Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Биологический факультет
Миссия биологического факультета - сохранение традиций преподавания биологической науки и разностороннее изучение разнообразия живых систем

Визитка

Декан Юдакова Ольга Ивановна
Декан
Юдакова
Ольга
Ивановна
Важные контакты
#
Новости подразделения

Направления деятельности

Образование

На факультете осуществляется подготовка по специальностям: 06.03.01 – биология (бакалавриат), 44.03.01 – педагогическое образование, профиль «Биология» (бакалавриат), 06.04.01 – биология (магистратура), 44.04.01 – педагогическое образование, профиль «Биология» (магистратура), 06.06.01 – биологические науки (аспирантура).

Программы подготовки биологов направлены на освоение студентами знаний и навыков по исследованию живой природы и её закономерностей, изучению биологических систем различных уровней сложности, механизмов их авторегуляции и авторепродукции, использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охране природы. Студенты получают опыт планирования и выполнения экспедиционных работ и лабораторных исследований.

В ходе освоения педагогических специальностей студенты получают навыки обучения и воспитания учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, овладевают системой знаний об основных проблемах биологии, важнейших аспектах прикладного использования биологических знаний, методическим приёмам учебно-воспитательной работы со школьниками, умеют определять учебно-воспитательные задачи в преподавании биологии, адаптировать научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся, выбирать оптимальные формы и методы учебной деятельности.

При разработке основных образовательных программ, а также специальных курсов и курсов по выбору, специальных и производственных практик преподавателями факультета учитываются рекомендации работодателей: директоров научно-исследовательских институтов биологического профиля Поволжского региона, природоохранных учреждений, учреждений общего и среднего профессионального образования.

Преподавание дисциплин осуществляется с использованием современных педагогических технологий. Для успешного освоения образовательных программ используются не только классические типы учебных занятий (лекции, семинары, лабораторные занятия), по и современные форматы (дискуссии, круглые столы, ролевые игры). На постоянной основе проводятся экскурсии в учебные и научно-исследовательские учреждения города, открытые лекции сторонних специалистов в области биологии.

Наука и инновации

Биологический факультет СГУ является одним из крупнейших и наиболее авторитетных центров биологического образования и биологической науки в Приволжском федеральном округе.

Научные исследования проводятся в рамках различных направлений: молекулярной биологии, биохимии, физиологии человека и животных, генетики, экологии, ботаники, физиологии растений, зоологии, микробиологии и др.

Важной частью научной работы является сотрудничество с другими научными и образовательными учреждениями России и мира.

Одним из ключевых направлений научной деятельности биологического факультета является изучение биоразнообразия. Ученые факультета проводят исследования в области флоры и фауны России, выявляют новые виды, изучают их особенности и влияние на экосистемы, участвуют в программах по сохранению биоразнообразия и разработке методов его восстановления. Под эгидой сотрудников факультета осуществляется обновление Красной книги Саратовской области.

Кроме того, на биофаке проводятся исследования в области биотехнологии и биоинженерии, а также изучением возможностей применения оригинальных разработок в различных отраслях экономики и социальной сферы.

Также научные исследования на биофаке направлены на изучение процессов адаптации организмов к изменяющимся условиям окружающей среды и стрессовым факторам. Значительное внимание уделяется исследованиям в области генетики и селекции растений, которые направлены на создание новых сортов с улучшенными хозяйственно ценными признаками и устойчивостью к неблагоприятным факторам среды.

Таким образом, научная деятельность на биологическом факультете СГУ представляет собой широкий спектр исследований, направленных на изучение биологических процессов и явлений, а также на разработку новых методов и подходов в области биологии и биотехнологии.

Важной составляющей научной жизни факультета является участие студентов на всех этапах научно-исследовательской деятельности. Осваивая на 1 и 2 курсах основные методы полевых и лабораторных исследований, студенты старших курсов и магистры становятся полноправными участниками научного процесса. Для поддержки научного интереса и освоения навыков представления полученных результатов на факультете уже более 60 лет проводится ежегодная студенческая конференция «Исследования молодых ученых в биологии и экологии», уже приобретшая статус международной.

С другими конференциями и научными мероприятиями, проводимыми на факультете можно ознакомиться в разделе «Конференции».

Социально-воспитательная работа

Студенческая жизнь на биологическом факультете - это не только учеба и научные исследования, но и множество интересных и ярких событий. Руководство факультета и преподаватели стараются создать условия для всестороннего развития студентов.

Организация различных мероприятий, направленных на формирование у студентов активной гражданской позиции, развитие их творческих способностей, укрепление здоровья и пропаганду здорового образа жизни, всегда проходит в теплой дружественной обстановке. Большое внимание уделяется внимание патриотическому и экологическому воспитанию и формированию чувства гордости за свою страну.

