Фолкнер — один из выдающихся американских писателей ХХ века, лауреат Нобелевской премии 1949 года «за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».
«Не существует никакого «было», потому что прошлое – есть. Оно часть каждого мужчины, каждой женщины, причём всегда, каждую минуту. Все его или её предки, происхождение – всё это присутствует как часть его или её в любом мгновении. Так и человек, характер в какой-нибудь истории в каждый момент есть не только то, что он сам собой представляет; он есть всё то, что его сотворило…». Это заявление Фолкнера, создавшего «его собственную теорию времени», определило, по словам П. Палиевского – исследователя творчества американского писателя, – фолкнеровскую «программу тотального присутствия истории в современности. Ради её осуществления он и создал свой воображаемый округ Йокнапатофа».
В Йокнапатофский цикл Фолкнера вошли романы Сарторис / Sartoris (Flags inthe Dust) (1929), Шум и ярость / The Sound andthe Fury (1929), Когда я умирала / As I LayDying (1930), Святилище / Sanctuary (1931), Свет в августе / Light in August (1932), Авессалом, Авессалом! / Absalom, Absalom! (1936), Непобеждённые / The Unvanquished (1938), Деревушка / The Hamlet (1940), Сойди, Моисей / GoDown, Moses (1942), Осквернитель праха / Intruder in theDust (1948), Реквием по монахине / Requiem fora Nun (1951), Город / The Town (1957), Особняк / The Mansion (1959), Похитители / The Reivers (1962).
Романы Фолкнера из этого цикла, это, как отмечаетАндрей Аствацатуров, некая заданная история нескольких семей – Сарторисов, Компсонов, Сноупсов, «некоторая нерасписанная вселенная, а романы – это фрагменты истории из этой вселенной». Герои переходят из одного романа в другой, где-то оставаясь главными героями повествования, где-то уходя в разряд только упоминаемых лиц; какие-то эпизоды показаны в разных романах с разных ракурсов, глазами разных героев. Но в целом история каждого из них становится понятной только по прочтении всего Йокнапатофского цикла.
Из отзывов на книги Фолкнера современных читателей:
«Чтение романов даже любимого автора порой то ещё испытание на прочность и стремления в достижении целей. Кто хоть раз брался за книги У. Фолкнера, знает, что американский писатель практически беспощаден к читателю, когда ты должен постоянно тянуться до его вершин, когда нет времени на раскачку, а сразу начинается погружение в историю.
При этом его тексты изобилуют длиннотами, множественными подробностями, но именно в этих мелочах не только и не столько его отличие от других, а принципиальная разница, так как они помогают лучше понять и прочувствовать атмосферу произведения, сюжетную линию, главных и второстепенных героев (коих надо сказать особо и нет, так как каждый тут имеет особое значение для развития сюжета и его смысловой нагрузки).
И обязательный плюс его книг – богатый разнообразный язык, я бы сказала даже осязаемый, когда хочется фразы и слова смаковать, запоминать и вносить в свой словарик» (https://www.livelib.ru/review/1226624-derevushka-uilyam-folkner).
«Что будет, если взять «Чёрный квадрат» Малевича, разодрать его на тысячи многоуголистых паззлово-полиформных кусочков и высыпать на ровную поверхность пола в одной из ваших освобождённых от мебели комнат? И сначала спросить вас, что это такое, а потом ещё и предложить собрать всё это воедино... Вот примерно таким занятием стало для меня чтение нашумевшего и яростного романа Уильяма Фолкнера». (https://www.livelib.ru/review/326837-zvuk-i-yarost-uilyam-folkner).
Приглашаем включить в свой круг чтения романы У. Фолкнера, ставшие классикой не только американской, но и мировой литературы.