Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В Саратовском университете 17 октября состоялась аналитическая сессия «Непрерывная подготовка учителя: проблемы, задачи, механизмы».

Её участниками стали педагоги, представители министерства образования области, университетского сообщества, органов управления образованием всех муниципалитетов региона, заместители глав администраций муниципальных районов по социальной сфере, директора школ и координаторы педагогических классов из районов Саратовской области. В работе форума участвовал заместитель председателя Правительства Саратовской области — министр образования региона М.И. Орлов. Всего в университет для обсуждения актуальных вопросов педагогики приехали более 250 педагогов.

Педагогическая миссия всегда была и остаётся основополагающей для нашего университета. Несмотря на все трансформации и преобразования, которые происходили на рубеже последних столетий, именно в подготовке школьного учителя мы видим ключевой ресурс для региона и государства. Подобные встречи позволяют в формате открытого диалога обсудить механизмы эффективного развития системы образования, непрерывную подготовку педагога, а также поговорить о тех проблемах и вызовах, которые ставит перед нами современность.

Т.Г. Фирсова
И.о. директора Педагогического института СГУ

По поручению ректора СГУ А.Н. Чумаченко со словами приветствия к участникам сессии обратился проректор по административной деятельности и управлению персоналом А.В. Стальмахов.

Тема учительства имеет для меня личностный характер, в моей семье воспитывалось не одно поколение педагогов. Самоотверженность, преданность делу и желание делиться знаниями – все эти качества отличают вас от представителей других профессий.

А.В. Стальмахов
Проректор по административной деятельности и управлению персоналом

Андрей Всеволодович процитировал строки из стихотворения Е.Д. Кучаевой, которые отчётливо вырисовывают образ настоящего педагога: «Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, и в этом видеть свет и благодать…».

Заместитель председателя правительства – министр образования Саратовской области М.И. Орлов познакомил коллег с региональными мерами поддержки специалистов сферы образования. Михаил Игоревич напомнил, что наряду со стимулирующими выплатами для учителей-методистов, наставников, победителей конкурсов «Лучший учитель года», «Лучший воспитатель года», предусмотрен ряд льгот для молодых педагогов. Одной из таких мер поддержки является региональная программа «Сельский педагог», в рамках которой молодой специалист имеет возможность получить материальную поддержку в размере 1 миллиона рублей. Для студентов-целевиков предусмотрены выплаты базовой стипендии от муниципалитетов и поддержка со стороны министерства и вуза в первые три года работы по специальности.

Сегодня у нас есть все резервы, а главное – поддержка со стороны регионального правительства и классического университета, чтобы решить вопрос с дефицитом педагогических кадров за четыре года. За этот период совместными усилиями нам удастся обеспечить все наши муниципалитеты учителями-предметниками.

М.И. Орлов
Заместитель председателя правительства – министр образования Саратовской области

М.И. Орлов выразил благодарность Саратовскому университету за подготовку и поддержку молодых учителей в рамках реализации действующих проектов «Педагогический класс» и «Школа для молодых педагогов», которые являются важным инструментом в решении кадрового вопроса.

О базовой составляющей большинства педагогических инициатив – университетском проекте «Учитель в образовательной парадигме» федеральной программы «Приоритет 2030» участникам сессии рассказала руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина. Вовлечённость школьников в работу Виртуального педагогического класса, отзывы молодых педагогов – участников летних школ и центра поддержки молодых учителей «Consilium» свидетельствуют о верном стратегическом направлении университета. 

Важно, чтобы в течение первых четырёх лет обучения в вузе у студента появилось желание пойти работать по профессии. Именно на раскрытие мотивации будущего педагога нацелен весь спектр мероприятий педагогической направленности в университете. На этом принципе базируются все образовательные программы для педагогов. На занятиях Педагогического класса мы говорим о тех проблемах, которые уже сегодня волнуют школьников: какие навыки и компетенции развивать, в чём сила и слабость искусственного интеллекта, как побороть свои страхи и комплексы, как позиционировать себя в социальных сетях и вести электронный диалог. Все эти вопросы актуальны не только в будущем наших учеников, они важны уже сегодня.

Е.Г. Елина
Руководитель приоритетных проектов и программ

О ключевых аспектах подготовки педагогов по всей школьной линейке учебных дисциплин говорила в своём выступлении и.о. директора Педагогического института СГУ Т.Г. Фирсова. Сегодня, по словам Татьяны Геннадьевны, Педагогический институт является драйвером в процессе педагогической подготовки кадров для всего региона.

За последние годы удалось не только увеличить число студентов-целевиков, но и модернизировать практическую составляющую подготовки учителя – комплекс учебных и производственных практик, формирование исследовательских компетенций и научного проектирования.

Т.Г. Фирсова
И.о. директора Педагогического института СГУ

С докладом на тему «Воспитательный потенциал педагога» на сессии выступила заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова. Екатерина Александровна представила аудитории уникальные авторские методики, которые раскрывают школьникам привлекательность образовательной среды, где цифровые технологии наравне с образовательной функцией выполняют ещё и воспитательную, как и сам школьный урок. Профессор обратила внимание на культурный феномен смены ролевых позиций взрослых и детей в обучении и технике формирования гармоничного взаимодействия педагога и ученика.

С программой подготовки абитуриентов к поступлению в вуз участников познакомила директор Института довузовского образования Т.Г. Захарова. В ИДО СГУ будущие студенты проходят подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, занятия со школьниками проводят университетские преподаватели. Институт также организует экскурсии по всем локациям университетского пространства. Обучающиеся знакомятся с образовательной и научной средой вуза, его учёными и активистами, посещают музеи, лаборатории и учебные центры.

Перед началом форума в «Точке кипения» XII корпуса СГУ работали информационные интерактивные стенды факультетов Педагогического института СГУ. Все желающие могли пообщаться с преподавателями и деканами, получить брошюры с перечнем направлений подготовки педпрофиля, поучаствовать в стилизованных интерактивах с использованием устройств виртуальной реальности, сделать памятные фотографии в специально декорированной зоне. Участники из отдалённых районов прикрепляли символические булавки на карте Саратовской области с местоположением школ, в которых они трудятся.

Программа аналитической сессии включала дискуссионные площадки по актуальным вопросам педагогической практики. Подробнее об этом читайте в нашей следующей новости.