В жизни каждого человека всегда есть несколько точек бифуркации, когда принятое в данный момент решение предопределяет жизненный путь. Одна из таких точек – окончание школы и выбор своего будущего. В зависимости от стратегической зрелости одни выбирают будущую профессию и вуз для осуществления своей мечты. Другие – просто вуз для продолжения обучения. К сожалению, довольно много абитуриентов ставят своей задачей получить образование… ради образования. Как некий отличительный признак своего будущего статуса.
Выбор специальности зависит от многих, и часто субъективных, факторов. Это может быть харизматичный учитель, который «заразил» предметом, и у ученика появились интерес, первый успех, и он увидел заманчивые перспективы. Ещё один очень значимый фактор – влияние родителей. Например, если родители успешны в своей профессии, то вовлечённость с раннего детства в атмосферу этой профессии становится хорошим фундаментом для семейной династии. Из таких детей получаются, как правило, хорошие специалисты.
Иногда будущее выпускника школы определяется волевым решением родителей, которые ориентируются исключительно на социальные приоритеты, перспективы трудоустройства и собственные амбиции. Такая ситуация может возникнуть у старшеклассников с низкой степенью определённости или тогда, когда желания заинтересованных сторон не совпадают. В последнем случае только единицы способны воплощать свою мечту.
Соответственно, и готовиться к поступлению в вуз все начинают по-разному. Но очевидно одно – не в 11 классе и невзирая на школьную успеваемость. К сожалению, нормированное количество уроков, умноженное на многообразие авторских взглядов на содержание предмета, не обеспечивает сегодня надёжность и воспроизводимость школьных знаний и навыков для успешной сдачи ЕГЭ. Поэтому у выпускников школ и возникает задача адаптировать и нарастить общеобразовательный базис под собственные цели и личные особенности усвоения знаний. Неслучайно подготовительные курсы Института довузовского образования СГУ пользуются таким спросом.
Последние десять лет во время приёмных кампаний абитуриенту предлагали свободу выбора, опасно близкую к утрате контроля над происходящим. Возможность подать документы в пять вузов открывала школьникам по три-пять, а то и десять направлений подготовки в каждом. Процесс шёл сложно, сделать выбор из такого числа вариантов было непросто. По этой причине было решено сузить рамки, пойти по пути разумного уменьшения допустимого набора вузов и направлений до пяти соответственно. Кроме того, с 2023 года в каждом вузе абитуриентом формируется своя единая последовательность приоритетов зачисления на места в рамках КЦП (контрольных цифр приёма). Зачисление происходит на основании высшего приоритета – наиболее высокого приоритета зачисления, по которому поступающий проходит по конкурсу. Такой принцип приёма, на мой взгляд, в разы повышает гражданскую ответственность поступающего за собственный выбор направления обучения и в идеале согласуется с уровнем личных учебных достижений в школе.
Мы рекомендуем абитуриентам не ограничиваться тремя экзаменами. Сдавайте как минимум четыре-пять ЕГЭ. Если вы выбрали обществознание, почему бы не выбрать родственную ему историю? Всем советую сдавать географию в 10 классе. С одной стороны, у вас будет возможность получить полезный опыт сдачи ЕГЭ. А с другой, «вузовская география» на самом деле очень интересная, и в нашем университете на географическом факультете есть много привлекательных и полезно значимых направлений.
Если же вы выбрали профильную математику, попробуйте сдать ещё химию с биологией. С этим набором экзаменов можно поступить на биологический факультет и в Институт химии с перспективным гарантированным трудоустройством.
Хорошей альтернативой классическим специальностям медицинского университета у нас в СГУ являются современные медицинские специальности факультета фундаментальной медицины и медицинских технологий, где в перечень экзаменов входят также химия и биология, а для «продвинутых» ещё и математика с физикой и информатикой. Часто, например, абитуриенты, выбирающие факультет психологии, упускают из виду другие возможные варианты. А между тем существуют родственные направления подготовки на факультете психолого-педагогического и специального образования в Педагогическом институте СГУ.
Иными словами, нужно просчитывать все возможные варианты сочетаемости экзаменов, рассматривать близкие направления, которые повышают шансы поступления на интересующие вас программы.
В моей практике был такой случай, когда школьница сдала одинаково результативно ЕГЭ по всем 10 предметам. Но, увы, это исключение. Очень редко выпускники выбирают больше четырёх экзаменов, а чаще всего – три. Складывается впечатление, что они пытаются ограничиться минимальными усилиями, не вполне понимая того, как много возможностей упускают из-за такой недальновидности. Но, повторюсь: если ты готовишься к обществознанию, почему параллельно не изучать такой близкий предмет, как история? Ведь обращение к смежной дисциплине не только даёт новые знания, но и позволяет систематизировать материал и правильно расставить акценты в материале основного предмета, интересующего абитуриента. Уверен, можно готовиться и самостоятельно! Важно преодолеть страх перед занятиями, отнестись к ним, как к получению полезного опыта, разумному вкладу в будущее, который обязательно окупится!
В 2025 году мы набираем студентов на 73 направления подготовки бакалавров и 9 специальностей. Как вы видите, потенциал университета огромный, и каждый может найти место для реализации своих желаний и возможностей. Университет ждёт вас, дорогие абитуриенты!