Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Краткие результаты работ в 2022 году

В течение отчетного периода научный коллектив осуществлял работы по трем основным направлениям:

1. Поиск и анализ научной литературы.

Рассмотренные публикации можно разделить на две группы. Первая содержит историю становления и развития методов петрографии применительно к керамологии. Изучение историографии вопроса показал, что отечественная наука существенно отстает в области практического применения петрографических методов изучения и характеристики керамики. В особенности в отношении материалов античного периода, будь то тарные амфоры, расписная или простая керамика, хотя использование петрографического анализа в СССР началось именно с находок из Ольвии, Боспора и Херсонеса. Список зарубежных работ по керамической петрографии насчитывает сотни единиц, включая учебники, словари и справочные пособия. Разрабатываются и реализуются специальные учебные курсы, ориентированные на изучение керамической петрографии и геохимии применительно к археологическому материалу, а также создаются исследовательские группы и школы.

Вторая группа анализируемых публикаций объединяет результаты изучения геологических особенностей затрагиваемых нами регионов. В перечень входят и общие работы по геологии Книдского полуострова, островов Родос и Кос, и, в большей степени, статьи, содержащие сведения о петрографических анализах местной глины, взятой из мест – источников сырья для керамического производства. Особую значимость имеют работы по сравнительному анализу данных петрографии, полученных при изучении готовой керамической продукции с образцами из мест добычи глин.

2. Изготовление и анализ петрографических шлифов.

За отчетный период было изготовлено более 40 петрографических аншлифа и шлифа образцов глин амфор, по морфологическим признакам отнесенных к производству Книда, Коса и Родоса и из образцов глин тарных сосудов неустановленного центра производства. В это число входят и фрагменты, взятые с клейм. Методика изготовления плоско-параллельных петрографических шлифов из образцов керамики на начальном этапе заключается в выборе образца (или информативного участка образца) и дальнейшей его распиловки тонким алмазным диском толщиной около 0,5 мм на станке PetroThin. Если образец обладает пористостью или слабой механической прочностью его запитывают эпоксидной смолой, для чего используется вакуумная установка CASTn VAC. Зачастую смола подкрашивается контрастным красителем (синим) для лучшей диагностики и изучения порового пространства. После вакуумирования и полимеризации (затвердевания) эпоксидной смолы, выбранный участок образца керамики пришлифовывается на шлифовальном станке EcoMet300с установленной на него абразивной планшайбой с очень мелкой зернистостью. После шлифовки образец керамики наклеивается эпоксидной смолой на предметное стекло и прижимается устройством Petro Bond для лучшего склеивания сопрягаемых поверхностей. Далее на шлифовальном станке EcoMet300 производится прецизионное стачивание образца керамики до толщины 0,03мм. Толщина стачивания образца контролируется механическим микрометром или по интерференционной окраске реперных минералов, применяя для этого приспособление для контроля толщины шлифа Pеtro Vue. Препарат (шлиф) промывают и очищают от механических загрязнений и сверху наклеивают (покрывают) на эпоксидную смолу покровное стекло толщиной 0,17 мм. Эпоксидная смола, которая используется на всех этапах изготовления шлифа, является оптической с показателем преломления ng=1,54. Изучение шлифов производится с помощью бинокулярной лупы или стереомикроскопа и позволяет сделать заключение о цвете, наличии включений, пористости, равномерности обжига, структурно-текстурных особенностях образца (равномерности распределения внесенных добавок, слоистости и т.п.). Минералого-петрографические исследования шлифов проводились с помощью поляризационного петрографического микроскопа Karl Zeiss Axoplan 40, в проходящем свете при увеличении х100 – х250.

В результате проведенного анализа удалось выделить несколько петрографических групп образцов. Выборка проб с «книдских» сосудов разделилась на четыре группы. Две из них объединили большую часть фрагментов с амфор Книда. Подчеркнем, что все образцы глин этих двух петрографических групп были взяты с амфор, чье книдское происхождение было установлено вполне надежно исходя из морфологических и типологических особенностей самих сосудов. Каждая группа содержит по два образца с клейм, принадлежность которых к книдским мастерским также не вызывает сомнения. В третью вошли образцы, взятые с амфор и клейм, чье изготовление было предположительно связано с Книдом. Петрографические шлифы имеют общие черты компонентного состава с образцами первых двух групп, но при этом содержат отдельные элементы, не позволяющие уверенно говорить об их идентичности. Четвертая группа объединила пробы совершенно иного компонентного состава. Для нас особенно важно, что все вошедшие в эту группу сосуды были отнесены к Книду только предположительно. После проведенного анализа мы можем уверенно говорить о том, что эти экземпляры сосудов неустановленного центра производства к книдским мастерским не имеют отношения.

