В середине февраля на кафедре коррекционной педагогики проходили защиты выпускных квалификационных работ студентов по направлению Специальное (дефектологическое) образование профилей магистратуры «Дефектология» и «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» заочной формы обучения.
Представители выпускных групп магистратуры являются специалистами в области образования, медицины и сферы социального развития. Современные условия требуют от учителей и сопровождающих нетрадиционного подхода в решении вопросов обучения, воспитания и психолого-педагогической поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Темы исследований студентов подтверждали необходимость получения специального образования и овладение новыми профессиональными компетенциями всех заинтересованных.
Расширяется «география» городов и населённых пунктов, в которых успешно трудятся наши магистранты: г. Балаково, г. Вольск, г. Шиханы, село Ивантеевка Саратовской области, г. Москва, г. Калининград, г. Чапаевск Самарской области, поселок Переясловка Хабаровского края, г. Красноярск и даже г. Ханты-Мансийск.
Некоторые темы выпускных квалификационных работ представляют особую значимость в области специального образования. Практико-ориентированный подход в обучении и воспитании детей с расстройствами аутистического спектра прослеживался в защитах магистрантов профиля «Дефектология»: Л.Ю. Донецкой «Развитие коммуникативных способностей у младших школьников с расстройством аутистического спектра средствами куклотерапии», О.В. Малиновской «Тьюторское сопровождение младших школьников с расстройствами аутистического спектра», Я.Н. Смирновой «Развитие познавательной сферы младших школьников с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования», В.О. Царевой «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в процессе игровой деятельности» и др. Остаются актуальными вопросы поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Личный профессиональный опыт магистрантов профиля «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» был представлен в работах С.Ю. Сивоплясова «Стратегии психологической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по профилактике эмоционального выгорания», Е.В. Банновой «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в замещающей семье», и студентки профиля «Дефектология» В.Е. Хирной «Формирование педагогической компетентности родителей по развитию коммуникативных навыков у слабослышащих младших школьников».
Выпускные квалификационные работы содержали теоретический анализ и эмпирический материал, результаты диагностики, разработки коррекционно-развивающих программ, оценку эффективности реабилитационной и коррекционно-развивающей работы. Все вышеперечисленное имеет практическую значимость для детей с нарушениями развития, их родителей, а также специалистов образовательных организаций. Все защиты выпускных работ прошли успешно в атмосфере научной дискуссии и исследовательской заинтересованности.
В состав Государственной аттестационной комиссии вошли опытные практики - работодатели: Е.А. Митрофанова - к.п.н., зам. директора ГБУ Саратовской области «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение», Е.Б. Мельник - директор ГБОУ СО «Центр образования и психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей» г. Саратова, О.К. Шафиева - директор ГБОУ Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №
Наши выпускники получили приглашения к трудоустройству в центры образования, а также в школы для обучающихся по адаптированным образовательным программам. Члены Государственной аттестационной комиссии отметили, что защищающиеся методически грамотно представили результаты своей научной работы и собственной профессиональной деятельности. Большинство ВКР были оценены членами ГАК на «отлично» и «хорошо», всем выпускникам присвоена квалификация магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».