14 ноября начала свою работу IX Всероссийская научно-практическая конференция «Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты».
После приветственного слова заместителя декана по научной работе кандидата филологических наук, доцента М. В. Золотарева участникам конференции был предложен доклад заведующего кафедрой немецкого и французского языков и методики их преподавания доцента Минора А. Я. на тему «Основные исследовательские проекты германистов Саратовского университета (1917–1941 гг.)», посвященный 115 годовщине Саратовского университета. В докладе были названы основные ученые-диалектологи, этнографы, педагоги, которые в короткий довоенный период сделали большой вклад в науку о языке на материале немецких поволжских диалектов, создали научную школу по исследованию островных немецких говоров в Саратовском Поволжье. Среди значимых имен, известных далеко за пределами России такие лингвисты, как В. М. Жирмунский, Г. Г. Дингес, А. Ф. Лонзингер, А. П. Дульзон.
Участники конференции имели возможность послушать доклад Александрова О. А., доктора филологических наук, доцента, профессора кафедры английской филологии Томского государственного университета на тему «Метаязыковое сознание немцев Сибири, отраженное в фольклорном диалектном тексте».
Студенты и преподаватели с большим вниманием прослушали доклад «Искусственный интеллект как генератор обратной связи при обучении академическому письму», который прочитал Золотарев М. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания СГУ имени Н.Г. Чернышевского.
В работе секции Теоретические аспекты изучения иностранных языков приняли участие преподаватели факультета ГДРиИЯ Сычалина Е.В., которая рассказала о языковой ситуации в немецких поселениях на Волге, обратив особое внимание на диахронический аспект исследования, Полянина Е.В., Леонова Е. В. Среди гостей с интересным докладами выступили Сальваторе Д`Анджело, преподаватель кафедры романо-германской филологии Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева, Рыжова В. В., ассистент кафедры английского языка и методики его преподавания СГУ имени Н. Г. Чернышевского. А также наши коллеги из национального университета Монголии Batsuren Renchin, Dagvasumberel Enkhjargal и Tsend Oyunsuren, которые предложили интересные и содержательные доклады в аспекте сравнительной культурологии.
Работа второй секции была посвящена современным проблемам лингводидактики. Обсуждались вопросы эффективного обучения иностранным языкам, в том числе содержание современных инновационных методов и приемов обучения.
В работе конференции была особо выделена секция Молодая лингвистическая и лингводидактическая наука. В ее программе прозвучали доклады магистрантов факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков СГУ имени Н. Г. Чернышевского Крылатовой А.Ф., Клочкова К. С., Власовой В. В. (аспиранта 2 курса РУДН им. Патриса Лумумбы) и др.
С интересным докладом, вызвавшим оживленную дискуссию, выступил магистрант 1 курса Лаврентьев М. А. Одна личность, две идентичности: трансформация билингва в условиях бикультурализма.
На конференции была также предусмотрена работа секции для школьников «Первые шаги в науке». С докладами на этой секции выступили ученицы старших классов муниципального общеобразовательного учреждение «Лицей № 56» Ленинского района г. Саратова Киракосян А. А. с докладом Auslandsadoptionen – Kinder als Ware? Кочнева С. С., Веденкина К. А., Васева Я. Д. (Научный руководитель: Кипчатова О. В., учитель немецкого языка МОУ «Лицей № 56» Ленинского района г. Саратова).
С интересным исследованием выступила Кочнева М. Д., учащаяся 10 класса ГАОУ СО «Гимназия № 1» . Она рассказала о проблемах молодежи в своем докладе Hotel Mama. Soll man nesthocken oder ausziehen?
Ученица 10 класса ГАОУ СО «Гимназия № 1» Айтудина Р. Д. сделала попытку разобраться с проблемами перфекционизма «Perfektionismus. Sollte man ihn reduzieren?» Оба доклада подготовлены под научным руководством Ивлиевой О. В., учителя немецкого языка ГАОУ СО «Гимназия № 1». Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями нашего региона.
15 ноября Конференция закончила свою работу. Она стала дискуссионной площадкой для всех её участников, показала различные подходы исследователей к решению теоретических и практических вопросов, которые постоянно возникают в ходе исследований или экспериментов. Кроме того, участники конференции получили возможность обменяться опытом и знаниями по практическим и прикладным задачам различного рода, апробировать свои научные исследования.