Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

На площадке гимназии № 7 13 марта состоялось занятие центра поддержки молодых учителей Саратовской области «CONSILIUM». Оно было посвящено инклюзивным методикам работы с обучающимися. На встрече молодые педагоги из школ региона поделились своими соображениями о подходах к обучению детей с ОВЗ. Специальным гостем лекции стала студентка Педагогического института СГУ Татьяна Зюзина с её четвероногим другом – лабрадором-ретривером по кличке Лекс.

Приветствовала коллег начальник Управления социальной работы СГУ, завуч центра «CONSILIUM» М.И. Кабанова:

Четвёртый год Саратовский университет совместно с гимназией № 7 и Саратовским областным институтом развития образования реализуют проект поддержки молодых педагогов. На занятиях нашего центра вы часто задаёте вопросы, связанные с различными аспектами педагогической деятельности. Сегодня мы поговорим об инклюзивной компетентности учителя. Специалисты Саратовского университета знают, как выстроить и организовать учебный процесс для детей с особенностями здоровья.  Мы готовы делиться опытом создания комфортного инклюзивного пространства в учебном заведении.

Заместитель директора Педагогического института, доцент кафедры коррекционной педагогики Е.Н. Горина рассказала молодым специалистам о том, какими навыками в области инклюзии должен владеть современный педагог. Участники занятия познакомились с терминологическим словарём, который включает в себя такие понятия, как инклюзия, инклюзивная культура, инклюзивное образование, узнали о категориях детей с ОВЗ, с которыми чаще всего приходится работать педагогам.

Молодые учителя познакомились с ключевыми принципами инклюзивного обучения. Е.Н. Горина считает, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, каждый человек имеет право на общение и право быть услышанным, все люди нуждаются в поддержке и дружбе.

Фрагменты из фильмов «Временные трудности» и «Сотворившая чудо», представленные в рамках лекции, демонстрируют, что правильный подход и поддержка социума – это основа для успешной социализации детей с особенностями здоровья.

Е.Н. Горина,
доцент кафедры коррекционной педагогики:

Наряду с педагогическими функциями, такими как адаптация дидактического материала и индивидуализация образовательного маршрута, на первый план встаёт формирование родительской компетентности и активного взаимодействия в связке “педагог-родитель”.  Если родитель хочет добра своему ребёнку, он станет вашим союзником и партнёром в процессе обучения.

Своим опытом преодоления трудностей в повседневной жизни и учёбе поделилась студентка Педагогического института СГУ Татьяна Зюзина. Главный её помощник – собака-поводырь Лекс. Питомец помогает Татьяне жить полноценной жизнью: работать, учиться на тифлопедагога и активно путешествовать.

Студентка Педагогического института СГУ Татьяна Зюзина:

Очень хочется донести до людей ту мысль, что людям с инвалидностью нужно помогать так, чтобы они не превращались в беспомощных. Сейчас мне помогает Лекс, он – мои глаза, он «учит» меня, а я – его, вместе мы более уверенно познаём этот мир. А ещё мы с Лексом учим других людей, как правильно взаимодействовать с собакой-поводырём, чего нельзя делать, когда собака «работает» и её концентрация должна быть максимальной.

Татьяна привела случаи из своей школьной практики, которые демонстрировали неграмотную работу учителя, и пригласила слушателей к взаимодействию, пообещала в случае необходимости посоветовать, как грамотно общаться с ребёнком с инвалидностью.

Подкрепив тезисы Е.Н. Гориной, высказанные в теоретической части занятия, Татьяна сказала, людям с нарушениями зрения важно помогать обретать самостоятельность с раннего возраста. Образование и поддержка, адаптированные к их потребностям, могут значительно повысить уверенность в своих силах и независимость от посторонней помощи.

В качестве «бонуса» для аудитории и в подтверждение слов хозяйки Лекс с удовольствием продемонстрировал, что он очень любит учиться и даже вместе со своей хозяйкой «сосчитал» до пяти, что вызвало восторг молодых учителей.

Центр поддержки молодых учителей Саратовской области «CONSILIUM» функционирует в рамках стратегического проекта университета «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030».