Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков выступил с докладом об основных изменениях в системе высшего образования в Совете Федерации. Обсуждение вопроса прошло в рамках «правительственного часа» 569-го пленарного заседания Совета Федерации.

Глава Минобрнауки России В.Н. Фальков напомнил, что пилотный проект, направленный на преобразование системы высшего образования, стартовал в мае 2023 года. В нём участвуют шесть университетов, которые разработали 173 новые образовательные программы. По ним обучается более 5 тысяч человек.

«Первое и, пожалуй, главное. Получаемое выпускником школы или колледжа высшее образование должно быть полноценным, то есть завершённым, целостным и достаточным с учётом запросов экономики. Иначе говоря, следует обеспечить подготовку специалиста за один такт, без необходимости доучивания в магистратуре. Это принципиально важный и главный момент планируемых преобразований».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

В докладе В.Н. Фальков отметил, что сроки обучения по образовательным программам могут и должны быть различными. В каждом конкретном случае срок обучения должен определяться лидерами отраслей совместно с вузами. Роль государства как регулятора будет решающей. Например, для подготовки специалистов индустрии гостеприимства, сервиса и туризма или педагогов дошкольного образования достаточно 4-летних программ. А в инженерно-технической и педагогической областях основными будут программы длительностью не менее пяти лет.

Особое внимание министр уделил уходу от понятий «бакалавриата» и «специалитета». В пилотных программах уже нет этого разделения. Есть программы высшего образования с разными сроками обучения.

Также глава Минобрнауки России отметил, что после завершения обучения выпускник получит диплом, где будет содержаться не обобщённая и часто непонятная работодателю степень «бакалавра», а конкретная квалификация – «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог», «инженер управления качеством».

Пилотный проект по обновлению системы высшего образования показал целесообразность выделения единого ядра в образовательных программах соответствующих областей.

В качестве примера министр привёл опыт Санкт-Петербургского горного университета, который включил в единое ядро своих пилотных программ 12 дисциплин, принципиально важных для получения инженерной профессии.

«Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. Во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

За последние годы по запросу работодателей вузы открыли уже больше сотни сетевых программ. На них студенты региональных вузов получают возможность использовать ресурсы ведущих университетов страны для подготовки по актуальным для отраслей региона профессиям, например, в сфере судо- и авиастроения, пояснил глава Минобрнауки.

В.Н. Фальков подчеркнул, что высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда.

Для этого наряду с фундаментальностью, которая обеспечивает выпускнику широкий кругозор и одновременно глубокие профессиональные знания, нужно обеспечить гибкость образовательных программ.

«У нас огромная страна, большое разнообразие региональных, отраслевых условий. Различаются требования работодателей к выпускникам, к их знаниям, умениям, навыкам. Поэтому нужно дать возможность вузам гибко настраивать свои программы, вводить на старших курсах различные специализации».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

Такой опыт есть в совместной программе Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (участника пилотного проекта) и Госкорпорации «Росатом», где студенты после 2 курса двигаются по трём разным траекториям: «химик-специалист по качеству», «инженер-химик» или «химик-исследователь». От этого зависит и срок обучения на образовательной программе: от 4-х до 6-ти лет.

Министр отметил, что в рамках пилотного проекта по обновлению системы высшего образования все университеты увеличили объём практической подготовки студентов.

«Это позволяет в том числе сократить период адаптации молодого специалиста на будущем рабочем месте. На этом сейчас особенно настаивают работодатели. Например, в пилотных программах Университета МИСИС объём практической подготовки вырос в 2–2,5 раза».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

Как отметил министр, при обновлении системы высшего образования будет существенно скорректирован механизм установления контрольных цифр приёма на бюджетные места. Уже с этого года основой для планирования и распределения таких мест будет единый прогноз кадровой потребности. Его будет ежегодно готовить Министерство труда и социальной защиты.

Валерий Фальков рассказал об изменениях в магистратуре и аспирантуре в рамках обновления системы высшего образования.

Магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату, займёт своё место в системе непрерывного образования как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта.

Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей.

«Её цель – не диплом, а защита диссертации на соискание учёной степени».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

В своём докладе В.Н. Фальков отметил, что система высшего образования тесно связана с гармоничным пространственным развитием страны.

«Актуальной проблемой для абсолютного большинства регионов является отъезд выпускников школ для получения высшего образования в крупные города. Развитие системы высшего образования – тот вопрос, который мы с вами обсуждаем, – конечно, должно учитывать этот вызов и помогать регионам создавать привлекательные условия для закрепления молодёжи. И здесь важнейшая роль принадлежит вузам, которые должны обеспечить качественное высшее образование».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

В качестве примера В.Н. Фальков привёл специальный трек программы «Приоритет 2030» на Дальнем Востоке, который реализуется в регионе совместно с Минвостокразвития.

Среди первых результатов реализации программы в макрорегионе – замедление темпов образовательной миграции с территории Дальнего Востока. Если 2021 год – это почти 40%, то 2023 год – почти 35. Кроме того, дальневосточные школьники все больше выбирают университеты на территории макрорегиона. За 2023 год увеличилось на 3 тысяч число студентов в дальневосточных вузах – участниках программы «Приоритет 2030» по сравнению с предыдущими годами.

Глава Минобрнауки рассказал о признании российских дипломов за рубежом в рамках обновления системы высшего образования на пленарном заседании Совета Федерации.

«Не болонская система давала преференции российским дипломам. Признание российского образования за рубежом – это межправительственные соглашения, их у России сегодня 73, и это число увеличивается».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

Министр добавил, что каждое межправсоглашение автоматически позволяет России признавать дипломы, учёные степени, учёные звания стран-партнёров и, соответственно, признавать российские дипломы в той стране, с которой заключено соглашение.

В целом же политика признания образования выстраивается на базе Международной стандартной классификации образования (МСКО), принятой ЮНЕСКО в 2011 году.

Этот документ позволяет соотнести между собой разные образовательные системы и будет служить надёжной основой признания российского высшего образования даже в тех странах, с которыми соответствующее соглашение пока не заключено.

В заключение своего доклада Валерий Николаевич отметил, что совершенствование системы высшего образования должно быть выверенным и последовательным.

«Важно всё хорошо продумать и заручиться поддержкой абитуриентов, их родителей, студентов, преподавателей и сотрудников вузов, работодателей – всех тех, ради кого и чьими усилиями развивается система высшего образования. И здесь мы рассчитываем на плодотворную совместную работу с палатой регионов».

В.Н. Фальков
Министр науки и высшего образования

Министр поблагодарил Совет Федерации и профильный Комитет по науке, образованию и культуре за поддержку и конструктивное сотрудничество.