Главная цель социально-воспитательной работы - помочь каждому студенту раскрыть свой потенциал, научиться работать в команде и стать полноценным членом общества. Благодаря работе активистов студенческого совета проводятся разнообразные мероприятия: тематические дни, связанные с биологическими дисциплинами, квизы и квесты, совместные вечера с настольными играми, чаепития и вкусные переменки. На факультете действуют студенческий совет, объединение НЕОН, книжный клуб, научное общество.

Студенческий совет факультета активно сотрудничает с молодежными организациями и общественными объединениями, чтобы расширить возможности для самореализации студентов.

История

Строительство 5 корпуса СГУ.
Строительство 5 корпуса СГУ
5 корпус СГУ 1952 год
5 корпус СГУ 1952 год
5 корпус СГУ 1952 год
5 корпус СГУ 1952 год
5 корпус СГУ 1953 год.jpg
5 корпус СГУ 1953 год.jpg
1909 г.
создание кафедр зоологии, ботаники, нормальной анатомии, физиологии при медицинском факультете Императорского университета
1910 г.
создание кафедры медицинской химии при медицинском факультете Императорского университета
1917-1918 гг.
создание естественного отделения при физико-математическом факультете Императорского университета
1919 г.
создание Гербария и Зоологического музея при естественно-научных кафедрах Императорского университета
1918 г.
создание агрономического факультета Императорского университета
1931 г.
создание биологического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
1935-1940 гг.
создание кафедр микробиологии, динамики развития организма, физиологии животных, генетики и дарвинизма, ихтиологии и гидробиологии
1953 г.
окончание строительных работ по возведению V корпуса СГУ
1956 г.
основание Ботанического сада СГУ
1967-1976 гг.
лаборатория биохимии и физиологии растений становится самостоятельной кафедрой биохимии и биофизики
1971 г.
создание отделения психологии при биологическом факультете
1999 г.
открытие педагогического отделения
2000 г.
создание отделения «Экология» при биологическом факультете
2021 г.
90-летие биологического факультета
5 корпус СГУ 1958 год
Вид с крыши пятого корпуса СГУ
5 корпус СГУ 1965 год
5 корпус СГУ 1965 год
5 корпус СГУ 1972 год
5 корпус СГУ 1972 год
5 корпус СГУ. 1978 год
5 корпус СГУ 1978 год

Биологический факультет официально был открыт в Саратовском государственном университете в 1931 году, но свою историю он с полным правом может отсчитывать с момента основания вуза в 1909 г. В составе единственного медицинского факультета Императорского университета было организовано 28 кафедр, четыре из которых положили начало биологическому образованию в СГУ. Это кафедры физиологии, нормальной анатомии, ботаники и зоологии со сравнительной анатомией. Для преподавания в новом вузе пригласили ведущих ученых из Казанского, Московского, Санкт-Петербургского и Новороссийского университетов.

Кафедру зоологии в 1909 г. возглавил профессор Санкт-Петербургского университета Борис Ионович Бируков. Он сформировал высококвалифицированный научный коллектив кафедры, организовал научную зоологическую лабораторию и зоологический музей. Первыми экспонатами музея стали 1000 экземпляров тропических бабочек и жуков, подаренные университету в дни его открытия купечеством Саратовской губернии.Эта коллекция сохранилась до наших дней, и сейчас занимает в Зоологическом музее почетное место.

Кафедру ботаники возглавил профессор Казанского университета, ставший позднее членом-корреспондентом АН СССР, Андрей Яковлевич Гордягин. За 5 лет работы в Саратове он внес большой вклад в развитие биологического образования, заложил основы Саратовской научной геоботанической школы и на долгие годы определил основное научное направление кафедры – изучение флоры и растительности юго-востока Европейской России. В планах А. Я. Гордягина было создание Ботанического сада, но их воплощению в жизнь помешала начавшаяся Первая мировая война. После возвращения А. Я. Гордягина в Казань, заведование кафедрой ботаники перешло профессору Дмитрию Ерастовичу Янишевскому. Под его руководством саратовские ботаники продолжили изучение форы и растительности Поволжья. Был собран богатый гербарный материал, описаны новые для науки виды растений.

В 1910 г. профессором В. В. Вормсом была организована кафедра медицинской химии, положившая начало биохимическим исследованиям в университете.

В 1917-1918 учебном году в СГУ открывается естественное отделение при физико-математическом факультете. В его состав входят уже существующие кафедры зоологии и ботаники, а также новая кафедра – кафедра физиологии и анатомии растений. Возглавить ее был приглашен приват-доцент Московского университета Александр Робертович Кизель. В Саратове А. Р. Кизель начинает работы по биохимии углеводов, растительных белков и нуклеиновых кислот. В 1922 г. его избирают деканом сразу двух факультетов: физико-математического и рабочего. Последний был создан для подготовки малограмотной молодежи к обучению в вузе. А в 1929 г. он вернулся в Москву, чтобы возглавить кафедру биохимии МГУ, сыгравшую огромную роль в становлении и развитии биохимии в нашей стране.

