
- XII корпус, каб. 327
- +7 (901) 805 - 63 - 72
- hmelkova2810@gmail.com
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум,
стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей
Резюме
Квалификация
Сведения об образовании:
- 2018: Исследователь.Преподаватель-исследователь 37.06.01 Психологические науки. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
- 2014: Социальная психология образования 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
- 2010: Учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью Логопедия. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Повышение квалификации:
- 2019: Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: организация образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС О УО (ИН)
- 2020: Правила гигиены. Особенности работы образовательной организации в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки. Использование новейших технологий в организации образовательного процесса
- 2020: Организация образовательного пространства для лиц с ОВЗ и инвалидностью
- 2021: Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин
- 2022: Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании
- 2021: Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ
- 2024: Организация адресного социально-педагогического сопровождения семейного воспита-ния: эффективные технологии и практики Россия. Москва.
- 2024: Инклюзивные практики в образовании Россия. Саратов.
- 2024: Особенности работы с различными категориями молодёжи
- 2024: Включение в единое образовательное пространство обучающихся с ОВЗ, с инвалидно-стью
- 2024: Специальное образование: актуальные тенденции и перспективы развития
- 2024: Трансформация образовательного контента в рамках цифрового образования
- 2024: Научно-методическое обоснование и разработка новых моделей профессиональной под-готовки педагогов-дефектологов в условиях формирования национальной системы высшего образования
Диссертации и учёные степени:
- 2021: Кандидат психологических наук.
Идентификаторы в системах наукометрии:
- РИНЦ: 833580
Опыт работы
- Год начала работы в СГУ: 2007
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского:
- 2007 - 2015: документовед, кафедра коррекционной педагогики
- 2015 - 2020: ассистент, кафедра коррекционной педагогики
- 2020 - 2022: старший преподаватель, кафедра коррекционной педагогики
Основные научные публикации
-
2015
-
- Хмелькова О.В. Основные теоретические подходы к определению понятия «социальная адаптация» и категорий «адаптивность-неадаптивность» [Текст] / О.В. Хмелькова // Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями: сборник научных и методических трудов. – Саратов: Издат. центр «Наука». – 2015. – С. 346-352.
- Хмелькова О.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к динамической образовательной среде вуза [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов IV Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (27 ноября 2015 года). – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2015. – с. 77-83.
- Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В. Пространственно-временные характеристики динамической образовательной среды детей-сирот [Текст] / О.В. Хмелькова, Ю.В. Селиванова // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы». - Саратов: Издательство «Саратовский источник». – 2015. – с. 223-227.
-
-
2016
-
- Хмелькова О.В. Методологические подходы к исследованию адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (29 апреля 2016 года) – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2016. - С. 297-303.
- Хмелькова О.В. Роль критических и переходных периодов адаптационной готовности школьников к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Качество современного образования: опыт, тенденции развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 2. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». – 2016. –С. 146-152.
- Хмелькова Ольга Владимировна. Критерии и показатели адаптированности школьников к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года. – М.: Издательство «Перо». – 2016. – С. 957-960.
- Хмелькова О.В. Условия и пути формирования адаптационной готовности школьников к переходу из начальной школы в основную [Текст] / О.В. Хмелькова // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Сборник научных статей. – М.: Издательство «Перо». – 2016. – С. 468-476.
- Хмелькова О.В. Психологические особенности и факторы риска нарушения адаптационной готовности к образовательной среде в переходные периоды [Текст] / О.В. Хмелькова // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Социологическая диагностика современного общества». – Саратов: Изд-во «Саратовский источник». –2016. – С. 459-464.
- Хмелькова О.В. Организация психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности к среде образовательной организации [Текст] / О.В. Хмелькова // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. – М.: Издательство «Перо». – 2016. – С. 538-543.
- Хмелькова О.В. Комплексная система психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде школы [Текст] / О.В. Хмелькова // Актуальные вопросы регионального образования. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО». –2016. – № 22. – С. 77-82.
-
-
2017
-
- Хмелькова О.В. Психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности учащихся на переходных этапах образовательного процесса [Текст] / О.В. Хмелькова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №10. – С. 76-79.
- Хмелькова О.В. Структурные компоненты адаптационной готовности и психолого-педагогические условия ее формирования: динамический аспект [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – Том 5. – Номер 5. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN517.pdf.
- Хмелькова О.В. Модель адаптационной готовности школьника к динамической образовательной среде [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. – 2017. – № 6 (октябрь). – ART 2530.
