С 26 по 28 июля в спортивно-оздоровительном лагере «Чардым» прошли занятия летних школ факультета психологии. Для студентов были подготовлены отдельные образовательные интенсивы по юридической и консультативной психологии.
С 26 по 28 июля в спортивно-оздоровительном лагере «Чардым» прошли занятия летних школ факультета психологии. Для студентов были подготовлены отдельные образовательные интенсивы по юридической и консультативной психологии.
В первый день смены состоялось торжественное открытие летней школы. На круглом столе собравшиеся обсудили особенности психологического сопровождения несовершеннолетних в условиях глобализации и цифровизации.
Уполномоченный по правам ребёнка в Саратовской области, выпускник и преподаватель магистратуры «Юридическая психология» Т.Н. Загородняя выступила на пленарном заседании и в своем докладе «Информационная безопасность несовершеннолетних» рассказала о деятельности по защите прав детей со стороны аппарата и основных социально-психологических опасностях в сети Интернет и повседневной жизни. Она рассказала о методах вовлечение современной молодежи в деструктивную деятельность и сообщества. Татьяна Николаевна представила комплексный подход к защите интересов ребёнка в Саратовской области. Своё дальнейшее выступление Татьяна Николаевна посвятила информационной безопасности в Интернете.
Взяв страницу в Интернете, вы можете прочитать человека, а дальше, встретив его, уже оказать ему профессиональную помощь.
Доклад Татьяны Загородней нашел живой отклик у аудитории. Студенты активно интересовались современными проблемами молодежи, делились собственными историями и переживаниями, связанными с девиантным поведением несовершеннолетних. Кроме того, выступление Т.Н. Загородней вызвало большой интерес у участников летней школы по консультативной психологии, которые также посетили мероприятие и активно взаимодействовали с докладчиком.
Модераторами встречи стали советник уполномоченного по правам
ребёнка в Саратовской области Т.В. Левченко, психолог лаборатории
юридической психологии, ассистент кафедры социальной психологии К.А.
Киселёв и директор научно-методического центра воспитания и
психологического консультирования «Стрела» (Москва) М.В. Кириллова.
На серии мастер-классов ведущие эксперты представили своё видение
актуальных проблем психологии.
Психолог, медиатор, выпускник магистратуры профиля «Юридическая психология» И.П. Бойченко (г. Москва) в режиме мастер-класса «Как начинающему психологу выстроить работу с подростками с девиантным поведением» рассказала о возможностях профессиональной реализации в деятельности юридического психолога. Докладчица в ходе выступления отразила свой опыт работы с детьми в семейном центре, затронула проблему коммуникаций между родителями и ребенком в ситуации подросткового кризиса, поделилась способами установления доверительного контакта с клиентами, находящимися в трудной жизненной ситуации.
«Самое важное при работе с подростками донести, что это безопасная территория – здесь можно ошибаться, запинаться, здесь никто никого не осуждает – мы все пришли учиться, даже я – мы друг друга поддерживаем. Нужно всегда договариваться и создавать вместе правила с подростком, тогда не возникает конфликтов в ходе работы с ними» – отметила Ирина Павловна.
Психолог, руководитель центра «Стрела» (г. Москва) М.В. Кириллова сделала доклад о реализации своей авторской программы «Жизненные ориентиры». Программа призвана оказать содействие в формировании положительных качеств характера подростков и молодёжи, передать им моральные и общечеловеческие ценности, помочь измениться в лучшую сторону. В ходе выступления Марина Владимировна затронула проблемы взаимодействия с подростками и организации мероприятий по профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Она привела примеры занятий по профилактике буллинга, суицидального поведения, наркомании, употребления нецензурной лексики.
«Нам как психологам важно помочь человеку реализоваться и самораскрыться, преодолеть трудности, чтобы найти свое признание, тогда он найдет силы двигаться дальше» – подчеркнула Марина Владимировна.
Второй день образовательного интенсива был не менее насыщенным.
Психолог лаборатории юридической психологии, ассистент кафедры социальной психологии К.А. Киселев посвятил свой доклад проблемам психологического воздействия сексуальных преступников на детей в онлайн и офлайн среде, а также продемонстрировал работу системы профилактики рецидива сексуальных преступников на примере «Закона Меган», позволяющего размещать сведение о насильников в свободном доступе.
Педагог-психолог ППК СГТУ имени Гагарина, выпускник магистратуры «Юридическая психология» Л.М. Лапатина выступила с мастер-классом по проблеме «Взаимосвязь творческой деятельности и психолого-педагогического сопровождения в системе СПО». Были затронуты психологические методы установления доверительного контакта с учащимися, возможные формы эмоциональной поддержки молодых людей, приведены примеры успешного преодоления трудностей у студентов колледжа. Л.М. Лапатина рассказала о творческих проектах со своими студентами на примере снятого ей совместно с учениками игрового фильма-пародии на «Золушку».
Кроме того, Лидия Михайловна провела интеллектуальную детективную игру с участниками летней школы. В ходе игры участники, вооружившись обрывками информаций, должны были раскрыть подробности преступления.
Психолог М.В. Кириллова представила мини-игру «Ярлыки», посвященную «Профилактике буллинга». В ходе тренингового занятия участникам давались роли, скрытые от них самих, но видимые для других. В ходе занятия присутствующие смогли научиться выявлять негативные паттерны, влияющие на взаимоотношения в группе. Марина Владимировна рассказала об особенностях ролевой буллинг-структуры и методах взаимодействия с активными буллерами.
К.А. Киселев провел интерактивную викторину «Своя игра по юридической психологии». Участники разбились на три команды и отвечали на сложные и каверзные вопросы, посвященные феноменам юридической психологии, основателям и важнейшим теоретическим направлениям нашей науки. Кроме того, вопросы касались истории СГУ и факультета психологии, различных феноменов современной культуры. Студенты и магистранты факультета психологии проявили живой интерес к игре, продемонстрировали эрудицию и глубоки познания, умение сопоставлять и логически анализировать имеющеюся информацию, профессионализм в оценке тех или иных психологических факторов.
В конце дня состоялась научная дискуссия с кинопоказом анимационного фильма «Форма голоса». После просмотра студенты-участники летней школы за чаепитием поделились своим мнением относительно социально-психологической проблемы буллинга в школе в отношении ребенка с особенными потребностями. Они обсудили буллинг-структуру и методы профилактики данного вида девиантного поведения в школе, признаки возможного суицида у детей, специфику взаимоотношений подростков в школе, особенности остракизации личности и феномен вины.
В ходе мастер-классов и лекций студенты активно вступали в дискуссии и продемонстрировали высокий уровень профессиональной компетенции и научной подготовленности. Они смогли в формате на равных обменяться своим видением причин и особенностей девиантного поведения в современном обществе, высказать свое видение ситуации. Общий обмен мнениями между докладчиками-профессионалами и студентами позволил, посредством синергетического эффекта, сформировать новые практические знания, носящие высокую эвристическую ценность.
При подведении итогов летней школы была отмечена значимость подобного взаимодействия на всех уровнях, что будет способствовать совершенствованию мер по профилактике девиантного поведения в современном обществе. Участники летней школы выразили желание вновь встретиться в спортивно-оздоровительном лагере «Чардым» в следующем году.
Организаторы десятой, юбилейной летней школы по юридической психологии – доцент кафедры социальной психологии Н.М. Романова и ассистент кафедры социальной психологии К.А. Киселёв.
Руководитель летней школы по консультативной психологии – доцент кафедры общей и консультативной психологии А.А. Карелин.