Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

Карел Чапек (1890–1938) – чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века, автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1924), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936) и другие.

В романе «Кракатит» реальное и фантастичное, жизненно-достоверное и откровенный вымысел смешаны в характерной для Чапека манере метафорического преображения действительности, и поэтому повествование оставляет свободу для толкования изображённых событий, как подлинных, так и разыгравшихся в воображении заболевшего менингитом изобретателя Прокопа. Насыщенный размышлениями над многослойным и бурным развитием науки и техники того времени, роман вместе с тем обнаруживает генетическое родство с народной сказкой, сюжет которой строится на выборе героем своей судьбы. Но само содержание «Кракатита» отличается весомой актуальностью и реалистичностью, ибо в романе идёт речь о возможности науки и техники безраздельно подчинить себе ход общественного развития и повлиять на саму историю.

В начале XX века учёные только начинали задумываться над возможностью расщепления атома, но тема эта сразу взволновала искусство. О последствиях применения атомной бомбы писали и Герберт Уэллс в романе «Освобождённый мир» (1913), и Андрей Белый пророчествовал об угрозе самого существования человечества, и, наконец, Чапек в «Кракатите» рассмотрел эту научную проблему, но с другой стороны – как своего рода нравственное испытание для человечества, проверку его способности направить высвобождаемые научно-техническим прогрессом разрушительные силы природы на благо или зло людям.

Роман также впервые выдвинул на обсуждение вопрос о моральной ответственности учёного за последствия его внешне чисто теоретической деятельности (цит. по: Сучков, Б. Карел Чапек (1890−1938) : [вступительная статья к тому] / Б. Сучков. – Текст : непосредственный // Чапек, К. Собрание сочинений. В 7 томах. Том 1. Рассказы: перевод с чешского / Карел Чапек ; с иллюстрациями Карела и Иозефа Чапеков ; редакционная коллегия: Н. А. Аросева [и др.] ; составление С. Никольского ; примечания О. Малевича. – Москва : Художественная литература, 1974. – С. 5−68. – Текст : непосредственный).

В 1948 г. чешский кинорежиссёр Отакар Вавра (1911−2011) обращается к роману «Кракатит» и снимает одноимённый фильм с Карелом Хёгером (1909−1977) в главной роли. Сюжет остаётся неизменным за исключением некоторых деталей, но по сравнению с романом значительно усилена политическая составляющая: многие второстепенные герои обретают вполне узнаваемые по прошествии Второй мировой войны внешние черты и манеры политических деятелей этого периода.

В 1951 г. фильм был выпущен в США компанией Artkino Pictures. В «Нью-Йорк таймс» фильм назвали «резкой проповедью за мир и против разрушительного ядерного деления <…>».