На факультете психолого-педагогического и специального образования завершилась ежегодная международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2024».
Традиционно в круг обсуждаемых на ней вопросов входят актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии, социальной интеграции и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но ключевой темой мероприятия в этом году стало осмысление научного наследия известного учёного-филолога, психолингвиста, исследователя детской речи, первого заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики, профессора К.Ф. Седова.
В своём приветственном слове и.о. декана факультета психолого-педагогического и специального образования Т.Ф. Рудзинская поздравила присутствующих с Днём логопеда, который праздновался накануне, обратила внимание на неподдельный интерес логопедического сообщества к тематике конференции, на которую подали заявки около 400 участников.
Открыл пленарное заседание доклад заведующего кафедрой логопедии и психолингвистики СГУ В.П. Крючкова. В своём выступлении «Гуманитарий, психолингвист, исследователь детской речи Константин Фёдорович Седов» Владимир Петрович напомнил о многогранности интересов К.Ф. Седова, его вкладе в науку, о его личности и влюблённости в филологию и психолингвистику.
Продолжил тему научного наследия К.Ф. Седова профессор кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики В.В. Дементьев. Он отметил, что Константин Фёдорович обогатил современную науку целым рядом оригинальных и плодотворных идей, особое место среди которых занимает типология современной лингвистики. Большое оживление в зале вызвало описание личностных и речежанровых предпочтений К.Ф. Седова как яркой языковой личности.
Далее последовал ряд докладов, раскрывающих значимость психолингвистического и междисциплинарного подходов в изучении нарушений коммуникативной и речевой деятельности.
Так, в выступлении заведующего кафедрой логопатологии и лабораторией нейрокогнитивных технологий Научно-исследовательского центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета А.Н. Корнева была обоснована роль возрастной психолингвистики как теоретической основы логопатологии детского возраста.
Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики О.Е. Грибова рассказала о роли языковой и метаязыковой способностей в развитии речи ребёнка.
Сотрудники кафедры логопедии РГПУ им. Герцена – заведующая кафедрой Л.В. Лопатина, доцент М.Г. Ивлева и профессор кафедры управления образованием Новосибирского государственного педагогического университета Л.Б. Баряева предоставили видеодоклад на тему «Полифункциональный подход в реабилитации детей с церебральным параличом».
Об интерпретации текстовой деятельности с позиций теоретической модели психолингвоперсонологии К.Ф. Седова рассказала старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики Т.В. Кошечкина.
Завершил пленарное заседание доклад заведующей кафедрой логопедии и детской речи Новосибирского государственного педагогического университета Л.В. Ковригиной. Тематика её выступления была связана с особенностями формирования готовности к грамматическим обобщениям у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы.
Участниками конференции этого года стали около 400 преподавателей вузов, педагогов, психологов, методистов организаций общего, специального и дополнительного образования; представители системы здравоохранения и социальной защиты; молодые учёные, магистранты, студенты, изучающие проблемы логопедии, психолингвистики и смежных дисциплин.
География мероприятия охватывает более двадцати городов России, страны ближнего и дальнего зарубежья: Республику Беларусь, Армению, Казахстан, США.