В 1918 г. в СГУ открывается еще один факультет биологического профиля – агрономический факультет, который возглавил профессор В. Р. Заленский. Еще до революции в 1913 году для подготовки квалифицированных ученых агрономов в Саратове были открыты Высшие сельскохозяйственные курсы, которые в апреле 1918 г. были преобразованы в Саратовский сельскохозяйственный институт. Однако в сентябре того же года в связи с тяжелыми условиями гражданской войны институт был присоединен к СГУ на правах агрономического факультета. Учебный процесс на факультете осуществляли такие выдающиеся ученые как Г. К. Мейстер, Н. М. Тулайков, Е. М. Плачек. С 1917 по 1921 год сначала на сельскохозяйственных курсах, а затем на агрономическом факультете СГУ преподавал один из величайших генетиков мира – Николай Иванович Вавилов. Саратовский период Н.И. Вавилова был чрезвычайно плодотворным. Здесь молодым профессором были разработаны и сформулированы учение об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям и закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. В 1920 г. на IIIВсероссийском съезде по селекции и семеноводству, проходившем в Большой физической аудитории третьего корпуса СГУ, Н.И. Вавилов впервые выступил с докладом «Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости», который был воспринят научным сообществом, как крупнейшее событие в мировой биологической науке. Уезжая в марте 1921 г. в Петроград, Николай Иванович оставил в Саратове жизнеспособную научную школу, коллег-единомышленников, которые всю жизнь были верны его идеям и его памяти. В 1922 г. агрономический факультет был выведен из состава СГУ и вновь преобразован в самостоятельный Сельскохозяйственный институт.

1920-е годы в истории биологического образования в СГУ связаны с именем еще одного выдающегося биолога – академика Андрея Александровича Рихтера. После успешной работы в Петербурге и Перми он переезжает в Саратов, где одновременно возглавляет кафедру анатомии и физиологии растений СГУ, кафедру физиологии растений и микробиологии Саратовского сельскохозяйственного института и отдел прикладной ботаники Саратовской областной опытной станции. Под его руководством начинаются исследования физиологических основ устойчивости растений к неблагоприятным факторам внешней среды, физиологических и биохимических особенностей технических культур. В 1931 г. А. А. Рихтер покинет СГУ, чтобы возглавить лабораторию биохимии и физиологии растений, преобразованную затем в Институт физиологии растений имени К.А.Тимирязева.

В 1931 г. естественное отделение СГУ преобразуется в самостоятельный биологический факультет. На нем обучается около 200 студентов. Становление факультета проходило в сложные годы политических репрессий. Как не парадоксально это звучит, но пополнению штата университета высококвалифицированными сотрудниками способствовала высылка из Москвы и Ленинграда ряда известных ученых, как «социально чуждых» для страны элементов. Среди таких ссыльных оказался член-корреспондент АН СССР, крупнейший специалист по физиологии растений Николай Александрович Максимов [5]. Руководство университета проявило большую смелость, не побоявшись предложить ему возглавить кафедру физиологии растений. В Саратове Н. А. Максимов развивает эколого-физиологическое направление исследований, изучает засухоустойчивость растений. Под его руководством в университете и Институте зернового хозяйства Юго-Востока проводятся исследования рациональных приемов орошения яровой пшеницы.

В непростой обстановке 1930-х гг на биологическом факультете одна за другой открываются новые кафедры: в 1935 году – кафедра микробиологии, в 1936 г. кафедра динамики развития организма, в 1937 г. – кафедра физиологии животных, в 1939 г. – кафедра генетики и дарвинизма, в 1940 г. – кафедра ихтиологии и гидробиологии. С 1938 по 1984 гг на протяжении 46 лет бессменным руководителем кафедры физиологии животных был доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Павел Абрамович Вундер. После 1984 г. он еще на протяжении 15 лет оставался научным консультантом кафедры. Под его руководством были выполнены исследования саморегуляции в эндокринной системе, изучены нервно-гуморальные механизмы формирования пола и процесса размножения, выявлены эндокринные корреляции при экспериментальном сахарном диабете. В 1937 г. были подготовлены проекты, и началось строительство 5-го учебного корпуса для биологического факультета. К сожалению, после ареста директора СГУ Г. К. Хворостина по ложному обвинению, строительство корпуса останавливается на долгие годы.

 

В настоящее время на биологическом факультете работают:
  • 11 докторов наук
  • 31 кандидат наук
  • 1 действительный член научной общественной академии (проф. В.А. Болдырев)
  • 1 заслуженный работник высшего образования (проф. В.А. Болдырев)
  •  1 почётный работник сферы образования Российской Федерации ( проф. Кашин А.С.)
     