Единую группу составили петрографические шлифы образцов глин, взятых с амфор и клейм Родоса. Исследователи уже отмечали, что для геологии острова характерен очень близкий или идентичный состав глин, добываемых в разных его районах.

Образцы «косской» группы показали большое разнообразие своих компонентных составов. Несмотря на кажущееся различие, в образцах удалось выделить общие для них компоненты, которые позволили отнести их к одной группе. Отдельно хотелось бы отметить, что в данной группе практически отсутствуют такие отощающие добавки, как сухие окатыши (шамот) и карбонатное вещество.

Таким образом, предварительные результаты работы по проекту показали высокую эффективность петрографического метода для изучения глин амфор различных центров производства. На основании анализа шлифов удается выделить достаточно четкие группы образцов, соответствующих производственным центрам. Отличающиеся по компонентному составу образцы, как правило, принадлежат сосудам или их фрагментам, которые и по морфологическим признакам соотнесены с конкретным производственным центром лишь предположительно.

3. Представление результатов.

За отчетный период члены научного коллектива подготовили три доклада на конференциях различного уровня (https://old.sgu.ru/structure/archiology/news/2022-10-04/sotrudniki-insti...), в том числе на одной, специально посвященной естественно-научным методам в археологии, организованной Институтом археологии Крыма РАН совместно с НИЦ «Курчатовский институт» и научно-исследовательским центром истории и археологии Крыма КФУ им. В.И. Вернадского (https://old.sgu.ru/structure/archiology/news/2022-10-11/sotrudniki-iakn-...). Тема проекта для научного коллектива является совершенно новой, а изготовление шлифов и их анализ занимают большое количество времени, в течение 2022 года было подготовлено только три публикации. Все они носят предварительный характер и содержат характеристику коллекции, формулировку задач проекта и детальный анализ историографии метода. Две статьи опубликованы в изданиях, входящих в РИНЦ, одна в издании, входящем в базу данных Scopus.

В конце 2022 года по согласованию с руководителем проекта РНФ № 18-18-00096 «Греческие амфоры (VII-II вв. до н.э.) с северных берегов Понта: создание музейных каталогов и электронной базы данных (APE)» – Монаховым С.Ю., было принято решение о размещении в созданной в рамках указанного проекта базы данных (ape.sgu.ru) по античным амфорам изображений петрографических шлифов и кратких описаний к ним, подготовленных в ходе реализации нашего проекта (https://old.sgu.ru/structure/archiology/news/2022-12-14/obnovlenie-bazy-...). Дело в том, что некоторые из образцов глин взяты с амфор, которые уже опубликованы и размещены в базе данных АРЕ (например, https://ape.sgu.ru/Amphora/catalog#amphora=106968 и https://ape.sgu.ru/Amphora/catalog#amphora=106986). Количество таких образцов невелико, однако на наш взгляд принятое решение с научной точки зрения полностью оправдано.

Публикации 2022 года

1. Кузнецова Е.В., Растегаева М.Н. Петрографическое изучение глин амфор: характеристика коллекции образцов // История и археология Северного Причерноморья в античную и средневековую эпохи. Материалы Всероссийской научной конференции. Севастополь, 25–29 сентября 2022 года. Севастополь, 2022. С. 109–113.

2. Кузнецова Е.В., Растегаева М.Н., Шелепов Д.А. Петрографическое изучение глин амфор: основные задачи проекта // Междисциплинарные исследования объектов культурного наследия естественно-научными методами: материалы Всероссийской научной конференции (г. Симферополь, 5–7 октября 2022 г.). Симферополь, 2022. С. 62–68.

3. Растегаева М.Н. Керамическая петрография: история метода и современное состояние // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2022. № 51. С. 110–125.

Краткие результаты работ в 2023 году

 В 2023 году была пополнена коллекция образцов за счет сколов с амфор из раскопок поселения 3 у ст-цы Тамань (руководитель Н.Б. Чурекова), некрополя Артющенко-2 (руководитель – С.В. Кашаев), расположенных в Темрюкском районе Краснодарского края, Елизаветовского городища в окрестностях Ростова-на-Дону (руководитель А.Н. Коваленко), некрополя Старокорсунского городища № 2 (руководители Н.Ю. Лимберис и И.И. Марченко) и античного города Феодосия (руководитель М.М. Ахмадеева). 
 В течение отчетного периода были изготовлены шлифы (47 ед.) керамики с амфор Коса ? (1 экз.), Родоса (2 экз.), Менды (11 экз.), Аканфа (3 экз.), Синопы (26 экз.) и неустановленных центров производства (предположительно Книда – 4 экз.). Методика изготовления петрографических шлифов и их изучения под поляризационным микроскопом подробно изложена в статье в журнале «Краткие сообщения института археологии», вышедшей в 2023 году. При изучении петрографических шлифов все образцы были «обезличены».
 Наибольшее внимание было уделено детальному изучению образцов амфор Книда, начатому в 2022 году. Всего было проанализировано 32 шлифа. В результате все образцы удалось разделить на четыре петрографические группы, сосуды двух из них (группы А и В) надежно идентифицируются как изготовленные в Книде, в местечке Решадие. Локализация подтверждается имеющимися в каждой группе клеймами, чье книдское происхождение надежно установлено. Установление точного производственного района стало возможным также благодаря наличию клейм, аналогии которым были обнаружены на керамических свалках, расположенных в Решадие. Сборы подъемного материала в этом районе производились в 1980–1990-х годах. В петрографическую группу С вошли образцы сосудов, чье изготовление в мастерских Книда вызывает сомнения из-за морфологических особенностей самих амфор и выявленных отличий минерального состава тканей. Наконец, в группу D вошли образцы с большим разнообразием минерального состава формовочных масс. Компонентный состав шлифов отличается не только от состава образцов остальных трех групп, но и внутри самой группы D, что позволяет однозначно говорить о том, что сосуды были изготовлены за пределами Книдского полуострова. Для одного из образцов группы D была найдена полная петрографическая аналогия среди группы «косских» образцов. Результаты изучения формовочных масс книдских амфор были представлены в виде доклада на конференции «Боспорский феномен» в ноябре 2023 года. По итогам работ опубликованы статьи в «Кратких сообщениях Института археологии», материалах указанной конференции и итоговая расширенная статья в журнале «Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья» (в печати).
 Особое внимание было уделено сопоставлению результатов анализа основного и микропримесного элементного составов теста книдских амфор (на примере семи образцов), выполненного методами растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским анализом, масспектрометрии с индуктивно-связанной плазмой, и данных, полученных в ходе минералого-петрографического изучения тех же образцов. Установлено, что применение различных методик показывает очень близкие результаты. Подтверждено, что минералого-петрографические исследования дают достаточно надежные сведения, которые можно использовать для определения происхождения сосудов. Детальный анализ представлен в статье, опубликованной в «Российских нанотехнологиях».
 Во время изучения петрографических шлифов предпринята попытка проследить этапы технологического процесса изготовления амфор от подготовки сырья до обжига в печи. Результаты исследования систематизированы и подробно изложены в статье, которая отправлена на рецензирование в журнал «Археологические вести» и должна быть опубликована во втором выпуске 2024 года. Предварительные результаты были представлены в виде доклада М.Н. Растегаевой «Реконструкция технологий производства античной керамики по данным петрографии. Возможности и перспективы метода» на XVIII Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Antiquitas Iuventae», г. Саратов, 20–22 апреля 2023 года.
 Продолжено изучение образцов тканей амфор Менды, Аканфа и Синопы. В результате подтвердилась локализация неклейменой аканфской амфоры из раскопок Прикубанского могильника (https://ape.sgu.ru/Amphora/getAmphoraFull?id=102943&catalog=102731), отнесенной С.М. Монаховым к продукции этого центра на основании морфологических особенностей. Образец ткани этого сосуда практически идентичен образцу, полученному с «колесовидного» клейма, чья принадлежность к рассматриваемому полису надежно доказана. Нам не удалось обнаружить какого-либо сходства между изученными образцами тканей мендейских и аканфских амфор. Вместе с тем, один из образцов с амфоры, по морфологическим признакам отнесенной к производству Менды, находит параллели среди шлифов синопской группы. Этот неожиданный результат, к тому же зафиксированный только на одном примере, требует дополнительного изучения. В группе образцов синопских амфор наблюдается большое единообразие минерального состава основной массы и отощителей. Наличие на некоторых амфорах клейм позволяет уверенно говорить об их изготовлении именно этом производственном центре. К этой единой петрографической группе примыкают шлифы с образцов и других керамических изделий – черепице, пифосов, кувшинов и миски. Присутствие на черепице клейм также на дает оснований сомневаться в ее синопском происхождении. Важно, что подтверждена локализация для простой посуды. 
 В течение 2023 года подготовлено шесть публикаций, три из которых в журналах, индексируемых в Scopus или WoS, еще две в журналах, индексируемых RSCI.
 Помимо публикации результатов исследования в виде статей и представления докладов на конференциях, в конце прошлого года было принято решение о необходимости размещения информации о петрографических шлифах в общедоступной базе данных «Греческие амфоры VII–II вв. до н.э. с северных берегов Понта – АРЕ» (ape.sgu.ru), которая была создана в рамках проекта РНФ № 18-18-00096 под руководством С.Ю. Монахова. В выборку имеющихся образцов глин входят пробы с фрагментированных и археологически целых сосудов, которые уже опубликованы и вошли в указанную базу данных. Их количество невелико и на данный момент составляет 28 экземпляров (APE.I: Md.1; APE.II: Rh.2; APE.III: Ks-c.2; АРЕ.V: Ak.3; Md.33, Md.71, Md.72; Kn.7, Kn.10, Kn.11, Kn.14; Ks.18; Un.2, Un.3, Un.8; Sn.9, Sn.3, Sn.18, Sn.27; APE.VI: Md.6, Md.14, Kn.14, Kn.18, Kn.22, Kn.31; Ks.1; Rh.20; Er.2). Описание шлифов дается по единому алгоритму: характеристика основной массы; описание минералов, использованных в качестве отощителя и особенностей псаммитовой фракции; особенности порового пространства. На основании изложенного, делается заключение о возможной температуре обжига. Информация сопровождается фотографиями шлифов, выполненными при различном свете (см., например, https://ape.sgu.ru/Amphora/getAmphoraFull?id=102943&catalog=102731). В каждом описании присутствует ссылка на грант РНФ № 22-28-00375. Общедоступный электронный ресурс АРЕ хорошо известен исследователям, количество просмотров постоянно увеличивается. Дополнение уже имеющейся на нем информации о морфологии и хронологии сосудов сведениями о результатах минералого-петрографического изучения их тканей еще более увеличивает его научный потенциал.
 
