23 апреля 2025 года на социологическом факультете
прошла Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
«Социальные проблемы региона глазами студентов»
На конференцию было заявлено 103 доклада (104 участника) из Республика Беларусь и 10 субъектов РФ, 19 организаций, среди них:
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (социологический факультет, юридический факультет факультет); Саратовская государственная юридическая академия; Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова (Республика Дагестан, г. Махачкала); Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск); Адыгейский государственный университет (Республика Адыгея, г. Майкоп); Белорусский государственный университет (Республика Беларусь, г. Минск);_ Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Республика Беларусь, г. Гродно); Смоленский государственный институт искусств; Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва); Университет «Синергия» (г. Москва); ГБОУ «Школа № 88 Г.О. Донецк (Донецкая Народная Республика, г. Донецк); Кубанский государственный университет (г. Краснодар); Санкт-Петербургский государственный университет ; Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург); Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург); Филиал Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» ( г. Нижний Новгород).
Работа проходила в шести секциях.
На первую подсекцию, секции «Молодежь в обществе постмодерна: трансформация профессионально-личностного потенциала» было заявлено 20 докладов, посвященных широкому кругу вопросов, связанных с процессом становления современных подростков и молодежи. В своих выступлениях авторы раскрыли специфику влияния реального жизненного пространства и цифровой среды, высших учебных заведений и современных детских общественных объединений, организаций досуговой деятельности (спорта, киноиндустрии) и молодежных субкультур на процесс социализации в реалиях нашего времени. Особо заинтересовали аудиторию и вызвали дискуссию доклады Зверевой Лидии Дмитриевны «Жизненное пространство как фактор социализации современной молодежи» и Скляровой Элины Фёдоровны «Специфика проблематики профессиональной ориентации подростков и молодёжи».
Второй год подряд активное участие в секции принимали школьники, учащиеся МОУ «СОШ №95 с УИОП», подготовленные выпускником социологического факультета, учителем немецкого языка В.О.Коротиным (только в рамках первой подсекции прозвучало 5 докладов). Подобный тандем «школа-вуз» способствует профориентации школьников, стимулирует их познавательный и исследовательский поиск, открывает возможности для диалога и поиска новых форм взаимодействия между студентами направления подготовки «Организация работы с молодежью» и представителями их непосредственной целевой аудитории.
На секции «Молодежь в обществе постмодерна: трансформация профессионально-личностного и ценностного потенциала» (Подсекция 2) были рассмотрены актуальные проблемы жизнедеятельности современной молодежи. К числу распространенных вопросов, волнующих молодое поколение, студенты отнесли: проблему профессиональной самореализации, трансформации трудовых ценностей и практик потребления, миграцию молодежи из села в город, экологические проблемы и др. В рамках подсекции прозвучали доклады по проблемам молодежи в экономической, политической. культурной сферах жизнедеятельности общества. Наибольший интерес вызвали выступления Мазаевой Екатерины Александровны «Экологические практики саратовской молодежи: акторы, мотивация, вовлеченность», Кудрявцевой Карины Андреевны и Санинской Екатерины Сергеевны «Визуальные практики самопрезентации советских граждан в труде (по материалам фотоинтервью)», Ефимова Никиты Павловича «Экосистемный подход к управлению конфликтами в организации: интеграция формальных и неформальных практик» и Глазуновой Марии Алексеевны «Молодежная безработица в Саратовском регионе: проблемы и пути решения». Участники активно обсуждали наиболее интересные доклады, задавая острые вопросы, что еще раз доказывает — современная молодежь чутко воспринимает изменения, которые происходят в обществе.
На секции «Социальная память о Великой Отечественной войне: поколенческий транзит». Открыла работу секции исследованием «Женское лицо Победы: история неизвестной героини Великой Отечественной войны». Валерия Горланова (СГУ) В фокусе её выступления оказались судьбы женщин-фронтовичек, чьи подвиги часто оставались в тени истории. Доклад подчеркнул необходимость восстановления «забытых» имен и роли гендерного подхода в изучении военного прошлого. Никита Ефимов (СГУ) и Полина Кошелева (Лицей № 36) представили совместное исследование «Великая Отечественная война в исторической памяти учащейся молодежи г. Саратова». На основе социологических данных авторы проанализировали, как современные школьники и студенты воспринимают события войны, выделив роль семьи, образования и медиа в формировании их исторической памяти. Римма Зиновьева (Гродненский государственный университет, Беларусь) рассказала о деятельности Республики Беларусь по сохранению исторической памяти. Особое внимание было уделено мемориальным проектам, архивным инициативам и патриотическому воспитанию молодёжи. Елена Крюкова (Поволжский институт управления) завершила секцию личной историей «История моей семьи в истории Сталинградской битвы». Через воспоминания, письма и архивные документы докладчица показала, как частные судьбы переплетаются с масштабными событиями войны, укрепляя связь поколений. Секция объединила академические исследования, педагогические практики и личные нарративы, продемонстрировав многогранность социальной памяти о войне. Участие студентов, школьников и международных спикеров подчеркнуло важность межпоколенческого и междисциплинарного диалога. Память о Великой Победе продолжает жить, трансформируясь, но не теряя своей ценности в условиях современных вызовов.
