Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В Саратовском университете 6 августа открылась Летняя школа для молодых учителей. В XI корпусе СГУ собралось около 100 молодых педагогов со всего региона. В этом году тема форума – «Молодой учитель в условиях стандартизации и индивидуализации образования». 

С открытием школы собравшихся поздравил ректор СГУ А.Н. Чумаченко:

А.Н. Чумаченко
Ректор СГУ

Мы рады, что вы решили провести с нами летние каникулы. Надеюсь, что наша школа будет вам полезна и программа позволит найти ответы на многие вопросы, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в своей педагогической практике. Школа для молодых учителей не только поможет повысить ваши профессиональные компетенции, но и решит вопрос с дефицитом педагогических кадров в регионе. От работы нашей школы мы ждём и конструктивной критики, профессиональных соображений о том, что необходимо улучшить в университете с точки зрения методики преподавания и подготовки предметников.

Ещё один аспект, на который ректор обратил внимание, – это мотивация молодых педагогов идти работать в школу. «Именно с этой целью мы модернизировали подготовку будущих учителей в вузе, воссоздали Педагогический институт. Кто сможет помочь в работе с абитуриентами и студентами, если не школьные учителя? Мы возлагаем на вас большие надежды и надеемся, что наше взаимодействие не ограничится только проведением школы и мы сможем поддерживать продуктивный диалог», – выразил уверенность Алексей Николаевич.

Приветствовала участников образовательного интенсива куратор школы, руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина: 

Е.Г. Елина
Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ

В третий раз мы собираем здесь молодых учителей, работающих в Саратове, Энгельсе, Саратовской области, – тех, кто пришёл к нам впервые, и неоднократных участников проекта. Каждый раз мы составляем совершенно новую программу, приглашаем преподавателей, которые каждый год меняют темы своих выступлений, и новых спикеров. Уверена, с каждым из них вам посчастливится познакомиться в течение этих дней.

Елена Генриховна рассказала о формате занятий школы, Участнкиов ждут деловые игры, мастер-классы, лекции. Важная часть программы – подготовка образовательных проектов и их дальнейшая презентация самими участниками. По итогам обучения педагоги получат удостоверения установленного образца о повышении квалификации. 

«Наша школа стала возможной благодаря участию университета в масштабной федеральной программе “Приоритет2030”. Мы являемся единственным классическим вузом, который в рамках “Приоритета” выдвинул педагогический проект “Учитель в образовательной парадигме”», – пояснила Е.Г. Елина.

В университете проходит большое количество мероприятий для студентов, учителей, старшеклассников области на бесплатной основе. На открытии также присутствовали наставники школы и координаторы проекта: завуч Летней школы для молодых учителей М.И. Кабанова, директор Педагогического института Т.Г. Фирсова, и.о. декана факультета физико-математических и естественно-научных дисциплин Н.А. Александрова, директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова, заместитель директора по воспитательной работе и связям с общественностью ИФиЖ Р.И. Павленко, заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова.

Первую лекцию «Школьный и вузовский образовательные стандарты: et или vs?» представила руководитель приоритетных проектов и программ СГУ, профессор Е.Г. Елина. Вначале своего выступления Елена Генриховна обратилась к теме форума, отметив, что «стандартизация» и «индивидуализация» – это слова, которые находятся на разных полюсах и никак между собой не связаны.

«Стандартизация подразумевает рамки, нормы, определённые требования и условия. При этом в условиях стандартизации мы должны обеспечить индивидуальную образовательную траекторию так, чтобы нашим ученикам было комфортно обучаться и развиваться. Поэтому наш четырёхдневный курс мы решили начать с темы, посвящённой образовательным стандартам», – объяснила Елена Генриховна.

Опираясь на собственный педагогический опыт, профессор  объяснила, насколько важно знание методики преподавания и образовательных стандартов в школе и вузе. Е.Г. Елина раскрыла специфику вузовских и школьных стандартов, их существенные различия, более детально углубилась в структуризацию образовательного процесса в высшей школе. Выстраивая сравнительную параллель, Елена Генриховна назвала существенные отличия школьных и вузовских стандартов. Они заключаются в разнице подходов к ФГОС, разным методологическим базам и понятийным аппаратам. 

Во второй части лекции Е.Г. Елина рассказала о принципах обучения в рамках Болонской системы и объяснила, по каким причинам эта система перестала удовлетворять общественным запросам. Елена Генриховна остановилась на тех предложениях об изменении системы высшего образования, которые сегодня оказываются приоритетными. Так, создаваемая система даёт две возможности зайти в систему высшего образования: получить бесплатно сначала базовое, а потом специализированное высшее образование. Относительно педагогического профиля, Минобрнауки России предлагает установить срок получения базового высшего образования по основным учительским специальностям в пределах 5-6 лет. Для получения специализированного высшего образования в магистратуре педагогам-дефектологам, методистам и педагогам-исследователям потребуется 2 года.

Е.Г. Елина также перечислила стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», назвала профессиональные компетенции будущих педагогов. 

Возвращаясь к сравнительным характеристикам вузовских и школьных стандартов, Елена Генриховна отметила, что оба находятся в разных плоскостях. Идеологически и понятийно они связаны между собой только в предметной части. 

Е.Г. Елина
Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ

«На летней школе мы будем говорить о том, как в условиях стандартизации мы можем давать ученикам некую индивидуализированность. Именно от учителя зависит – как воспитать в ребёнке личность, умеющую идентифицировать культурные ценности, обладающую нравственными основами, умеющую соотносить себя с этим миром и ощущающую этот мир в самом себе».

Следующим пунктом программы Летней школы стала лекция «Социальные практики и проекты в школе» начальника офиса приоритетных проектов и программ СГУ М.В. Ерохиной. Она назвала перечень трудностей, с которыми часто сталкиваются учителя: помимо учебной работы в их обязанности входит воспитательная и внеучебная деятельность. На протяжении лекции Мария Вячеславовна приводила примеры, как учителям снизить их воспитательную нагрузку с помощью социальной практики. В этом им помогают игроки социального рынка: школа (администрация, учителя-предметники, классные руководители и школьники), город (администрация, предприятия и НКО), родители и выпускники. 

«Суть социальной практики заключается в том, что учитель находит на социальном рынке человека или организацию, которые забирают на себя часть воспитательной нагрузки», – пояснила М.В. Ерохина на примере саратовских проектов, в рамках которых проводятся бесплатные мероприятия, куда учителя могут привести школьников и выполнить свой план.

В конце лекции М.В. Ерохина рассказала, как учителям получить грант на свои проекты, которые помогут им оптимизировать свою профессиональную деятельность.

Во второй половине дня участники школы узнали об олимпиадном движении. В завершение образовательных блоков участников ждала проектная работа. Подробнее об этом — в нашем следующем материале. 

Летняя школа для молодых учителей «Молодой учитель в условиях стандартизации и индивидуализации образования» проходит в СГУ с 6 по 9 августа. Направления школы посвящены цифровым технологиям в исследовательской деятельности, использованию ресурсов нейросети в работе учителя, изучению педагогических практик иммерсивного обучения.

На протяжении 4 дней участники рассмотрят актуальные аспекты школьного образования, семейного обучения, особенности работы в частных образовательных учреждениях, поделятся лучшими педагогическими практиками.