Саратовский университет продолжает делиться воспоминаниями тех, чьи детские годы пришлись на период Великой Отечественной войны.
Александр Григорьевич Роках всю жизнь был связан с СГУ. Он поступил в университет в 1952 году, закончил физический факультет в 1957 году и был принят на кафедру физики твёрдого тела на должность лаборанта. С 1986 года А.Г. Роках был профессором кафедры физики полупроводников, а с 2022 года – профессором кафедры физики твёрдого тела.
При жизни он приобрёл широкую известность как учёный, работавший в области фотоэлектрических и радиационных явлений в полупроводниках и квантово-размерных полупроводниковых структурах. А.Г. Роках выпустил более 400 научных и учебно-методических трудов, в числе которых 40 авторских свидетельств и патентов, а также воспитал несколько поколений специалистов. За заслуги Александру Григорьевичу были присвоены звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Ветеран труда».
Войну Александр Григорьевич встретил в возрасте 7 лет в Москве, но уже через месяц после начала боевых действий вместе с семьёй был эвакуирован в Саратов. Разместили их в одном из классов типовой четырёхэтажной школы, мебели внутри практически не было, спать первое время приходилось на полу.
Сначала семья не испытывала проблем с продуктами питания, в школьном буфете продавали морс, а через дорогу можно было взять калачи, но ситуация осложнилась, была введена карточная система. Тяжело было достать хлеб, крупу и сахар.
К началу учебного года из школьного здания всех переселили в частные дома, уплотнив хозяев. В распоряжении семьи Александра Григорьевича оказались две маленькие комнаты, одна из которых была кухней. Отопление было дровяное, а воду нужно было набирать из колонки. Мама днями работала на заводе, а отец все военные годы пробыл в ссылке на Дальнем Востоке.
В 1942 году посёлок, где они жили, полностью сгорел. Фашисты подожгли его зажигательными бомбами, чтобы демаскировать расположенный рядом авиационный завод. После этого им выдали комнату, которая располагалась в сыром и тесном бараке, где пришлось провести два года.
Эти два года стали самыми тяжёлыми. У мамы появился туберкулез в закрытой форме. Его вызвали постоянный холод и недоедание, не облегчали положение и постоянные воздушные тревоги.
В 1944 году семью переселили в комнату на втором этаже фибролитового дома, которая казалась раем, потому что была сухой. В ней было отопление, дровяная плита и даже душевая. На контрасте с предыдущим местом никто не мог поверить своим глазам.
Был и свой огород рядом с заводом. На нём выращивали картошку, морковь и другие овощи. Воду приходилось носить из довольно далёкого колодца, а картошку сажать в виде толсто обрезанных очистков с пророщенными глазками.
Александр Григорьевич вспоминает, что, несмотря на разные сложности во время войны, люди отзывались на чужое горе, поддерживали друг друга и были готовы многое терпеть ради Победы.
Александр Григорьевич на всю жизнь запомнил 9 мая 1945 года: