2023. С. 340-351.

Статьи РИНЦ:

Саяпин Н.В. Гуманизация образовательного пространства - 2021: цифровизация образовательной среды (итоги международного форума) / Саяпин Н.В., Морозова Е.Е., Зиновьева М.П., / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10. № 2 (38). С. 176-184.

Саяпин Н.В. Активизация познавательной деятельности будущих учителей при помощи цифровых инструментов Саяпин Н.В. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8 (100). С. 212-216.

Саяпин Н.В. Профессиональное саморазвитие будущих учителей технологии как актуальная проблема в процессе их подготовки. Саяпин Н.В. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 3 (43). С. 271-276.

Проекты

Выставка: Картины из шерсти - традиция профиля «Технология»
Выставка: Картины из шерсти - традиция профиля «Технология»
Выставка функционирует в коридоре 3 этажа XII корпуса
Выставка: Картины из шерсти - традиция профиля «Технология»