Стремительное развитие университета прерывает Великая Отечественная война. Несмотря на тяготы войны, биологический факультет продолжил свою работу. Срок обучения был сокращен до трех лет, занятия нередко проходили в неотапливаемых помещениях, переносились на вечерние часы или отменялись для выполнения срочных общественных работ: выгрузки вагонов и барж, расчистки занесенных снегом железнодорожных путей. В тяжелейших условиях прифронтового города на биологическом факультете не только не прерывался учебный процесс, но и велись интенсивные научные изыскания: продолжалось изучение флоры и растительности пойм Нижней Волги и малых рек, составляется геоботаническая карта для значительной части Волго-Ахтубинской поймы. Эти труды имели не только теоретическую значимость, но и, что особенно важно для военных лет, практическое значение. Они были необходимы для разработки мероприятий по рациональному использованию пойменных лугов, как естественной и дешевой кормовой базы для животноводства. Результаты проведенных исследований легли в основу докторской диссертации А. Д. Фурсаева, которая была успешно защищена в 1942 г.

Под руководством профессора А. А. Чигуряевой проводятся исследования морфологии современной и ископаемой пыльцы. Метод спорово-пыльцевого анализа был востребован для решения неотложных вопросов практической геологии. Страна остро нуждалась в поиске и разработке новых месторождений полезных ископаемых [3].

Сотрудники кафедры зоологии под руководством А. В. Морозова, а затем Л. З. Захарова приступают к изучению экологии азиатской саранчи и саранчовых для разработки эффективных методов борьбы с ними. В 1944 г., после работы в Баку, в Саратовский университет возвращается профессор В. С. Елпатьевский. Он принял заведование кафедрой зоологии позвоночных и направил исследовательскую работу кафедры на изучение экологии грызунов – вредителей лесного и сельского хозяйств, а также на изучение фауны полезащитных лесонасаждений и позднее фауны Саратовской области в целом.

В марте 1942 г. из блокадного Ленинграда в Саратов эвакуируется Ленинградский университет. Начинается совместная жизнь двух университетов. Биологические факультеты СГУ и ЛГУ не сливаются, но работают при тесном и плодотворном сотрудничестве. Часть ленинградских профессоров переводится в СГУ для усиления его факультетов. Член-корреспондент АН СССР, профессор С. Д. Львов возглавляет кафедру физиологии растений, профессор Д. И. Дейнека – кафедру анатомии человека. С. Д. Львов разворачивает большую исследовательскую деятельность по получению витамина С и изучению растительных пигментов. Результаты этих работ были необходимы для обеспечения полноценного питания военнослужащих и тружеников тыла, изможденных тяготами войны, для восстановления здоровья больных и раненных. Под руководством Д. И. Дейнеки изучается возможность восстановления функций нервной системы, нарушенных в результате военных травм.

В последний военный учебный год биологический факультет постепенно переходил к мирной жизни. Весной 1945 г. на биологическом факультете возобновились научные конференции и работа кружков. После окончания войны в 1949 г. биологический факультет преобразуется в биолого-почвенный, разрабатываются планы по созданию НИИ биологии,возобновляются работы по созданию Ботанического сада СГУ. Их инициатором стал заведующий кафедрой морфологии и систематики растений, профессор А. Д. Фурсаев. В 1956 г. под Ботанический сад отводится 30 га на южных склонах Глебучева оврага.

Послевоенное время не стало для факультета мирным и безмятежным. После печально известной августовской сессии ВАСХНИЛ в стране разворачивается идеологическая война против «идейно чуждого» течения «вейсманизма-морганизма». Классическая генетика объявляется буржуазной лженаукой и противопоставляется коммунистическому мичуринскому учению. В 1947 г. заведующий кафедрой генетики и дарвинизма СГУ Василий Евгеньевич Альтшеллер, прилюдно заявивший о скором окончании господства Т. Д. Лысенко в биологии, обвиняется в антимичуринской пропаганде, изгоняется из университета и ссылается в Сибирь. Руководство кафедрой переходит сначала к профессору С.И.Исаеву, а затем в 1948 г. к доценту С. С. Хохлову. В 1950 г. за высказанные в диссертации эволюционные взгляды и пропаганду антимичуринских идей Всесоюзная аттестационная комиссия отказывает С. С. Хохлову в утверждении докторской диссертации и присвоении степени доктора наук. Декан биолого-почвенного факультета А. Д. Фурсаев обвиняется в том, что под его руководством на факультете «свили себе гнездо вейсманисты-морганисты». Комиссия Министерства образования СССР приступает к тщательной проверке факультета, и, несмотря на то, что «гнездо вейсманистов» так и не было найдено, А. Д. Фурсаеву все же сначала объявляют выговор, а затем освобождают от занимаемой должности. Докторская диссертация С. С. Хохлова была утверждена ВАК лишь спустя 20 лет, в 1967 году. Воспитанный на трудах Г. Менделя, Т. Моргана, Н. И. Вавилова и других классиков генетики С. С. Хохлов не только хранил верность их идеям, но и не боялся выступать с открытой критикой лысенковцев. Руководимая им кафедра была одной из первых в СССР, где после отказа от лысенковщины было возобновлено преподавание классической и молекулярной генетики. В 1955 г. С. С. Хохлов назначается председателем Министерской комиссии по разработке новой программы по генетике и дарвинизму для университетов. По этой программе затем многие годы велось преподавание генетики во всех вузах Советского Союза.

