Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Французский философ Анри Бергсон (Henri Bergson) родился в Париже в 1859 г.

С 1881 г. преподавал философию в Анжерском лицее, затем в Клермон-Ферране, где впервые выдвинул идею непрерывного творческого импульса Вселенной. В 1900 г. назначен профессором философии в Коллеж де Франс. Его лекции пользовались популярностью, их посещала элита парижского общества. Лекции Бергсона, как и его книги, особенно «Творческая эволюция» (1907), отличались блестящим стилем и принесли ему славу во Франции и за рубежом. В 1914 г. он стал членом Французской академии, в 1927 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Бергсон – представитель интуитивизма и «философии жизни». Интуитивизм, возникший на рубеже XIX–XX вв., считается разновидностью иррационализма и усматривает в интуиции единственное достоверное средство познания. «Философия жизни» выдвигала в качестве исходного понятия «жизнь» как «некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи». Анри Бергсон называл жизнь метафизическим космическим процессом, «жизненным порывом» (élan vital), т.е. могучим потоком творческого формирования.

Труды А. Бергсона нашли значительный отклик в трудах российских философов-современников. Так, П. А. Флоренский называл его «значительнейшим и наиболее влиятельным из представителей философии наших дней». Для Н. О. Лосского особенно важной стала бергсоновская теория восприятия. Именно Бергсон оказался одной из центральных фигур для представителей особого направления в отечественном интуитивизме: Б. Н. Бабынина, Ф. Ф. Бережкова, А. И. Огнева, П. С. Попова.

Философия Анри Бергсона оказала влияние на персонализм, экзистенциализм, философию истории Арнолда Тойнби (1889 – 1975), на творчество Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф, Натали Саррот, Гертруды Стайн и др. Упоминается философия Бергсона и в произведениях Г. Миллера, Дж. Лондона, Ф.Ф. Фицджеральда, Ю. Олеши, Х. Мураками.

Представляемые издания из фонда ЗНБ СГУ являются прижизненными.

Уже упомянутая «Творческая эволюция» (1907) выходила в свет в России в различных переводах с 1909 года. В фонде ЗНБ СГУ представлено издание 1914 года (перевод В. А. Флеровой). П. П. Соколов в рецензии «Творческую эволюцию» отмечает, что это во всех отношениях наиболее значительное из сочинений А. Бергсона. «Заглавие этой книги вполне точно определяет её основную тему, но не вполне выражает её содержание. Кроме своеобразной теории эволюции, она заключает в себе также не менее своеобразную теорию познания и общие, ещё недостаточно определившиеся, очертания метафизики». Именно в этом труде Бергсон формулирует принцип психического порядка – «первоначального жизненного порыва», полагая его в основу эволюции жизни.

Второе представляемое издание – «Восприятие изменчивости: лекции, читанные в Оксфордском университете 26 и 27 мая 1911 года» напечатано в 1913 году. В нём Бергсон обращается к проблеме изменчивости, отмечая, что считает её капитальной для философии. «Я полагаю, что всё упрощается лишь только убеждаешься в реальности изменчивости и делаешь усилие схватить её. Падают многие философские трудности, которые казались непреодолимыми. Выигрывает не одна философия, но сама повседневная жизнь; я хочу этим сказать, что впечатление, которое производят на нас вещи, и обратное действие нашей познавательной способности, нашей чувствительности и нашей воли на вещи – всё это может измениться и как бы преобразиться. Ибо, обычно, смотря на изменчивость, мы не замечаем её; мы говорим об изменчивости, но не думаем о ней. Мы говорим, что существует изменение, что всё меняется, что изменчивость есть закон вещей. Да, мы это говорим и повторяем; но это не более, как слова; размышляем же и философствуем мы так, как бы изменчивости и не существовало».

Работа А. Бергсона «Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна)» напечатана в 1923 году в переводе выдающегося мастера художественного перевода А. А. Франковского издательством ACADEMIA тиражом 2000 экземпляров. Как отмечает сам Бергсон в предисловии, этот труд «я задумал в своих личных интересах. Мне хотелось знать, в какой мере моя концепция длительности может быть согласована с взглядами Эйнштейна на время. Моё восхищение этим физиком, убеждение, что он даст нам не только новую физику, но также некоторые новые приёмы мышления, идея, что наука и философия суть дисциплины различные, но созданные для взаимного дополнения, – всё это внушило мне желание и даже вменило в обязанность произвести тщательное сравнение».

Кроме указанных изданий, в фонде ЗНБ СГУ имеется собрание сочинений А. Бергсона 1913-1914 гг., а также отдельные более поздние издания и переиздания с комментариями современных учёных. Антология «А. Бергсон: pro etcontra» (2015) позволит читателю ознакомиться с наиболее характерными направлениями критики идей А. Бергсона в русской философии XX века.