На секции «Девиантологический ракурс социологического анализа современного общества» участники обсудили актуальные проблемы социальных отклонений, их профилактики и методов коррекции. Лика Бережная (Адыгейский госуниверситет) исследовала проблему сниффинга среди подростков. Милана Дзыбова и Жанет Мамхягова (оба — Адыгейский госуниверситет) рассмотрели работу с девиантными подростками и семьями «группы риска». Николай Червяков (СГУ) проанализировал российские подходы к реабилитации молодёжи с наркозависимостью. Анастасия Михалочкина (Адыгейский госуниверситет) затронула тему профилактики пищевой зависимости у подростков. Валерия Горланова и Олеся Кирсанова (СГУ) представили доклады о семейном насилии над детьми и путях выхода из таких ситуаций. Эльмира Сарсембаева (СГУ) провела гендерный анализ социально-психологических проблем школьников. Варвара Болтаева (СГУ) изучила эволюцию социальных страхов в России через призму девиантологии. Роман Шамуратов (СГУ) рассмотрел аутодеструкцию как метод самоидентификации молодёжи. Владислав Данилов (СГУ) выделил роль социального окружения в преодолении подросткового одиночества. Дарья Иванова (Адыгейский госуниверситет) предложила методы профилактики агрессии в студенческой среде. Секция объединила исследования из Саратова, Майкопа и других регионов, подчеркнув междисциплинарный подход к решению социальных проблем. Особое внимание уделялось роли социальной работы в профилактике девиаций и поддержке уязвимых групп. Участие студентов и магистрантов продемонстрировало, что молодые исследователи активно включаются в поиск решений для сложных социальных вызовов. Разнообразие докладов подтвердило, что изучение «социальных отклонений» остаётся ключевым инструментом для построения диалога между теорией и практикой в условиях современных реалий.
В работе секции «Социально-политическое пространство современного общества в условиях трансформации» были заявлены 23 человека, из них 2 магистранта, 2 аспиранта, 1 ученик и 18 студентов. В рамках работы секции был рассмотрен широкий круг сложных и достаточно дискуссионных проблем, в том числе, особенностей и факторов политического и правового сознания россиян, роли масс-медиа в трансформации гражданской активности в социально-политическом пространстве, социальной справедливости в общественном сознании, эффективности институтов власти местного самоуправления, особенностей трудовой мобильности молодежи, эффектов экономической блокады в современном обществе и т.д. Работа секции прошла в непринужденной, активной и заинтересованной обстановке. Особый интерес участников вызвали сообщения, посвященные роли масс-медиа в трансформации гражданской активности в социально-политическом пространстве и феномену социальной справедливости в общественном сознании. Все участники секции проявили высокий уровень подготовки и интерес к обсуждаемым вопросам.
В рамках секции «Социально-демографические процессы в регионе и особенности социальной работы в различных социально-демографических группах» выступили магистранты, студенты Саратовского государственного университета и Саратовской государственной юридической академии, а также учащиеся МОУ «СОШ №95 с УИОП». Было заслушено 12 докладов. Доклады выступающих были посвящены актуальным и значимым проблемам современного российского общества и социальной сферы Саратовской области. Студенты социологического факультета СГУ представили результаты своих авторских социологических исследований, которые они проводили в рамках научно-учебной работы. Студенты Саратовской государственной юридической академии предложили для обсуждения проблему введения четырёхдневной рабочей недели в Саратовской области, указав как положительные эффекты, так социальные риски данного нововведения. Особо активное обсуждение вызвал доклад, посвящённый проблеме социальной защиты в сегменте нестандартной занятости «вахтовым методом». Школьники МОУ «СОШ №95 с УИОП» рассказали об опыте волонтёрской деятельности в приюте для животных г. Саратова. По итогам докладов выступающие получили сертификаты, некоторые из них были номинированы на призовые места.
Продуктивно прошла работа секции «Информационные технологии в гуманитарных науках». Были представлены доклады на темы: «Геймификация в образовании: использование игровых механик для повышения мотивации и вовлечённости учащихся»; «Функционал интернет-технологий в практике реализации работы с молодёжью»; «Роль и место онлайн игр в досуге подростков»; «Новые технологии генеративного искусственного интеллекта в общественном сознании»; «Детерминирующие факторы использования феминитивов в повседневной речи современными студентами». Представленные доклады вызвали исследовательский интерес аудитории и активную дискуссию. Впервые на секции данного направления была представлена школьная наука: учащиеся 10 класса МОУ «СОШ № 95» продемонстрировали высокую вовлечённость, информированность и смелость авторской позиции.