В 1951 г. заведующий кафедрой зоологии позвоночных, профессор Б. К. Фенюк удостаивается Сталинской премии за работы по изучению влияния деятельности человека на численность мышевидных грызунов и сусликов. Часть своей денежной премии он передает на строительство Научной библиотеки СГУ. В 1953 г. завершается начатое до войны строительство 5-ого корпуса СГУ. Биофак, наконец, обретает свой родной дом.

В 1960 г. по инициативе С. С. Хохлова начинается строительство проблемной лаборатории цитологии и генетики, которая долгие годы затем являлась научным центром по изучению апомиксиса и гаплоидии в нашей стране. Одним из важнейших событий на факультете в 1960-е годы стало воссоздание кафедры биохимии. Сначала в 1967 г. по инициативе заведующего кафедрой микробиологии, профессора М. П. Гнутенко организуется учебно-научная лаборатория биохимии и биофизики. Ее руководителем назначается кандидат медицинских наук, доцент Владимир Владимирович Игнатов. В 1976 г. лаборатория преобразуется в кафедру биохимии и биофизики также под руководством В. В. Игнатова, ставшего к тому времени уже доктором биологических наук и профессором. Лаборатория и кафедра биохимии и биофизики становятся научным центром в стране по изучению биохимии стафилококков. На основе кафедры в 1980 г. создается Институт биохимии и физиологии растений и микроорганизмов АН СССР.

В 1980-1990-х гг. структура факультета претерпевала неоднократные изменения: открывались новые, кафедры делились, сливались. В разное время на факультете существовали отделения психологии и экологии. Сейчас в составе факультета 6 кафедр: биохимии и биофизики (заведующий кафедрой, д.б.н., профессор С. А. Коннова); ботаники и экологии (заведующий кафедрой, д.б.н., профессор В. А. Болдырев); генетики (заведующий кафедрой, д.б.н., доцент О. И. Юдакова); микробиологии и физиологии растений (заведующий кафедрой, д.б.н., профессор С. А. Степанов); морфологии и экологии животных (заведующий кафедрой, д.б.н., профессор Г. В. Шляхтин); физиологии человека и животных (заведующий кафедрой, д.б.н., доцент О. В. Семячкина-Глушковская). В новом веке структура факультета дополнилась оснащенными современным оборудованием учебно-научными лабораториями: в 2004 г. лабораторией молекулярной биологии (заведующий лабораторий, д.б.н., профессор В. В. Аникин) и в 2019 г. лабораторией биотехнологии и репродуктивной биологии (заведующий лабораторий, к.б.н., доцент Ю. А. Беляченко). В настоящее время создается Междисциплинарный центр «Критических технологий для медицины» (руководитель д.б.н., доцент О. В. Семячкина-Глушковская), где планируется разрабатывать неинвазивные методы лечения онкологических заболеваний и болезней мозга. Высокую оценку научного сообщества получили в 21 веке старейшие структурные подразделения факультета Зоологический музей и Гербарий. В 2011 г. музей вошел в реестр Зоологических коллекций мира, а в 2015 г. ЮНЕСКО присвоило Гербарию, включенному в Международный реестр гербариев, статус «Национального достояния России».

Показателями высокого качества биологического образования в СГУ могут служить победы образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Биология» в 2011 и 2012 гг. во Всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России». Научные исследования были поддержаны десятками грантов отечественных и зарубежных фондов (РФФИ, РНФ, Президента РФ, В.Потанина, Европейского и Турецкого обществ по гипертонии, Биологических и биохимических исследований Великобритании и др.). На факультете издается 4 журнала, два из которых входят в список ВАК. Итоги многолетней плодотворной работы коллектива биологического факультета СГУ отражены в многочисленных научных трудах. К числу наиболее важных результатов научных исследований можно отнести следующее:

