Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Вторая мировая война стала для Германии одной из главных культурных травм XX века, реакция общества на которую до сих пор остаётся неоднородной. Очевидно, что хотя и непосредственно после окончания Второй мировой войны в обществе также не мог сформироваться консенсус по поводу культурной травмы таких масштабов, тем не менее доминирующей стратегией в отношении прошлого стало забвение: большинство немцев «вытесняло из сознания реалии нацистского государства».

Писатели «Группы 47» (1947−1967), в которую входил и Гюнтер Грасс, в своих произведениях реализовывали задачу осмысления опыта нацизма, Холокоста и Второй мировой войны в целом, борясь, таким образом, с реакцией общества Германии на культурную травму – реакцией забвения.

В «Данцигскую трилогию» вошли роман «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel, 1959), новелла «Кошки-мышки» (Katz und Maus, 1961) и роман «Собачьи годы» (Hundejahre, 1963). В этих произведениях Грасс описывает межвоенный и военный периоды жизни своего родного города Данцига, некогда бывшего частью Германской Империи и получившего после I мировой войны статус вольного города (сегодня Данциг - польский город Гданьск).

В своей Нобелевской речи, произнесённой 7 декабря 1999 года, размышляя о писателях и писательстве, Грасс говорит: «… каждый писатель вписан в своё время, как бы пламенно он ни заверял, что родился слишком рано или слишком поздно. Не он самовластно выбирает тему, скорее она предопределена ему. Я, во всяком случае, не мог свободно решать». И далее: «В процессе повествования я хотел не вернуть – нет! – разрушенный, потерянный город Данциг, а присягнуть ему. Я упрямо хотел доказать себе и своим читателям, что потерянное не должно бесследно кануть в забвение, благодаря литературному искусству оно должно снова обрести плоть – во всём своём величии и жалком ничтожестве, с церквами и кладбищами, шумом верфей и запахом усталого прибоя Балтийского моря, с давно заглохшим языком, этой конюшенно-теплой жвачкой, с прегрешениями, подходящими для исповеди, и безнаказанными преступлениями, от которых никакой исповедью не очиститься».

Главную тему своего творчества – тему вины немцев – Грасс сформулировал ещё в 1970е гг. Во всём, что «касается эпохи, которую я описываю, с которой веду спор и которую хочу осмыслить», «во всём, что с этим связано, – верой, сомнениями, переходом от одной веры к другой, обычно называемым оппортунизмом», – всегда главной темой остаётся вина нацизма, вина тех, кто его поддерживал, кто соучаствовал и сочувствовал.

После «Данцигской трилогии» Грасс напишет ещё много произведений – романов, пьес, стихов, публицистических статей и эссе.

В обзоре представлены издания некоторых произведений Г. Грасса из фонда ЗНБ СГУ. В список литературы включены исследовательские статьи современных учёных о творчестве писателя.