Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В Саратовском университете подходит к концу основной этап сессии. О том, как справиться со стрессом в этот период, рассказывает ассистент кафедры психологии личности Светлана Сергеевна Гоголь.

С.С. Гоголь,
ассистент кафедры психологии личности:

Стресс не всегда негативное явление, а во время сессии оно практически неизбежно. Экзаменационный стресс, проявляющийся в виде лёгкого волнения, полезен. Небольшое волнение может способствовать повышению работоспособности, стимулировать интенсивную умственную деятельность и помочь студенту справиться с поставленной задачей. О наступлении стадии «вредного» стресса говорит переход от продуктивного волнения к усталости, снижению работоспособности и концентрации, ощущению физического истощения и чрезмерной тревожности. Такое состояние негативно влияет на работоспособность, препятствует эффективной подготовке и сдаче экзаменов, его следует избегать.

В период сессии преподаватели, помимо проведения экзаменов, продолжают вести лекционные и практические занятия, в том числе для студентов заочной формы обучения. Повышенная нагрузка может стать причиной возникновения стресса у лекторов.

С.С. Гоголь,
ассистент кафедры психологии личности:

Задача не в том, чтобы «справляться» со стрессом, а в том, чтобы отслеживать его уровень и не допускать перехода в деструктивную стадию, когда он начинает препятствовать, а не способствовать достижению целей.

Интенсивный стресс может негативно сказаться на здоровье. Для его предотвращения Светлана Сергеевна рекомендует поддерживать позитивный настрой, соблюдать режим сна и отдыха, придерживаться сбалансированного питания, регулярно бывать на свежем воздухе и уделять время занятиям, вызывающим положительные эмоции.

С.С. Гоголь,
ассистент кафедры психологии личности:

Чрезмерное волнение перед экзаменами часто обусловлено их высокой субъективной значимостью и установками перфекционизма. Важно помнить, что сессия, хотя и является важным этапом, преодолима для студентов. Следует ориентироваться на реалистичность успешной сдачи и возможность пересдачи, а также снизить важность получения исключительно высокой оценки. Уверенность в своих силах – ключ к успеху на экзамене.

С.С. Гоголь выделяет низкую самооценку как один из факторов, способствующих тревожности. В качестве рекомендации для повышения уверенности в себе Светлана Сергеевна предлагает концентрироваться на своих сильных сторонах, вспоминать успешный опыт, а перед экзаменом обращать внимание на усвоенный материал, а не на «пробелы» в знаниях.

Студенты используют различные подходы к подготовке к экзаменам. Часть предпочитает равномерное распределение нагрузки в течение семестра, в то время как другие откладывают подготовку до последних дней, используя стрессовый фактор как стимул к интенсивной работе.

С.С. Гоголь,
ассистент кафедры психологии личности:

Оптимальный метод подготовки к экзаменам индивидуален. Каждый студент определяет наиболее эффективный для себя подход. Однако необходимо обеспечить полноценный отдых накануне экзамена. Кроме того, рекомендуется систематическое освоение материала в течение семестра, посещение занятий и выполнение заданий. Это позволит в период сессии сосредоточиться на повторении, а не на первичном изучении. Важно не механическое заучивание, а осмысление материала.

Светлана Сергеевна поделилась рекомендациями по эффективной подготовке к экзаменационной сессии и управлению стрессом:

  1. Планирование: создайте реалистичный план подготовки и старайтесь ему следовать. Это поможет снизить чувство неопределённости и повысить контроль над ситуацией.

  2. Здоровый образ жизни: делайте регулярные перерывы, обеспечьте полноценное питание, сон и физическую активность (прогулки на свежем воздухе). Это поможет поддерживать физическое и эмоциональное благополучие.

  3. Сон перед экзаменом: обеспечьте себе здоровый сон в ночь перед экзаменом – для оптимальной когнитивной функции и снижения тревожности.

  4. Стратегия ответа на экзамене: сконцентрируйтесь на вопросах билета, начните с того, что знаете уверенно. Постепенное продвижение от простого к сложному поможет снизить стресс и повысить уверенность в себе.

  5. Коммуникация с преподавателем: во время ответа сосредоточьтесь на ключевых моментах. Рассматривайте экзамен как диалог, а не как допрос.

  6. Отдых после экзамена: уделите время отдыху и восстановлению после каждого экзамена, прежде чем начинать подготовку к следующему. Это поможет предотвратить накопление стресса и сохранить продуктивность.