На очередном занятии Школы технологического лидерства старшеклассники узнали о фундаментальных основах химии и её роли в формировании современной научной картины мира. Лекция вышла за рамки традиционного формата, объединив теорию, зрелищные эксперименты и командную работу. Занятие для десятиклассников – будущих техлидеров – провела доцент кафедры общей и неорганической химии И.В. Кузнецова.
Начав выступление с цитаты физика Петра Леонидовича Капицы о том, что наука должна быть «весёлой, увлекательной и простой», Ирина Владимировна доказала этот тезис на практике. Она сумела соединить глубину научного подхода с доступностью и наглядностью. Вместе с лектором слушатели проследили логическую цепочку: от строения молекул и атомов к свойствам веществ и в итоге – к электронным конфигурациям.
Особый акцент был сделан на революционной модели атома Нильса Бора, 140-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Лектор на ярких примерах объяснила, как теория Бора послужила базисом для понимания квантовой природы микромира.
И.В. Кузнецова,
доцент кафедры общей и неорганической химии
Цель изучения естественных наук – не просто запомнить формулы, а приобрести умение применять эти знания в реальной жизни. Это позволяет отличать научное знание от псевдонауки и создавать технологии, которые меняют мир к лучшему
Старшеклассникам объяснили, почему химия – фундамент для таких областей, как материаловедение, фармакология, энергетика и экология. Слушатели школы получили возможность увидеть, как фундаментальные научные открытия становятся двигателем технологических инноваций.
В основу занятия легли пять ключевых формул, описывающих мир от микро- до макроуровня. Школьники разобрали:
-
закон Кулона, определяющий силы взаимодействия между зарядами;
-
закон всемирного тяготения Ньютона;
-
соотношения Бора, лежащие в основе квантовой модели атома;
-
формулы кинетической и потенциальной энергии, а также их суммы.
Теория была подкреплена практической частью. Слушатели школы стали свидетелями демонстрации опытов в области плазменной и флуоресцентной спектроскопии. Наглядные эксперименты показали, как фундаментальные законы работают в современных аналитических методах.
Занятие завершил интенсив, на котором участники, разделившись на команды, закрепили пройденный материал. Это помогло школьникам усвоить сложные концепции и развить навыки командной работы.
Школа технологического лидерства реализуется в рамках программы «Приоритет-2030». Проект нацелен на выявление и поддержку талантливой молодёжи, проявляющей интерес к современным технологиям и научным исследованиям.
Образовательный процесс в школе организован в двух форматах. Для учащихся саратовских школ занятия проводятся раз в две недели на площадках университета. Для школьников из районов обучение организовано на базе регионального центра для одарённых детей «Галактика» при поддержке министерства образования области. Ближайший трёхдневный интенсив в сессионном формате для иногородних школьников запланирован на 29–31 октября.