  1. изучена флора и фауна Саратовской области и сопредельных территорий;
  2. разработаны перспективные подходы для решения вопросов экологической безопасности Нижнего Поволжья, составлена Красная книга Саратовской области;
  3. изучены анатомо-физиологические особенности злаковых культур сортов Саратовской селекции;
  4. исследованы микробные ассоциации различных видов насекомых, показана циркуляция фитопатогенных бактерий и грибов в экосистемах;
  5. разработаны подходы для биоремидиации почв и водоемов от ксенобиотиков и нефтяных загрязнений с использованием микроорганизмов и растений;
  6. установлены уникальные химические структуры О-антигенов и экзополисахаридов, которые положены в основу серологической классификации микроорганизмов, формирующих ассоциативные симбиозы с хлебными и кормовыми злаками;
  7. диагностирован способ репродукции у дикорастущих злаков и некоторых видов сложноцветных в нескольких регионах России, выявлены апомиктичные формы, которые могут использоваться как модельные объекты для изучения явления апомиксиса и как доноры генов апомиксиса;
  8. выведены уникальные линии кукурузы с наследуемым и индуцированным типами партеногенеза, позволяющие получать с высокой частотой гаплоидные растения – ценный материал для селекции;
  9. разработаны неинвазивные методы доставки препаратов в ткани мозга для лечения глиомы и болезни Альцгеймера;
  10. разработаны новые технологии для МРТ анализа проницаемости гемо-энцефалического барьера в условиях нормы;
  11. впервые в России заложены основы изучения лимфатической системы мозга для развития прорывных технологий ночной терапии болезней мозга, инсультов, черепно-мозговых травм, родовых повреждений ЦНС.

За 90 лет биологическим факультетом пройден большой и плодотворный путь, накоплен огромный опыт в организации и проведении научных исследований, в эффективной реализации образовательных программ, позволяющий подготавливать хороших и востребованных специалистов в области биологии и экологии. В своей научной и педагогической деятельности факультет всегда стремится держать ту высокую планку, которую в свое время задали выдающие биологи, с чьими именами связано становление и развитие биологического образования в СГУ. 

 

Ученые факультета работают во многих областях биологической науки. Ими проводятся исследования клеточных, организменных и надорганизменных биологических систем, воздействия на них разнообразных природных и антропогенных факторов. Ведется работа по изучению и сохранению редких и исчезающих видов животных и растений, решается много частных и прикладных проблем. Ежегодно организуются экспедиции по Саратовской области и Нижнему Поволжью, в которых принимают участие сотрудники и студенты факультета.

Публикуются  статьи в отечественных и зарубежных изданиях, получаются патенты, издаются монографии и учебники, учебно-методические пособия, по которым учатся студенты многих университетов России. Только за последние 30 лет более 50 выпускников стали докторами и около 180 – кандидатами наук. На факультете организовываются и проводятся научные конференции, симпозиумы и съезды, выигрываются гранты российского и международного уровней.

При факультете имеется аспирантура по 7 специальностям. Ежегодно защищается 5-6 кандидатских диссертаций. Профессора факультета являются членами диссертационных и различных научно-технических советов регионального и российского уровней. Устанавливаются и углубляются связи факультета с учеными Великобритании, США, Франции, Германии, Голландии, Швеции, Монголии.

Сегодня факультет насчитывает 6 кафедр: 

Оборудование

  • Лаборатория биотехнологии и репродуктивной биологии:

    • микроскопы световые: Zeiss Axio Scope, Zeiss Axio Star, Zeiss Axio Vert, Zeiss Stemy, Zeiss Primo Star
    • Микротомы
    • автоклав вертикальный
    • сухожаровой шкаф до 200˚С
    • термостат до 60˚С
    • морозильник низкотемпературный SANYO (-60ºC...-80ºC)
    • климатокамера SANYO для выращивания растений (световая и темновая)
    • ламинарные шкафы 1 класса
    • ПЦР-бокс
    • центрифуга для эпендорфов
    • амплификатор Mastercycler gradient (Eppendorf, Германия)
    • трансиллюминатор (Vilber loumat, Франция)
    • гель-документирующая система (Doc-print VX2, Германия)
    • термостат TDB-120 (BioSan, Латвия)
    • весы электронные OHAUS и др.

     

    Учебная лаборатория биохимии:

    • Аналитические весы Ohaus, показывающие массу с точностью до 100 мкг.
    • ИФА-ридер с дискретным набором длин волн (даёт возможность провести фотометрическую оценку раствора или суспензии в малом объёме).
    • Орбитальный шейкер и встряхиватель BioSan для встряхивания и гомогенизации образцов, а также периодического культивирования бактериальных культур.
    • Ламинар Neoteric Lamsystens, обеспечивающий работу с бактериями и культурами клеток в стерильных условиях.
    • Роторный испаритель Heidolph, который используется для концентрирования растворов сложных органических веществ (белки, углеводы) при пониженном давлении.
    • Прибор для автоматизированной постановки блот-анализа BenchPro.

