Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В начале декабря в Нижнем Новгороде состоялась стратегическая сессия «От федерального проекта к национальной стратегии: развитие ДПО и поддержка занятости», в которой приняла участие руководитель Центра профессионального развития и бизнес-стратегий Института дополнительного профессионального образования СГУ Марина Васильева.

Целью сессии было обобщение лучших практик реализации федерального проекта «Содействие занятости» (далее - Проект) и обсуждение ключевых задач и вызовов федерального проекта «Активные меры содействия занятости» национального проекта «Кадры» в 2025 году, а также разработать сценарные прогнозы развития ДПО в России. 

Участниками мероприятия стали представители отраслей экономики и органов власти, ДПО в вузах и организаций СПО, эксперты рынка труда и работодатели, заинтересованные в совершенствовании современной системы дополнительного профессионального образования. На одной площадке очно и онлайн собрались 305 участников из 64 регионов страны.

Рассматривались важные аспекты реализации Проекта в 2024 г., а также новые направления или подходы планирующиеся к внедрению в проект в следующем году:

  • Ключевое изменение в Проекте в 2024 г. заключается в возвращении категории «ищущих работу» граждан. Речь идет о  сотрудниках предприятий и организаций любого возраста и пола, которым была предоставлена возможность участия. Тем не менее, их обучение доступно лишь по ограниченному списку профессий, особо востребованных в реальной экономике. Поэтому в 2024 году акцент был сделан на программы профессионального обучения по рабочим специальностям;

     

  • Вызовы: сложности с процедурой участия для предприятий и сотрудников, планы упрощения входа в проект: безработные граждане подписывали договор с образовательным учреждением и центром занятости. Работающие — с их предприятием и образовательным учреждением. Это движение в сторону целевого дополнительного профессионального образования (ДПО), направленного на конкретные потребности работодателей. Таким образом, Проект нацелен на решение одной из ключевых задач — кадрового дефицита в приоритетных отраслях экономики. Необходимость подготовки специалистов именно под эти вызовы очевидна. 

Поэтому одним из ключевых вызовов на следующий год, возможно, станет упрощение процедуры входа в проект. Эту задачу предстоит решать совместно: предприятиям, федеральным операторам и региональным органам исполнительной власти.

  • Практико-ориентированность: упор на программы, адаптированные под потребности предприятий и регионов в 2025 г.: для того, чтобы предложить реализацию своих программ в том или ином регионе, образовательные партнеры должны будут подтвердить соответствие программ востребованным компетенциям в конкретном субъекте и на предприятиях, заинтересованных в участии в проекте. Таким образом, мы усиливаем фокус на практико-ориентированность и реальное соответствие программ потребностям работодателей;

  • Стратегия будущего: система непрерывного профессионального развития до 2040 года.

Стоит отметить, что Саратовским университетом за период с 2021 по 2024 год в рамках национального проекта было обучено 1632 человека, 87% которых подтвердили факт своего трудоустройства.

Заключительной темой обсуждения стала стратегия будущего развития ДПО. Участники мероприятия обсудили важность формирования национальной системы образования, которая обеспечит доступность качественного образования на протяжении всей карьеры. Такая система должна включать гибкие учебные программы, учитывающие индивидуальные потребности кадров и меняющиеся требования рынка труда.

Васильева Марина
руководитель Центра профессионального развития и бизнес-стратегий

“Стратегическая сессия, прошедшая в Нижнем Новгороде, имела большое значение для всех образовательных партнеров Проекта. На ней были подведены итоги истекшего года и обсуждались ключевые направления развития дополнительного профессионального образования в России. Актуальность этого мероприятия обусловлена тем, что сейчас в стране разрабатывается стратегия развития образования до 2040 года. Для её создания сформированы рабочие группы, одной из задач которых является разработка стратегии ДПО. Очень значимо быть причастным к данному процессу”

Подобные мероприятия демонстрируют важность диалога между государственными структурами, образовательными учреждениями и бизнесом для достижения национальных целей в области профессионального образования и поддержки занятости. Сформированные решения по таким вопросам как проблемы нормативного правового регулирования ДПО, отраслевая подготовка и непрерывное профессиональное образование кадров, анализ рисков и возможностей для развития ДПО в РФ, исследование потребности провайдеров в сформированной стратегии развития ДПО будут рассмотрены как часть стратегии и лягут в основу дальнейших шагов по совершенствованию системы ДПО в России.