Го Можо – известный китайский поэт, прозаик и драматург, публицист, философ, историк культуры, большой специалист в области китайской национальной культуры и большой знаток западной литературы, один из видных государственных и общественных деятелей народного Китая.
«Творческая деятельность Го Можо с самого начала была посвящена патриотическому служению отечеству, делу народной революции, национальному и социальному раскрепощению. Достойный представитель великого народа, Го Можо отдал своё многогранное дарование писателя-борца борьбе с тёмными силами старого общества, утверждению новой жизни», – отмечает известный филолог-востоковед Н. Т. Федоренко в статье «Поэтическое творчество Го Можо» (Вопросы литературы. 1958. № 8. C. 26-49.).
Особое место среди пьес, написанных Го Можо, занимает историческая трагедия «Цюй Юань».
Цюй Юань, который считается первым лирическим поэтом Китая, жил и творил в сложную эпоху, получившую название «эпоха Воюющих Царств». Цюй Юань не только показал себя великолепным поэтом, не только продемонстрировал высокие патриотические качества, но и совершил ритуальное самоубийство – в знак протеста против захвата столицы Чу враждебной стороной.
Биография Цюй Юаня давала богатый материал для драматургического произведения, чем и воспользовался Го Можо. Главной интригой пьесы стал заговор жены правителя царства Чу – Наньхоу. В своей пьесе Го Можо соотносит художественный вымысел с современностью. Некоторых исторических персонажей он изображает очень свободно. Например, императрица Чжэн Сю, считающая людей «игрушками», является плодом фантазии автора, который стремился в данном случае не к подлинности исторических событий, а к созданию аллюзий, параллелей. Го Можо было важно создать при помощи этого образа намёк на супругу главы Гоминьданской партии Сун Мэй-лин (1897–2003), которая влияла на политическую жизнь Китая посредством умело сплетённых внутренних интриг.
Образ самого правителя восходил непосредственно к личности Чан Кай-ши (1887–1975). Одновременно с этим сговорившиеся с враждебным государством Цинь власти имели очевидное сходство с верхушкой партии Гоминьдан.
Пьеса «Цюй Юань» в переводе Н. Т. Федоренко была поставлена в 1954 г. на сцене театра имени М. Н. Ермоловой под названием «Судьба поэта». Режиссёром-постановщиком спектакля был В. Г. Комиссаржевский, музыку написал Р. М. Глиэр, декорации выполнил художник В. Ф. Рындин. Главную роль Цюй Юаня исполнил В. Андреев, роль часового – А. Ивашов, Шань Цюань – И. Киселёва (цит. по: Инь Чжэн. Пьеса «Цюй Юань» Го Мо-Жо в театре им. М. Н. Ермоловой // Теория и история искусства. 2018. № 1-2. С. 168).
В списке экспонируемой литературы представлены издания произведений Цюй Юаня, Го Можо и критическая литература из фонда ЗНБ СГУ и Научной электронной библиотеки Elibrary.ru.