Кафедра начального языкового и литературного образования факультета психолого-педагогического и специального образования Педагогического института выпустила коллективную монографию «Краеведческий компонент в начальном филологическом образовании» (2024), посвященную 115-летию Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. В ней представлены отдельные результаты работы проектно-ориентированной магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профилю «Начальное образование». Мысль о том, что школьное образование не может быть основательным без освоения культуры родного края, объединяет все главы коллективного исследования.
Монография состоит из двух разделов: «Литературное краеведение в начальном образовании» и «Лингвокраеведение в начальном образовании». Она содержит теоретические и практические материалы по интеграции краеведческого компонента в начальное образование, методические разработки для урочной и внеурочной деятельности младших школьников, различные проекты, направленные на освоение культурного потенциала Саратовского края.
Первую часть книги составили материалы по литературному краеведению.
Историю организации литературно-краеведческой работы в начальной школе прослеживает Т. Г. Фирсова (раздел «Литературное краеведение в начальной школе: к вопросу о методологии исследования»). Исследователь выделяет разнообразные формы и методы знакомства с краеведческим материалом и предлагает оригинальную модель формирования литературно-краеведческой компетенции у младших школьников, основанную на деятельностном подходе к организации уроков литературного чтения и внеурочных занятий литературно-краеведческой направленности.
В разделе «Использование диалоговой технологии в проектной деятельности по литературному краеведению», автором которого является Л. И. Черемисинова, показываются различные варианты методической интерпретации произведений писателей Саратовского края, которые содержатся в проектах магистров, направленных на освоение литературной культуры родного края. Стержнем представленных проектов является превращение теоретического знания по краеведению в методическую систему. Проектная деятельность по литературному краеведению показывает, как «оживают» история и культура Саратовского края, входя в сознание обучающихся, как они становятся частью их личного опыта, «осваиваются».
Е. В. Степанова (раздел «Изучение пейзажа в краеведческих текстах: теоретический и методический аспекты») сосредоточила внимание на анализе пейзажей, образов природы в краеведческих текстах выдающихся саратовцев (Н. Г. Чернышевского, А. Н. Пыпина, К. А. Федина), а также на анализе особенностей методики работы с пейзажными текстами в начальной школе.
О. Я. Гусакова («А. Н. Радищев о роли детства в жизни человека») обращается к творчеству А. Н. Радищева — писателя, философа и общественного деятеля, родовое имение которого находилось на территории Саратовской губернии. Тщательно проанализировав радищевскую научно-философскую концепцию детства, исследователь приходит к выводу, что Радищев одним из первых указал на самоценность мира детства, исключительную значимость этого периода для психофизического становления человека; назвал воспитание и образование ребенка важнейшими задачами семьи; обосновал возвышенный, глубоко нравственный характер идеала как цели воспитательного воздействия.
Вторая часть монографии представлена разделами, посвященными использованию материалов лингвокраеведения в начальной школе.
В центре совместного исследования И. А. Тарасовой и Н. А. Шабановой — знаки культуры в повести замечательного детского писателя Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». В их семантической структуре в свернутом виде содержатся сведения об исторических событиях, традициях и обычаях народа, этнокультурных реалиях и т. п. В силу естественной ограниченности кругозора младших школьников значения этих, как правило, устаревших слов и выражений оказываются им непонятными, а культурный потенциал — нераскрытым. Целью проекта, предложенного магистрантам профиля «Начальное образование», явилось создание сборника справочных материалов, связанных со знаками культуры (словесными обозначениями реалий далекой эпохи), которые будут способствовать лучшему проникновению юного читателя в художественный мир произведения автора-земляка.
Последний раздел («Внеурочная работа по лингвокраеведению в начальной школе») посвящен изучению топонимики Саратовской области. Т. А. Морозова-Дорофеева и А. А. Белошапкина предлагают программу внеурочной деятельности «Топонимика. Секреты названий города Саратова» для 4 класса, которая разработана в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС НОО. Программа предусматривает знакомство с различными видами топонимов (ойконимами, гидронимами, годонимами и т. д.), содержит справочные материалы по этимологии, истории края и страны, задания для учащихся.
Надеемся, что результаты работы авторского коллектива будут использованы в практике преподавания филологических дисциплин в начальной школе и помогут учителю сформировать культуроведческую компетенцию обучающихся.