Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Многие растения рода Кирказон (Aristilochia) содержат вещества, которые обладают лечебными свойствами. Поэтому кирказоны применяются в традиционной медицине для обезболивания, борьбы с инфекциями, а также при укусах змей. В то же время известно, что некоторые виды могут повышать риск развития болезней, поэтому использование этих растений в качестве БАДов или лекарств запрещено в России, США и других странах.

Кирказон – это род многолетних трав и деревянистых лиан, который насчитывает более 500 видов. Растения распространены в тропиках и субтропиках. Для них характерен интересный механизм опыления: цветки многих видов испускают запах, привлекающий насекомых. Те, попав в цветок, не могут легко выбраться назад из-за направленных внутрь волосков, закрывающих цветок, и вынуждены ползать в нём в поисках выхода, тем самым способствуя опылению. Однако такая «ловушка» для насекомых не единственная особенность кирказонов.

Российские учёные исследовали кирказон маньчжурский (Aristilochia manshuriensis), который встречается в Китае, Корее и на юго-востоке России. Ранее биологи уже находили в нём биологически активные вещества: аристолохиевые кислоты и их производные, различные алкалоиды – магнофлорин, маньчжуриенин, тетрандрин. В новом исследовании учёные предложили получать эти полезные соединения не из деревянистых лиан кирказона, а из выведенных в лаборатории культур «бородатых» корней. Эти вещества обладают противоопухолевой активностью. Исследователи представили метод культивирования, при котором выход полезных соединений увеличивается почти в два раза, а токсичность растения снижается в 10 раз. 

В Ботаническом саду СГУ кирказон маньчжурский выращивается на участках отдела дендрологии и отдела флоры и растительности. Образцы поступали в сад несколько раз, в разные годы, из разных мест. Последний образец, пополнивший коллекцию деревьев и кустарников отдела флоры и растительности, привезён живыми растениями из Ботанического сада БИН имени В.Л. Комарова РАН (г. Санкт-Петербург) в 2006 году.

Интродукцию этого образца в коллекцию пока нельзя называть успешной, так как растения вымерзают, почти ежегодно отрастая от нижних почек. Дважды предприняты попытки пересадки растений в другую среду обитания. Наблюдения за образцом продолжаются.