Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

19-20 февраля 2024 года состоялась XVI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании».

Программа конференции предусматривала работу 10 секций на площадках СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Вавиловского университета и СГЮА.

Участниками стали представители вузов и других образовательных учреждений Саратова, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга , Донецка, Воронежа, Перми, Монголии, Казахстана.

Открывая пленарное заседание, заведующая кафедрой английского языка и методики его преподавания Галина Александровна Никитина сообщила участникам о форматах работы конференции, выразила благодарность всем соорганизаторам и докладчикам за проявленный интерес.

Декан факультета иностранных языков и лингводидактики Светлана Алексеевна Шилова выступила с приветственным словом и выразила надежду на плодотворную работу и интересные доклады и обсуждение в рамках заседания секций. 

Кроме того, участники пленарного заседания смогли увидеть приветствие Латышева Олега Юрьевича, основателя и директора Международной Мариинской Академии им. М.Д. Шаповаленко.

Все доклады, представленные на пленарном заседании посвящены актуальным вопросам современной методики преподавания иностранных языков и лингвистической науки. Г.А. Никитина задалась вопросом: Неизвестное известное или известное неизвестно? Рассматривая проблему готовности выпускников педагогических вузов к применению активных и индуктивных методов обучения, Галина Александровна представила результаты опроса молодых педагогов и проанализировала перспективы применения ими интегративных подходов к обучению иностранным языкам.

Е.А. Максимова рассмотрела ключевые моменты подготовки современного учителя, обратив внимание на возможности и пути формирования soft skills и профессиональных компетенций будущих учителей в рамках практической подготовки.


Одним из гостей конференции стала Антонина Сергеевна Максимова, заместитель директора Гимназии "Авиатор" по воспитательной работе. Антонина Сергеевна рассмотрела вопрос о том, какую школу мы видели вчера, какой она стала сегодня и каковы наши ожидания по поводу будущего российской школы.

Заведующий кафедрой иностранных языков СГЮА Елена Юрьевна Балашова рассказала о прагма-коммуникативном анализе в корпусной лингвистике, о специфике его применения и тенденции развития.

И завершила пленарное заседание Татьяна Николаевна Александрова, доцент КАЯиМЕП, рассказавшая слушателям об особенностях восприятия английских сленговых заимствований носителями русского языка разного возраста.

Одним из приятных мероприятий первого дня конференции стало награждение победителей марафона "Наставничество и профессиональное развитие учителя иностранного языка".

Наставниками-жюри в данном конкурсе стали педагоги школ г. Саратова и Московской области, которым организаторы конференции выражают свою благодарность:

  • Халилова Елена Владимировна и Дыбошина Татьяна Сергеевна (Лицей-интернат 64)
  • Мачехина Надежда Евгеньевна (Гимназия 3)
  • Шеповалова Мария Геннадиевна (Лицей 56)
  • Максимова Антонина Сергеевна (Гимназия «Авиатор»)
  • Павлова Ирина Васильевна (Саратовская кадетская школа-интернат 1»
  • Саблина Елена Александровна (Гимназия 41 г. Люберцы Московской области).
     

ХVI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании», которая стартовала 19 февраля, включала в себя новую для образования форму работы – форсайт-сессию на тему "Воспитание и воспитывающая деятельность учителя", организованную Н.О. Быковой и Е.А. Ермолаевой

Традиционно форсайт-сессия представляет собой метод групповой работы экспертов по исследованию и конструированию будущего с учетом рисков реализации отрицательных трендов. В ходе работы конференции участники форсайт-сессии анализировали текущие тенденций, выявляли возможные вызовы и создавали стратегии для достижения желаемых результатов в воспитании и воспитывающей деятельности учителя.

В ходе форсайт-сессии участники использовали различные методы анализа данных, прогнозирования и обсуждения, чтобы выработать конкретные рекомендации и планы действий для улучшения системы воспитания. Эта форма работы позволила участникам конференции взглянуть на проблемы воспитания с новой точки зрения и создать инновационные подходы к их решению.

Форсайт-сессия стала не только площадкой для обмена опытом, но и местом, где ученые и практики могли вместе создать видение будущего воспитания и разработать конкретные шаги для его достижения. Эта форма работы показала свою эффективность в поиске новых решений и вдохновила участников на дальнейшие исследования и действия в области воспитания.
 

На конференции участниками были представлены результаты исследований в ходе работы 10 секций, прошедших очно на базе СГУ, СГЮА и СГАУ, а также в онлайн-формате.

На площадке СГЮА состоялось заседание секции "Юрислингвистика: теоретические аспекты и методика преподавания", под председательством проф. Балашовой Е.Ю. Участники секции обсуждали теоретические и методологические аспекты развития юрислингвистики как самостоятельной лингвистической дисциплины. Состоялась плодотворная дискуссия в рамках темы заседания.