Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

На Учёном совете Саратовского университета проректор по учебной работе И.Г. Малинский представил анализ модернизации образовательного пространства вуза. Как отметил докладчик, ключевым направлением в последние годы стало формирование непрерывной цепочки образовательных уровней – от довузовской подготовки до программ повышения квалификации.

Особое значение приобретает подготовка к переходу на новую модель высшего образования, основанную на трёх принципах: универсальном социогуманитарном ядре, фундаментальной подготовке и профессиональной специализации с возможностью получения нескольких квалификаций.

Значительное внимание в выступлении было уделено работе со школьниками. По словам проректора, в 2025 году 86,5% выпускников подготовительного отделения Института довузовского образования поступили в вузы, причём каждый второй выбрал СГУ. В рамках программы «Приоритет-2030» успешно работают инновационные проекты ранней профессионализации: Виртуальный педагогический класс, Школа технологического лидерства, которые позволяют школьникам уже на этапе довузовской подготовки знакомиться с будущими профессиями и университетской средой.

Активное участие в брендировании университета через работу со школьниками принимают и студенты СГУ. Второй год подряд они становятся участниками программы «Сириус. Лето». В текущем году вуз вошёл еще в одну федеральную программу «Обучение служением. Первые», ориентированную на социальное проектирование.

Отдельным достижением, по мнению докладчика, стала интеграция дополнительных образовательных программ в учебные планы. Педагогический модуль, разработанный совместно с ведущими университетами страны, сейчас реализуется для 740 студентов в девяти подразделениях СГУ.

Был представлен пример реализации программы «Техническая эксплуатация и ремонт БАС», которая интегрирована в учебные планы 10 направлений подготовки с общим охватом около 800 студентов. Эта программа демонстрирует способность университета быстро адаптироваться к изменениям рынка труда.

Качественно новый уровень, подчеркнул И.Г. Малинский, приобрело взаимодействие с индустриальными партнёрами. Создание специализированных лабораторий и учебных классов с компаниями «Совкомбанк Технологии», «Саратоворгсинтез» и «Рубеж» позволяет студентам формировать практические компетенции, востребованные работодателями. Проректор особо отметил, что если ранее сотрудничество с промышленными предприятиями носило преимущественно формальный характер, то сейчас наблюдается переход к модели активного участия компаний в создании образовательной инфраструктуры.

Серьёзные преобразования произошли и в области исследовательской подготовки студентов. Создание в 2022 году комплекса учебно-научных лабораторий ФАБЛАБ и открытие в 2024 году молодёжного исследовательского офиса в Институте химии предоставили возможность работать на современном оборудовании и участвовать в решении комплексных научных задач. Знаковым достижением стала поддержка проекта развития СКБ на базе ФАБЛАБ в числе 10 российских университетов.

Среди перспективных задач на ближайшее будущее – развитие образовательных программ на стыке направлений подготовки, включая совместный проект факультета психологии и философского факультета по созданию единого профиля «Психология и теология». Кроме того, по словам И.Г. Малинского, предстоит решить ряд методологических и нормативных вопросов, связанных с использованием технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе, что является одним из ключевых вызовов современной высшей школы.