- Хмелькова О. В. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности в системе общего и специального образования [Текст] / О.В. Хмелькова // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. научн. ст. IV Региональной научно-практической конференции (с международным участием). – Гродно: ГрГУ, 2017. – 144 с. – С. 115-120.
- Хмелькова О.В. Направления и условия развития адаптационной готовности школьников к профессиональному образованию [Текст] / О.В. Хмелькова // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (28 апреля 2017 года). – Саратов: Изд-во «Техно-Декор». – 2017. – С. 226-231.
- Хмелькова О.В. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию адаптационной готовности личности в переходные периоды обучения в условиях поликультурного региона [Текст] / О.В. Хмелькова // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017). – М.: Издательство «Перо». – 2017. – 880 с. – С.771-776.
-
-
2018
-
- Горина Е.Н., Байбулатова О.В., Хмелькова О.В. Работа по социально-трудовой адаптации выпускников школы-интерната для обучающихся по адаптированным образовательным программам // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 216-219
- Хмелькова О.В. Сравнительный анализ уровня сформированности структурных компонентов адаптационной готовности личности к динамической образовательной среде [Текст] / О.В. Хмелькова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18. – вып. 1. – С. 74–80.
-
-
2019
-
- Хмелькова О.В. Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения процесса формирования адаптационной готовности личности в системе общего и специального образования [Электронный ресурс] / О.В. Хмелькова // Доступная среда для людей с ограниченными возможностями (технологический и социальный контексты инклюзии с позиций конвенции о правах лиц с ограниченными возможностями): материалы VIII Восточно-Европейской научной конференции ICEVI-Europe. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. – 2019. – 230 с. – С. 115-120.
-
-
2020
-
- Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020 №2
- Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73).
- Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С. 78-84. ISSN: 1726-667X. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.09.P.78
- Хмелькова О.В. Тенденции выбора адаптивных стратегий поведения подростков в условиях динамичной образовательной среды // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 10 (51). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tendentsii-vybora-adaptivnykh-stra... (Дата обращения: 29.10.2020)
-
-
2021
-
- Шаров А.А., Хмелькова О.В. Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 290-301
- Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б. Соотношение показателей личностного самоопределения и адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 201. С. 211-221.
- Шаров А.А., Хмелькова О.В. Особенности адаптационной готовности студентов с ОВЗ на 4 курсе обучения в образовательной организации высшего образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 464-467.
- Шаров А.А., Хмелькова О.В. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 84-88.
- Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б.Диагностика характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности / Ю. В. Селиванова, М. Д. Коновалова, А. А. Шаров, О. В. Хмелькова, Е. Б. Щетинина // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf
- Шаров А.А., Хмелькова О.В. Адаптационная готовность студентов с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников на 1 курсе обучения (сравнительный контекст) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 07 (60). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/adaptatsionnaya-gotovnost-studentov-s-ovz-i-normativno-razvivayushhikhsya-sverstnikov-na-1-kurse-obucheniya-sravnitelnyj-kontekst.html (Дата обращения: 19.07.2021)
-
-
2024
-
- Гасанбеков А.Г., студент ф-та ППиСО, 2 к., 258 гр., Хмелькова О.В. Особенности страхов слабослышащих детей младшего школьного возраст // Страховские Чтения : сборник научных трудов / редакционная коллегия: Р. М. Шамионов [и др.]. Саратов : Саратовский университет, 2024. Вып. 32. 258 с. С. 220 - 228 (Научный руководитель – доц. Хмелькова О.В.)
-
Участие в конференциях
- 2021: Международный форум «Гуманизация образовательного пространства — 2021: цифровизация образовательной среды».
- 2020: VII Республиканская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы».
- 2021: Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху».
- 2021: Международная научная конференция «Страховские чтения — 2021: проблемы современной социальной психологии личности».
- 2021: Стратегическая сессия молодых ученых Приволжского федерального округа «Наука молодая: траектория открытий».
- 2021: Международный форум «Гуманизация образовательного пространства — 2021: цифровизация образовательной среды».
- 2020: VII Республиканская научно-практическая конференция (с международным участием) «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы».
- 2021: Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху».
- 2021: Международная научная конференция «Страховские чтения — 2021: проблемы современной социальной психологии личности».
- 2021: Стратегическая сессия молодых ученых Приволжского федерального округа «Наука молодая: траектория открытий».