Подходит к концу осенняя школа «Молодой учитель в условиях стандартизации и индивидуализации образования». Участники слушают лекции, посещают мастер-классы, а также активно работают над групповыми проектами.
Во второй день работы школы преподаватели провели серию лекций. В нашем материале они рассказывают о том, как проходило их взаимодействие с молодыми учителями.
Директор гимназии № 7, почётный работник воспитания и просвещения России И.А. Орлова презентовала коллегам систему наставничества в школах на примере своей гимназии.
И.А. Орлова,
Директор гимназии №7, почётный работник воспитания и просвещения России:
Наставничество – это не модное нововведение, а потребность. Когда вы только начинаете работать, вы можете испытывать определённые трудности во взаимодействии с учениками, родителями, администрацией. Это совершенно нормально. Старшие коллеги могут показать вам определённые педагогические приёмы, детальнее познакомить вас со спецификой работы. Когда мы приходим в профессию, мы хотим перевернуть мир. В школе своей внутренней силой вы должны убеждать детей и их родителей, что вы здесь ради общего блага. Если вы найдёте общий язык с наставником, который уважает вас как молодого специалиста, у вас всё получится.
Преподаватели Саратовского университета провели лекции об онлайн-инструментах в работе педагога, рассказали об альтернативных школах и альтернативных методах обучения.
Р.И. Павленко,
Доцент кафедры общего литературоведения и журналистики:
Один из рисков цифрового пространства – качество того образа, который учитель формирует, например, в социальной сети, соотнесённое с цифровым следом, который остаётся. Дискуссия о формах презентации педагога в интернете у нас получилась очень живая, потому что каждый в той или иной мере сталкивается с этическими вопросами создания и поддержания имиджа в сети. Участники школы горячо отзывались на предложенные кейсы. Особое оживление вызвало обсуждение молодёжного сленга в онлайн-коммуникации. Как всегда в этой теме, одни вопросы получили ответы, но вместе с тем появились новые решения, о которых учителя будут размышлять самостоятельно.
Н.А. Александрова,
Заведующая кафедрой информационных систем и технологий в обучении:
На практикуме мы с учителями обсудили возможности и границы применения искусственного интеллекта в образовательном процессе. Мы рассмотрели практические примеры использования нейросетей для создания образовательного контента, ориентированного на персонализированное обучение каждого ребёнка. Участники поделились своим опытом разработки контента от презентаций до музыкальных ресурсов с использованием ИИ. По итогам практикума участники пришли к выводу о необходимости соблюдения принципа целесообразности при включении данных технологий в работу учителя.
Е.А. Александрова,
Заведующая кафедрой методологии образования:
«Альтер» – выбор из двух позиций. Альтернативные школы, во-первых, предлагают выбор из множественности культурных практик, а, во-вторых, разумное сочетание «фронтальной классики» с ретроинновациями. По сути, новизну всему придаёт только цифровизация.
В голове всё время мысль о том, что именно «альтернативные» приёмы являются «классическими», ибо их эффективность проверена столетиями. Например: дискуссия; открытые беседы; опора на интерес того, кто учится; сократический диалог; «ризомоподобное» построение изложения и прочее. У нас же принято «классикой» назвать всё то, что связано с «классно-урочной» формой обучения.
Учителям в течение всего четырёхдневного интенсива предстояло придумать алгоритм решения различных педагогических ситуаций, связанных с индивидуализацией образования.
Комментарии молодых педагогов о своём участии в осенней школе в видеоформате вы можете посмотреть в телеграм-канале Саратовского университета.
Напомним, что образовательный интенсив был организован министерством образования региона и Саратовским университетом при поддержке программы «Приоритет 2030».
100 молодых педагогов в течение трёх дней совершенствовали свои профессиональные навыки на лекциях, дискуссиях и мастер-классах по актуальным темам педагогики.
Занятия в школе проводят ведущие университетские преподаватели. Проживание участников из разных уголков региона организовано на базе центра «Галактика 64», часть лекций проходит на площадке Инженерного лицея.
Прочитать новости об открытии школы и визите заместителя председателя Правительства Саратовской области – министра образования региона М.И. Орлова можно по ссылке.