     

    Учебная лаборатория биофизики:

    • Аналитические весы, показывающие массу с точностью до 1 мг.
    • Прибор для импедансометрии. По показателям данного прибора можно оценивать степень жизнеспособности клеток и тканей растений, животных и бактерий, находящихся под влиянием разных факторов.
    • Камеры для горизонтального и вертикального электофрореза в геле и на бумаге, помогающие эффективно разделять смеси высокомолекулярных соединений, таких как нуклеиновые кислоты, белки и полисахариды.
    • Потенциометр для оценки биопотенциалов живых объектов.
    • Хроматографические колонки с разными сорбентами, подключённые к автоматическому коллектору фракций.
    • Спектрофотометр Leika, (позволяет снимать спектры в диапазоне 1100-200 нм; регистрировать динамические изменения оптической плотности раствора; обладает встроенным программным обеспечением для оценки содержания в растворе белка, нуклеиновых кислот).
    • Источники некогерентного и лазерного излучения (365 – 808 нм) для фотобиологических исследований

     

    Учебная лаборатория физиологии растений:

    • Аквадистиллятор электрический автоматический АДЭа-10 "СЗМО"
    • Микроскопы световые БИОМЕД-6
    • Настольный универсальный цифровой мультиметр
    • Климатостат (термолюминостат) КС-200 СПУ
    • Спектрофотометр LEKI SS2107
    • Спектрофотометр LEKI SS2109UV
    • Цифровая камера Touptek Photonics UCMOS05100KPA (5.1 MPx)
    • Ротационные микротомы
    • pH-метр-иономер ИПЛ-113 Мультитест
    • Rack-mount серверная платформа для хранения данных

     

    Учебная лаборатория микробиологии:

    • Микроскопы Биолам МБИ и МБС (Биомед)
    • Автоклав горизонтальный АГ-1
    • Стерилизатор ГК-100-ЗМ
    • Шкаф сушильный SNOL 67/350нж
    • Аквадистиллятор ДЭ-10.

     

    Кабинет экологического мониторинга:

    • Весы аналитические демпферные АДВ-200, ВЛА-200-М и ВЛР-200
    • Разновесы
    • Спектрометр инфракрасный ЛОМО ИКС-29
    • Спектрофотометр Hach Lange DR-2800, Leki ss2107 и ЛОМО СФ-26
    • Кюветы
    • Печь муфельная СНОЛ-3/11
    • Шкаф сушильный комбинированный Milaform 101-S BDO
    • Шкаф сушильный круглый 2В-151
    • Чаша выпарительная №1
    • Аквадистилятор ЭМО ДЭ-25 «СПб»
    • Цилиндр мерный на 250 мл
    • Воронка делительная цилиндрическая на 50 мл
    • Штативы лабораторные
    • Микроскопы МБИ-1
    • Люксметр Testo 540
    • Термогигрометр стик-класса Testo 605-H1

     

    Кабинет гистологии и БИР:

    • Микроскопы учебные демонстрационные Zeiss Primo Star
    • Фотонасадка Axio Vision Cam
    • Бинокулярный микроскоп АУ-12
    • Микроскопы стереоскопические МБС-1
    • Микроскопы стереоскопические МБС-2
    • Микроскопы стереоскопические МБС-9
    • Микроскоп МС-51
    • Лупы настольные
    • Весы торзионные WT-4
    • Весы торзионные ВТ-500
    • Мультимедиа проектор (переносной)
    • Персональный компьютер (мобильный)

     

    Кабинет микроскопии:

    • Сухожаровой шкаф SFE 400
    • Печь муфельная СНОЛ 3/11
    • Бинокулярный микроскоп
    • АУ-12
    • Бинокуляры: МБС-1 (2 шт.), МБС-2 (1 шт.), МБС-9 (2 шт.)
    • Фотометр ФМ-56
    • Торсионные весы WAGA
    • TORSYJNA-WT
    • Микроскопы «Prima Star» – 15 шт

Аудиторный фонд

№ аудитории

Вместимость

Лекционные аудитории с мультимедийным оборудованием
4955
6155
Учебные аудитории
114
924
37 (Мичуринская аудитория)150
4245
4445
6350
501 (IX корпус)30
Компьютерные классы
4612
Лаборатории
3814
4014
4314
4812
5012
5716
6218
6514
6812
7112
7212
8820
501А (IX корпус)16
88 (XIII корпус)14
Биология - наука удивительной сложности и безграничных возможностей

Наука

Основные научные направления

Кафедра биохимии и биофизики:

  • Исследование структуры поверхностных гликополимеров полисахаридов почвенных ризобактерий, стимулирующих рост и развитие хлебных злаков. Выявление роли поверхностных полисахаридов в формировании эффективных симбиозов с растениями.
  • Молекулярные основы растительно-бактериального симбиоза и патогенеза, изучение структуры и функций ДНК-белковых комплексов, механизмов трансгенеза и горизонтального переноса генов, проблем биотехнологии и биоинженерии.
  • Исследование физиолого-биохимических аспектов процессов деструкции нефтяных углеводородов микроорганизмами-деструкторами и природными бактериальными консорциумами. Разработка технологий микробной ремедиации нефтезагрязненных почв.
  • Экотоксикологическая оценка водных и почвенных объектов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами.

