14–16 ноября 2024 года в Центре культур НИУ «Высшая школа экономики» состоялся Первый Московский форум дополнительного образования «Вызовы цифровизации и новые университетские решения». Мероприятие собрало свыше 2,5 тысяч участников, в число которых вошли ведущие университеты страны, образовательные центры, EdTech-компании и корпоративные университеты.
В программу форума вошли пленарные дискуссии, более 40 мероприятий по десяти тематическим трекам, EdTech-выставка цифровых решений для ДПО, обучение в мастерских программы повышения квалификации «ДПО: цифровизация и новые образовательные решения», экскурсии по Вышке и нетворкинг. Наибольшей популярностью у участников форума пользовались треки «Цифровая трансформация ДПО», «Продуктовый подход и маркетинг в ДПО» и «Государственная политика и новые решения в ДПО».
Руководитель Центра профессионального развития и бизнес-стратегий ИДПО СГУ Марина Васильева приняла очное участие в кейс-сессиях, круглых столах и мастер-классах Форума, а также прошла обучение по программе повышения квалификации «ДПО: цифровизация и новые образовательные решения», специализация «Применение искусственного интеллекта в ДПО».
Галина Можаева
председатель оргкомитета форума, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ.
«Форум дополнительного образования Высшей школы экономики - это уникальное событие, поскольку до этого не было системообразующих мероприятий, которые собирали бы всех специалистов страны из этой сферы в едином пространстве для обсуждения вопросов ДПО. Вопросов, которые сегодня являются невероятно важными, ведь в условиях трансформации рынка труда ДПО становится едва ли не важнее основного образования»
На одном из круглых столов обсуждалась бизнес-модель и показатели эффективности (KPI) образовательных организаций, включая вузы, в системе дополнительного профессионального образования. Участники высказали мнение, что ограничение KPI для вузов, таких как классические университеты, только количественными показателями неверно, поскольку у них существуют более важные и масштабные задачи. ДПО должно учитывать эти задачи, а не становиться исключительно инструментом для заработка несмотря на то, что доход тоже важен.
Было предложено рассматривать развитие ДПО шире, чем просто через призму числа обучающихся и доходов, иначе вузы могут утратить своё отличие от частных организаций.
На панельной дискуссии, посвященной цифровизации ДПО, обсуждение вышло за рамки традиционной дилеммы «онлайн против офлайн». Цифровизация ДПО была рассмотрена в контексте трёх направлений:
-
Цифровизация взаимодействия с промышленными партнерами и клиентами: пример использования платформы «РосНавык» в Томском государственном университете (ТГУ) для улучшения внешних коммуникаций.
-
Цифровизация внутренних процессов: оптимизация клиентских путей, документооборота и других операций с помощью систем типа CRM.
-
Цифровизация образовательного процесса: внедрение современных методик преподавания, педагогического дизайна и инновационных инструментов. Цифровизация в этих трёх аспектах необходима для поддержания конкурентоспособности ДПО в образовательных учреждениях.
Важной составляющей форума стала выставка цифровых решений для ДПО. Экспоненты представили новейшие цифровые продукты и сервисы, предназначенные для сферы дополнительного и непрерывного образования. Среди представленных разработок были современные системы управления учебным процессом, платформы для создания и распространения учебного контента, интерактивные сервисы, нейросетевые технологии, CRM и BI-системы, а также маркетплейсы образовательных ресурсов.
Кроме насыщенной деловой программы, форум предложил участникам разнообразную культурную программу, включающую экскурсии по кампусу НИУ ВШЭ и другие мероприятия, способствующие обмену опытом и налаживанию деловых контактов. Нетворкинг стал важной частью форума, позволив участникам установить полезные связи и расширить круг профессиональных знакомств.
Марина Васильева
руководитель Центра профессионального развития и бизнес-стратегий
“Первый Московский форум дополнительного образования «Вызовы цифровизации и новые университетские решения» подтвердил свою значимость как площадки для обмена знаниями и идеями в области цифрового преобразования дополнительного образования. Я считаю, проведение подобных мероприятий является важным шагом на пути к созданию новой экосистемы ДПО, отвечающей вызовам современности и потребностям общества.”