Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В рамках XII Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского кино «Киновертикаль» 9 октября в кинотеатре «Победа» прошла творческая встреча с московским режиссёром Олегом Асадулиным. Мероприятие посетили студенты 4 курса направления «Журналистика». О чём рассказал автор популярных кинолент, читайте в репортаже Елизаветы Минишевой и Анны Разинкиной.

Зал заполнен студентами и всеми, кто неравнодушен к киноискусству. Олег Асадулин улыбается, шутит, благодарит публику и сразу предлагает: «Спрашивайте всё, что хотите — расскажу». Режиссёр располагает к себе аудиторию, вспоминая, как начинался его интерес к кино. Оказалось, в детстве он вёл особый дневник — записывал все просмотренные фильмы и оценивал их по собственной системе. «Больше всех звёзд собрал фильм "Сказка странствий"», — поделился Асадулин. — Его я смотрел раз шесть или семь в кинотеатре. Это до сих пор мой любимый фильм». Лекция Асадулина больше похожа на рассказ о приключении длиною в жизнь. Он говорит просто, почти по-дружески: про ремесло, про то, что не верит в европейский стиль и про то, что мы — часть одной культуры. Делится с аудиторией: авторское кино для него — не жанр, а возможность сказать что-то личное.

Фото: Надежда Калинина
Фото: Надежда Калинина
Фото: Надежда Калинина
Фото: Надежда Молокова
Фото: Надежда Молокова
Фото: Надежда Молокова

Большинство зрителей знают Олега Асадулина по таким работам, как «Тёмный мир: Равновесие», «Возвращение попугая Кеши», «Смертельные иллюзии» и «Корабль». Особенно тепло зрители вспоминают культовый сериал «Закрытая школа», однако сам режиссёр относится к этой работе как к важному, но вполне ремесленному опыту. «Это был качественный киноконвейер, хороший сценарий и налаженное производство, — пояснил он. — Но есть работы, которые считаю по-настоящему авторскими. Например, "Зелёная карета" — вот где мне удалось выразить личное отношение к материалу».

Асадулин – художник, которому всегда было скучно просто рисовать, ему хотелось увидеть «движение» картинки. Так, он оказался в театре, где вместе с друзьями делал декорации и костюмы, жил и ночевал в репетиционном зале. Там, признаётся он, впервые понял, что искусство должно дышать жизнью. Потом — Петербург 90-х, полный музыкантов, художников и свободы. Затем Берлин, Академия искусств, документальные эксперименты и первые короткометражки. «Я всегда искал, где есть жизнь и движение. Я думал, что стану немецким режиссёром, но Германия слишком комфортная. Никто никуда не спешит. Когда я приехал в Москву, я проснулся. Здесь всё живое, бурлит, рвётся вперёд», — признаётся режиссёр. 

Фото: Арзу Бабаева
Фото: Арзу Бабаева
Фото: Арзу Бабаева
Фото: Дарья Зинеева
Фото: Дарья Зинеева
Фото: Дарья Зинеева

Особое оживление в зале вызвал рассказ о работе над новым фильмом «Степные боги», который Асадулин снимал в Красноармейском районе Саратовской области. Режиссёр объяснил, что действие картины изначально должно было разворачиваться в Забайкалье, но производственные сложности заставили искать альтернативные локации. Именно тогда выбор пал на Саратовскую область. С теплотой в голосе Асадулин отмечает: «И знаете, в ваших краях мы нашли потрясающие локации! Особенно красив Утёс Степана Разина — там совершенно кинематографические, эпические пейзажи, которые идеально легли в замысел картины». Таким образом, саратовская земля стала не вынужденной заменой, а настоящей творческой находкой для проекта. 

В завершающей части встречи – искренние советы, которые режиссёр даёт начинающим кинематографистам. Он подчёркивает важность сочетания профессионального подхода и творческой свободы: «В Германии я научился выстраивать процесс, а в России — не бояться экспериментировать. Это та самая смесь, которая помогает создавать живое кино». Рекомендация постоянно учиться и анализировать работы мастеров вызывает в зале особый отклик. Многие зрители отмечают, что такие встречи помогают не только перенять профессиональный опыт, но и по-новому взглянуть на собственный творческий путь.

Фото: Полина Ефремова
Фото: Полина Ефремова
Фото: Полина Ефремова
Олег Асадулин:

Я часто говорю, что мне всё равно, что пишут критики. Конечно, не всё равно. Но быстро отпускаю. Ведь кино — это способ жить. И просыпаться