X Летняя школа по педагогическим исследованиям для магистрантов состоялась в спортивно-оздоравительном лагере СГУ «Чардым». Школа проходила с 19 по 21 июля. На неё приехали 12 участников. Среди них магистранты и аспиранты, а также те, кто ещё только планирует связать свою профессиональную деятельность с преподаванием.
Летняя школа возникла 10 лет назад. Задумывалась она как возможность летом в неформальной обстановке взглянуть на те учебные проблемы и научные темы, которые мы изучаем в течение года, над которыми вы работаете с научными руководителями. Организовать здесь классические занятия не получится, да мы к этому и не стремились. Мы хотим, чтобы участники уехали с ощущением счастья от того, что они побывали здесь все вместе и узнали себя лучше. Программа X Летней школы составлена хитро и нестандартно – юбилейная школа должна чем-то отличаться от всего того, что было до этого. Занятия будут веселыми, но в то же время наполнены научностью и креативностью.
Первым мероприятием школы стал тренинг под руководством Екатерины Игоревны. Участники собрались в круг, чтобы познакомиться: каждый рассказал о себе и ответил на несколько вопросов. Они размышляли о том, чем отличаются от остальных, что помогает им в учёбе или преподавании, с какими трудностями сталкиваются в исследовательской деятельности.
После тренинга магистранты поделились впечатлениями: для многих это был не просто выход из зоны комфорта, но и ценный опыт. Они отметили, что тренинг позволил им не только познакомиться и сблизиться, но и взглянуть на коллег по-новому, глубже понять самих себя.
Аспирант Института истории и международных отношений Пётр Федосов выступил с нелекцией «Числа, проценты и прочие сложности статистики в гуманитарных исследованиях».
Пётр Федосов, аспирант Института истории и международных отношений:
Статистика вызывает затруднения у меня и у многих других. Проблема в распространённом недоверии к статистическим данным: люди часто воспринимают их как непреложный закон, упуская из виду возможные искажения. Эти ошибки возникают при нарушении правил проведения статистических исследований.
В школе вам регулярно придётся иметь дело со статистикой. Например: “Успеваемость повысилась на 5%” – но что на самом деле означает эта цифра? Хорошо ли это?
Спикер назвал самые распространенные статистические ошибки и поделился практическими рекомендациями по их предотвращению в исследовательской работе.
Доцент кафедры педагогики и образовательных технологий С.А. Пилюгина пригласила магистрантов принять участие в интеллектуальная игре.
На сегодняшний день развитие дополнительного образования детей – один из ключевых трендов в образовательной политике страны. Этому направлению уделяется важнейшее значение, поскольку оно позволяет развивать именно те способности ребёнка, которые он считает недостаточно раскрытыми, но стремится совершенствовать.
Светлана Анатольевна отметила, что, в отличие от традиционной школы, дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора, что позволяет детям более глубоко изучать интересующие их направления. Особое внимание уделяется активному развитию технических областей, таких как проектирование и управление дронами, 3D-моделирование и разработка пилотируемых летательных аппаратов, что в целом способствует формированию инженерных кадров для будущего.
Участникам предложили придумать макет сооружения, обменяться им с другой командой и воссоздать рисунок с помощью спагетти и маршмеллоу.
Во время нашего эксперимента вы наверняка убедились, насколько важна точность чертежей. Точно так же при проектировании дополнительной образовательной программы для детей необходимо учитывать целый ряд взаимосвязанных факторов.
Участники игры предложили свои проекты программ дополнительного образования:
-
«По дорогам сказок». Программа поможет детям понять семейные ценности и научиться любить Родину. В основе – работа со сказками;
-
Горнолыжное катание. Курс для подростков 10–16 лет. Дети научатся кататься на лыжах, соблюдать правила безопасности и тренировать выносливость;
-
Туризм и краеведение. Школьники изучат природу родного края и освоят навыки, которые нужны в походе.
Завершился первый день смены квизом.
Во второй день магистранты представили индивидуальные научные сообщения из диссертаций и кандидатских работ.
Расслабиться после сложных выступлений участникам помог тренинг «Креативное командообразование». Доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Н. Ю. Курчатова предложила магистрантам выполнить несколько весёлых упражнений, чтобы снять напряжение и получше узнать друг друга.
В узком кругу под перебор гитарных струн незаметно подошёл к концу второй день летней школы.
Завершающий день смены начался с разговора о работе с трудными людьми.
Все мы работаем и встречаемся с разными людьми. С одними нам очень легко, с другими – очень сложно. Существуют различные рекомендации о том, как выходить из ситуаций с трудными людьми, но всё же бывают случаи, когда мы не знаем, как себя вести. Интуитивно мы пытаемся найти правильное решение, но не всегда это получается.
Н. Ю. Курчатова рассказала о разных типах трудных людей, объяснила частые ошибки в общении с ними и дала рекомендации, как правильно вести себя, чтобы избегать конфликтов. Разбившись на команды, слушатели разыграли реальные ситуации общения с разными типами трудных людей, применяя на практике советы Наталии Юрьевны для предотвращения конфликтов.
В завершение программы школы доцент кафедры педагогики и образовательных технологий С.А. Пилюгина провела игровой тренинг «Сплочение команды и не только…».
Наш мир наполнен множеством механизмов и в каждом из них огромное число деталей. Чтобы любая машина работала, важно, чтобы каждая деталь выполняла свою функцию точно, правильно и вовремя. Когда мы с вами проводим педагогическое исследование, естественно, мы ставим некоторые эксперименты не в одиночку, нам всегда нужна команда, группа помощников. Каждый из нас работает в какой-то группе и является её составляющей.
Участники смены должны были разделиться на команды, придумать механизм и изобразить его так, чтобы каждый человек отвечал за какую-то деталь этого механизма.
После выступлений магистранты обсудили знаковые критерии эффективной команды и прошли тест на её оценку.
Собравшись в орлятский круг, выпускники летней школы поделились друг с другом впечатлениями и тёплыми словами о времени, проведённом в «Чардыме».
Все фотографии со смены можно найти в нашем альбоме ВКонтакте.