Публикации 2023 года
 
1. Кузнецова Е.В., Шелепов Д.А., Андрушкевич С.О. Петрографический анализ формовочной массы амфор из погребения № 381в могильника Старокорсунского городища № 2 // Краткие сообщения Института археологии. 2023. Вып. 272. С. 276–290 (https://archaeolog.ru/media/ksia/ksia-272.pdf).
2. Кузнецова Е.В., Шелепов Д.А. Минералого-петрографическое исследование формовочной массы книдских амфор // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2024 (в печати)
3. Кузнецова Е.В., Шелепов Д.А., Андрушкевич С.О. Comparative Analysis of the Results of Studying Fabrics of Knidian Amphorae by Various Natural-Scientific Methods // Nanobiotechnology Reports. 2023. Vol. 18, No. 5/ Pp/ 734–741.
4. Кузнецова Е.В., Шелепов Д.А., Андрушкевич С.О. Сравнительный анализ результатов изучения теста книдских амфор различными естественно-научными методами // Российский нанотехнологии. 2023. Т. 18, № 5. С. 645–652.
5. Кузнецова Е.В., Растегаева М.Н., Шелепов Д.А. Технология производства античной керамики по данным петрографии // Археологические вести. 2024 (в печати).
6. Кузнецова Е.В., Шелепов Д.А. Петрографическое исследование глин книдских амфор // Боспорский феномен: quarta pars saeculi. Итоги, проблем, дискуссии. СПб., 2023. С. 265–373.