Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
21.10.2024 / 10:00
  • Образование
Текст:  Даниил Пронин, Ксения Киселева, Евгения Выжелевская

В Саратовском университете 17 октября состоялась аналитическая сессия «Непрерывная подготовка учителя: проблемы, задачи, механизмы».

СГУ пригласил на неё руководителей муниципальных районов по социальной сфере, директоров школ и координаторов педагогических классов, чтобы совместно обсудить актуальные вопросы в сфере образования.

После панельной дискуссии, которая открыла встречу, участники были разделены на группы. Состоялась работа шести дискуссионных площадок: «Психолого-педагогические классы»; «Индивидуальная траектория молодого учителя, цифровые компетенции педагога»; «Коммуникативные практики современного учителя»; «Новые практики в инклюзивном обучении»; «Проектная деятельность школьников».

В фокусе внимания площадки «Психолого-педагогические классы: проблемы и решения» оказался вопрос подготовки школьников к учительской профессии. Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина предложила коллегам активнее привлекать старшеклассников к Виртуальному педагогическому классу СГУ. Учиться в нём ребята могут параллельно с освоением программы профильного психолого-педагогического класса в своей школе.

Елена Генриховна пригласила школьников к участию в областной педагогической олимпиаде «Шаг в профессию учителя». Победители этой олимпиады могут претендовать на 5 дополнительных баллов при поступлении на педнаправления подготовки в СГУ. Традиционно в этих профессиональных пробах высокий результат показывают выпускники университетского Педкласса.

В формате активного диалога заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития Р.М. Шамионов, специалист по учебно-методической работе Центра поддержки одарённых детей СГУ О.В. Прозорова, и.о. директора Педагогического института СГУ Т.Г. Фирсова, заведующая кафедрой методологии образования Е.А. Александрова, преподаватели СГУ и гости университета рассуждали о том, как доступно рассказывать школьникам о педагогике, чтобы заинтересовать их в профессии. Активное участие в разговоре приняли собравшиеся педагоги, большинство из которых являются кураторами областных психолого-педагогических классов.

Директор гимназии № 7, почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации И.А. Орлова в рамках работы одной из площадок рассказала об «Индивидуальной траектории молодого учителя». Ирина Александровна, обращаясь к собравшимся директорам школ, затронула вопрос привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения.

И.А. Орлова
Директор гимназии № 7, почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации

Необходимо создать атмосферу, где каждый педагог понимает роль и цель своей деятельности. Молодые специалисты – новое дыхание для развития образовательного учреждения. Важны не только поддержка молодых педагогов администрацией, но и устоявшаяся культура вхождения педагога в профессию.

В качестве примера успешной практики привлечения и адаптации молодых педагогов, И.А. Орлова рассказала об опыте гимназии, которую она возглавляет. Особое внимание Ирина Александровна уделила методике наставничества, подчеркнув, что для успешной коммуникации наставник должен быть открытым и демонстрировать искреннее желание трудиться, показывать заинтересованность в работе на личном примере. Участники встречи, в свою очередь, поделились личным опытом поиска кадров и общения с молодыми педагогами.

О «Цифровых компетенциях педагога» говорила и.о. декана факультета физико-математических и естественно-научных дисциплин Н.А. Александрова. По словам Натальи Алексеевны, освоение навыков в сфере информационных технологий важно и необходимо при подготовке педагогов всех профилей обучения.

Н.А. Александрова
И.о. декана факультета физико-математических и естественно-научных дисциплин

Это одно из основополагающих условий для построения эффективной образовательной среды в современной школе. Изучая прогнозы ведущих учёных в области развития информационных технологий и цифровой педагогики, можно сделать вывод, что уже через 15–20 лет доминирующими формами в образовании станут игры и командная работа, а искусственный интеллект возьмёт на себя роль наставника и партнёра в познании. Учитель должен быть готов к анализу и систематизации новой информации, разработке нового контента и программ, грамотному и осознанному внедрению цифровых технологий не только в учебный процесс, но и в управленческие решения.

В ходе дискуссии на площадке, которую модерировала Н.А. Александрова, директора школ и преподаватели СГУ проанализировали трудовые функции педагога, обозначенные в профессиональном стандарте, и соотнесли их с компетенциями, формируемыми в процессе обучения и подготовки будущих учителей. 

Модераторами площадки «Коммуникативные практики современного учителя» выступили заведующая кафедрой русской филологии на базе гуманитарно-экономического лицея О.И. Дмитриева и старший преподаватель той же кафедры М.И. Кабанова. Они предложили подзаголовок к теме дискуссии «Совместные размышления или что делать?».

Собравшиеся рассуждали о том, как помочь молодому учителю сделать вхождение в профессию более эффективным и менее болезненным. О.И. Дмитриева отметила, что на уроке учитель оказывается погружённым в самые разные процессы профессиональной коммуникации, включается в различные речевые ситуации. Педагог должен понимать их специфику, уметь уверенно и свободно переходить из одного коммуникативного регистра в другой.

На площадке О.И. Дмитриевой и М.И. Кабановой была организована интерактивная работа в трёх группах: опытных педагогов, студентов-третьекурсников, молодых учителей. Все они говорили о коммуникативной компетенции, формах взаимодействия с учениками помимо уроков, комфортной адаптации начинающего специалиста к работе в школе. Участники договорились о дальнейшем взаимодействии и обсуждении на семинарах сложных коммуникативных ситуаций, возникающих в школе.

Ещё одна дискуссионная площадка была посвящена «Новым практикам в инклюзивном образовании». Её провела заведующая кафедрой коррекционной педагогики Ю.В. Селиванова.

Ю.В. Селиванова
Заведующая кафедрой коррекционной педагогики

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что люди с ОВЗ в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум.  Сейчас школьная среда стремится сформировать условия доступности образования для всех, в том числе для детей с ОВЗ.

Ю.В. Селиванова отметила, что положительную роль в распространении и принятии идей инклюзии сыграли средства массовой информации, кинематограф, победы параолимпийцев. Профессор рассказала об условиях включения ребёнка с ОВЗ в инклюзивный образовательный процесс.

Темой для обсуждения также стали вопросы об инклюзивных практике, культуре и этикете. Слушатели узнали, на каких документах основывается процесс обучения ребёнка с ОВЗ. После лекционной части слушатели разделились на команды и приняли участие в проблемно-деловой игре.

Участниками площадки «Проектная деятельность школьников» стали управленцы, учителя, школьные психологи и представители педагогических классов. Модератором выступила доцент кафедры методологии образования Н.Н. Саяпина.

Фильм студентов факультета ППиСО об истоках проектной деятельности саратовских школьников стал одной из обсуждаемых тем. Сегодня этот аспект в жизни ребят и учителей – неотъемлемая часть образовательного процесса.

Участники говорили о том, как организуется работа с учителями по осуществлению проектной деятельности, какие темы проектов сегодня актуальны для современных школьников.

Н.Н. Саяпина
Доцент кафедры методологии образования

Дискуссия, на мой взгляд, удалась, потому что наши участники активно включались в неё. Ещё одним вопросом, который мы обсуждали, стала помощь школьникам при выполнении проекта. Её могут оказывать учителя и родители. Думаю, что проектная деятельность – актуальная и перспективная сфера, которая позволяет гармонично объединять и взрослых, и детей для решения общей задачи.

Напомним, что к аналитической сессии «Непрерывная подготовка учителя: проблемы, задачи, механизмы» присоединились около 250 представителей учительского сообщества и районных администраций Саратовской области. Об открытии мероприятия и панельной дискуссии читайте в нашей новости.