Смена IХ Летней школы по педагогическим и психологическим исследованиям для магистрантов прошла с 19 по 21 июля в лагере «Чардым».
Научными руководителями школы выступили заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Е.И. Балакирева и доцент кафедры социальной психологии факультета психологии А.Ю. Смирнова.
А.Ю. Смирнова
Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии
Ценность летней школы в уникальной возможности междисциплинарного рассмотрения исследовательских тем ВКР, участники школы смогли обсудить их и пообщаться с экспертами-преподавателями, спросить у них совета.
Работа школы состояла из лекций, практикумов, тренингов, интерактивных занятий, арт-терапии, просмотра и обсуждения кинофильма, общения и обмена опытом – и всё это проходило на берегу Волги на живописном острове.
Первый день работы школы был посвящён теме индивидуального исследовательского маршрута магистранта – особенностям его реализации, зонам риска и методикам работы в процессе выполнения ВКР. Об этом говорила заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Е.И. Балакирева.
В этот же день доцент кафедры социальной психологии А.Ю. Смирнова прочитала лекцию «Математическая статистика в магистерских исследованиях». Анна Юрьевна рассказала об использовании в научных статьях программы JASP, её интерфейсе и принципах работы.
Практикум «Демо-версия диагностического этапа эксперимента магистерской работы» провела доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Е.Г. Евдокимова. Каждый участник составил таблицу, в которой ассоциировал себя, других студентов, коллег и научных руководителей с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, растениями и животными. После этого участники с Еленой Гершечевной искали параллели и определяли подходы к обучению студентов, исходя из результатов упражнения.
Перед ужином участники насладились арт-терапией с М.В. Жижиной – они запускали кораблики, рисовали чудо-остров в командах.
Во второй день магистранты представляли свои индивидуальные научные сообщения. Студенты смогли получить обратную связь по своим научным докладам, проанализировать использованные методики, обменяться знаниями с экспертами и выслушать их советы.
После этого С.А. Карасев прочитал лекцию «Система работы с одарёнными детьми». Психологи и педагоги узнали о нормативно-правовой базе этого направления, поняли разницу между одарёнными и высокомотивированными детьми, разобрали «модель одарённого ребёнка» Джозефа Рензулли. Сергей Анатольевич привёл большое количество педагогических кейсов из своей практической деятельности в физико-техническом лицее.
Субботний вечер на острове был посвящён кинопоказу и обсуждению фильма «Тренер». После чего участники школы и отдыхающие лагеря собрались у клуба, чтобы провести вечер с песнями под гитару.
Заключительный день школы, 21 июля, запомнился участникам интерактивным занятием о проблемах школы XXI века, которое провела доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Н.Ю. Курчатова. Магистранты и эксперты разделились на команды учителей, детей и родителей, каждая из групп сформировала основные типы современных участников образовательного процесса и в процессе дискуссии были обсуждены вопросы их оптимального взаимодействия друг с другом.
В конце смены участники провели рефлексию, сопоставив ожидания от смены с реальностью.
Я рассчитывал получить положительные эмоции, чему-то научиться, и всё получилось. Я переживал, как воспримут фильм, который мы смотрели в субботу, но он прекрасно вписался в нашу программу.
Е.И. Балакирева
Заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков, руководитель Летней школы
Всем собравшимся здесь людям я хочу сказать огромное спасибо за увлечённость и креативность. На летнюю школу собираются энтузиасты своего дела, этот проект демонстрирует высокий уровень интереса к новым знаниям и научным идеям и обмену практическим опытом. Школа объединила 4 магистерские программы. Но главное – чтобы участники смогли применить полученную информацию в своей дальнейшей исследовательской работе, проанализировали все идеи и проработали заданные здесь вопросы и предложения.
В следующем году пройдёт юбилейная, десятая смена летней школы для магистрантов.