Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
13.08.2024 / 14:41
Текст:  Инна Герасимова, Ксения Киселева, Дарья Лопырева, Екатерина Ветлина
Фото:  Виктория Викторова, Андрей Пранцев

 С 6 по 9 августе в Саратовском университете проходила Летняя школа для молодых учителей. В этом году темой форума стал молодой учитель в условиях стандартизации и индивидуализации образования.

90 педагогов со всего региона на протяжении четырёх дней совершенствовали свои профессиональные навыки, исследовали новые маршруты в организации образовательного процесса, находили контакт с коллегами, делились идеями и наработками.

А.Н. Чумаченко
Ректор СГУ

Эти три дня прошли не зря, вы обрели новые знания и знакомства. Обмен опытом и новаторские идеи, выработанные здесь, станут отправной точкой для ваших новых педагогических дебютов. Хотелось бы надеяться, что наши встречи продолжатся и сообща мы будем работать над решением тех задач, которые сегодня стоят перед средней и высшей школой и Саратовской областью

Е.Г. Елина
Куратор школы, руководитель приоритетных проектов и программ СГУ

В третий раз мы собираем здесь молодых учителей, работающих в Саратове, Энгельсе, Саратовской области, — тех, кто пришёл к нам впервые, и неоднократных участников проекта. Каждый раз мы составляем совершенно новую программу, приглашаем преподавателей, которые каждый год меняют темы своих выступлений, и новых спикеров. Уверена, с каждым из них вам посчастливится познакомиться в течение этих дней

На протяжении Летней школы молодые учителя принимали участие в дискуссиях и практикумах, слушали лекции и образовательные блоки, направленные на повышение их квалификации.

Представляем хронологию основных событий Летней школы для молодых учителей.

6 августа
Е.Г. Елина рассказала о взаимодействии школьных и вузовских образовательных стандартов
Первую лекцию «Школьный и вузовский образовательные стандарты: et или vs?» представила руководитель приоритетных проектов и программ СГУ, профессор Е.Г. Елина. Опираясь на собственный педагогический опыт, профессор объяснила, насколько важно знание методики преподавания и образовательных стандартов в школе и вузе. Е.Г. Елина раскрыла специфику вузовских и школьных стандартов, их существенные различия, более детально углубилась в структуризацию образовательного процесса в высшей школе.

6 августа
Участники Летней школы для молодых учителей узнали о социальных практиках и проектах в школе
Начальник офиса приоритетных проектов и программ СГУ М.В. Ерохина назвала перечень трудностей, с которыми часто сталкиваются учителя: помимо учебной работы в их обязанности входит воспитательная и внеучебная деятельность. На протяжении лекции Мария Вячеславовна приводила примеры, как учителям снизить их воспитательную нагрузку с помощью социальной практики.
6 августа
Для молодых учителей прошёл образовательный блок об олимпиадах
Его провели доцент кафедры олимпиадной и проектной подготовки по физике на базе Лицея прикладных наук имени Д.И. Трубецкова Ф.А. Белов, старший преподаватель кафедры русской филологии на базе гуманитарно-экономического лицея М.И. Кабанова, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики А.В. Раева.
7 августа
Участники школы узнали о способах подготовки исследовательской работы
Заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии А.С. Караваев представил актуальные цифровые технологии в школьном исследовательском проекте. Анатолий Сергеевич поделился советами, как подготовить вместе с учеником исследовательскую работу, сделать качественную презентацию и устное выступление.
7 августа
Молодые учителя узнали об использовании виртуальной реальности в образовательном пространстве
Заведующая кафедрой экономической и социальной географии А.В. Затонская провела лекцию о новых педагогических практиках с позиции иммерсивного обучения. Этот метод предполагает использование виртуальной реальности. Такой формат позволяет интерактивно представлять информацию, получать обратную связь от учеников.
7 августа
Участники Летней школы для молодых учителей обсудили пользу нейросети в работе педагога
Н.А. Александрова предложила педагогам принять участие в практикуме «Нейросеть в работе учителя: вместе или вместо». Разделившись на команды, участники школы выполняли задания в рамках нескольких туров. По мнению организаторов, педагоги должны чётко понимать, какие последствия для развития ребёнка несёт применение искусственного интеллекта. Н.А. Александрова уверена, что необходимо сместить акцент с автоматизации рутинных задач на достижение нестандартных, творческих и практико-ориентированных целей.
7 августа
Молодые учителя узнали об имидже и этикете педагога в медиапространстве
Заместитель директора по воспитательной работе и связям с общественностью Института филологии и журналистки Р.И. Павленко обсудил с участниками Летней школы понятие имиджа и целевую аудиторию, на которую он распространяется. В ходе живого диалога участники осмыслили влияние социальных сетей на личную и профессиональную жизнь педагога, отметили, насколько важно соблюдать принцип приватности при ведении персональных аккаунтов.
8 августа
И.А. Орлова рассказала о профессиональных обучающих сообществах в «Гимназии №7»
Директор Гимназии №7 И.А. Орлова представила слушателям Летней школы для молодых учителей опыт работы в гимназии системы педагогических сообществ.
Деятельность профессиональных обучающихся сообществ в «Гимназии №7» посвящена проработке следующих тем: урока как инновационной технологии развития профессиональных компетенций педагогов; конкурсов учительского мастерства; развития личностного потенциала детей; повышения квалификации педагогов в рамках школы.
8 августа
Молодые учителя обсудили альтернативную школу в педагогическом сообществе
Заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова говорила об альтернативных школах и альтернативных методах обучения. Они объединены принципами разработки гибкого расписания, обеспечения индивидуального темпа учебной деятельности, свободы выбора учеником «всего» и уважения к его личности.
8 августа
Льготы для учителей: какая поддержка предлагается молодым педагогам региона
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Т.А. Мегалова представила актуальные для молодых педагогов меры поддержки и льготы.
9 августа
Директор МБЛ рассказала о роли образовательной среды в развитии школы
Директор Медико-биологического лицея Т.Я. Сыромолотова представила участникам Летней школы для молодых учителей опыт создания гармоничной образовательной среды в школе.
Татьяна Яковлевна объяснила, что в основу образовательной среды входят цели, которые педагог ставит перед собой на четверть или учебный год. В это понятие также включаются условия и средства, которые влияют на выполнение задач.
9 августа
Молодые педагоги представили идеи по индивидуализации школьного обучения
Финальным этапом обучения в Летней школе стала защита участниками интенсива своих проектов. Задания к презентациям они получили в первый день. Ключевой задачей команд стала проработка индивидуализированного подхода к обучению в школе под одну из семи педагогических ситуаций.
Молодые педагоги в своих выступлениях раскрыли различия домашнего и семейного обучения, особенности работы с визуалами, аудиалами и кинестетиками, детьми с ОВЗ. Отдельное внимание участники уделили организации внеурочной деятельности и другим аспектам построения образовательного процесса в школе.
Обучение завершилось вручением участникам Летней школы удостоверения о повышении квалификации установленного образца и фотографированием.

Летняя школа для молодых учителей «Молодой учитель в условиях стандартизации и индивидуализации образования» является частью стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030».