Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Смена IХ Летней школы по педагогическим и психологическим исследованиям для магистрантов прошла с 19 по 21 июля в лагере «Чардым».

Научными руководителями школы выступили заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Е.И. Балакирева и доцент кафедры социальной психологии факультета психологии А.Ю. Смирнова.

А.Ю. Смирнова
Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии

Ценность летней школы в уникальной возможности междисциплинарного рассмотрения исследовательских тем ВКР, участники школы смогли обсудить их и пообщаться с экспертами-преподавателями, спросить у них совета.

Работа школы состояла из лекций, практикумов, тренингов, интерактивных занятий, арт-терапии, просмотра и обсуждения кинофильма, общения и обмена опытом – и всё это проходило на берегу Волги на живописном острове.

Первый день работы школы был посвящён теме индивидуального исследовательского маршрута магистранта – особенностям его реализации, зонам риска и методикам работы в процессе выполнения ВКР. Об этом говорила заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Е.И. Балакирева.

В этот же день доцент кафедры социальной психологии А.Ю. Смирнова прочитала лекцию «Математическая статистика в магистерских исследованиях». Анна Юрьевна рассказала об использовании в научных статьях программы JASP, её интерфейсе и принципах работы.

Практикум «Демо-версия диагностического этапа эксперимента магистерской работы» провела доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Е.Г. Евдокимова. Каждый участник составил таблицу, в которой ассоциировал себя, других студентов, коллег и научных руководителей с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, растениями и животными. После этого участники с Еленой Гершечевной искали параллели и определяли подходы к обучению студентов, исходя из результатов упражнения.

Перед ужином участники насладились арт-терапией с М.В. Жижиной – они  запускали кораблики, рисовали чудо-остров в командах.

Во второй день магистранты представляли свои индивидуальные научные сообщения. Студенты смогли получить обратную связь по своим научным докладам, проанализировать использованные методики, обменяться знаниями с экспертами и выслушать их советы.

После этого С.А. Карасев прочитал лекцию «Система работы с одарёнными детьми». Психологи и педагоги узнали о нормативно-правовой базе этого направления, поняли разницу между одарёнными и высокомотивированными детьми, разобрали «модель одарённого ребёнка» Джозефа Рензулли.  Сергей Анатольевич привёл большое количество педагогических кейсов из своей практической деятельности в физико-техническом лицее. 

 Субботний вечер на острове был посвящён кинопоказу и обсуждению фильма «Тренер». После чего участники школы и отдыхающие лагеря собрались у клуба, чтобы провести вечер с песнями под гитару.

Заключительный  день школы, 21 июля, запомнился участникам интерактивным занятием  о проблемах школы XXI века,  которое провела доцент кафедры педагогики и образовательных технологий  Н.Ю. Курчатова. Магистранты и эксперты разделились на команды учителей, детей и родителей, каждая из групп сформировала основные типы  современных участников образовательного процесса и в процессе дискуссии были обсуждены вопросы их оптимального взаимодействия друг с другом.

В конце смены участники провели рефлексию, сопоставив ожидания от смены с реальностью.

С.А. Карасев

Я рассчитывал получить положительные эмоции, чему-то научиться, и всё получилось. Я переживал, как воспримут фильм, который мы смотрели в субботу, но он прекрасно вписался в нашу программу.

Е.И. Балакирева

Заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков, руководитель Летней школы

Всем собравшимся здесь людям я хочу сказать огромное спасибо за увлечённость и креативность. На летнюю школу собираются энтузиасты своего дела, этот проект демонстрирует высокий  уровень  интереса к  новым  знаниям  и научным идеям  и обмену практическим  опытом. Школа объединила 4 магистерские программы. Но главное – чтобы участники смогли применить полученную информацию в своей дальнейшей исследовательской работе, проанализировали  все идеи и проработали заданные здесь вопросы и предложения.

В следующем году пройдёт юбилейная, десятая смена летней школы для магистрантов.