 

Кафедра ботаники и экологии:

  • флористика,
  • лихенология,
  • гербарное дело,
  • морфология и анатомия растений,
  • экология растений,
  • качественная оценка водной среды,
  • почвенные банки семян,
  • охрана растений,
  • популяции растений,
  • фитоценология,
  • охрана растительности,
  • биологическое разнообразие,
  • структура и функционирование наземных и водных экосистем,
  • разработка интерактивных методов обучения.

 

Кафедра генетики:

  • Изучение закономерностей проявления апомиксиса (размножения семенами без оплодотворения) на эмбриологическом и генетическом уровнях.
  • Разработка технологии селекции растений на основе партеногенеза.
  • Разработка методов получения пищевых красителей из высокоантоциановых диплоидных и тетраплоидных форм кукурузы.
  • Исследование влияния низкочастотного электромагнитного поля на биологическую продуктивность растений.
  • Разработка технологий размножения растений in vitro для решения прикладных и теоретических задач.

 

Кафедра микробиологии и физиологии растений:

  • Молекулярное типирование диких и сельскохозяйственных растений с использованием молекулярно-генетических методов
  • Оценка состояния санитарно-микробиологических показателей водных экосистем
  • Выявление микроорганизмов-деструкторов углеводородов, симбиотических микроорганизмов, формирующих биопленку
  • Изучение биоразнообразия, механизмов передачи эндофитных микроорганизмов сельскохозяйственных растений

 

Кафедра морфологии и экологии животных:

  • Изучение воздействия природных и антропогенных факторов на биологические системы разных уровней организации: клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный.
  • Изучение современного состояния фауны беспозвоночных животных Саратовской области.
  • Изучение современного состояния фауны позвоночных животных Саратовской области.
  • Выявление редких и исчезающих видов фауны Саратовской области, определение статуса их охраны и разработка рекомендаций по их охране.
  • Оценка состояния и мониторинг антропогенных трансформаций сообществ животных в экосистемах ООПТ.
  • Адаптогенез животных к условиям урбанизированной среды.
  • Исследование роли животных (насекомых, амфибий, птиц и млекопитающих) при взаимодействии водных и наземных экосистем, структуры и динамки потоков вещества и энергии через границы  вода-суша рек и пойменных водоемов.
  • Анализ влияния погодных и климатических факторов на структуру популяций и фенологию различных фаз годового цикла бесхвостых амфибий.

 

Кафедра физиологии человека и животных:

  • Разработка прорывных технологий доставки лекарственных препаратов в мозг и лечения заболеваний центральной нервной системы
  • Изучение механизмов сна и разработка портативных смарт-технологий управления восстановительными свойствами мозга
  • Изучение половых и возрастных различий устойчивости и управления стрессом
  • Флуоресцентные и оптические методы лечения онкологии
  • Применение методов биофотоники в нейробиологии
  • Мультифотонная, конфокальная, флуоресцентная, оптическая когерентная микроскопия для прижизненного изучения функций биологических объектов
  • Методы нелинейной динамики для изучения сложных биологических систем

Конференции

Научные издания

На факультете издается 3 журнала, включенных в Перечень ВАК РФ:

  • "Поволжский экологический журнал", издаваемый совместно с РАН. С 2011 г. издается англоязычная версия журнала. В 2021 г. принят в базу данных базу данных Scopus, в 2022 г. вошёл в Q3. 

     

  • Журнал "Современная герпетология" издается совместно с Зоологическим институтом  РАН. Это единственный в России журнал, посвященный амфибиям и рептилиям. В 2022 г. вошел в Russian Science Citation Index и в ядро РИНЦ.

     

  • "Известия СГУ. Новая серия. Серия Химия. Биология. Экология" научное периодическое издание. Серия существует с 2005 г. Журнал выходит 4 раза в год, в журнал принимают материалы по тематикам: химия, в том числе аналитическая, органическая, физическая; физико-химическая биология, в том числе биофизика (биологические науки); общая биология, в том числе  ботаника, зоология, энтомология, экология (биологические науки). Журнал c 2010 г. входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Категория К2. В 2022 г. вошел в международную базу DOAJ.

 

  • На факультете ежегодно публикуются сборники научных статей «Энтомологические и паразитологические исследования в Нижнем Поволжье» и «Исследования молодых ученых в биологии и экологии».