Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Кафедра логопедии и психолингвистики
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Визитка

Заведующий Крючков Владимир Петрович
Заведующий
Крючков
Владимир
Петрович
Важные контакты

Направления деятельности

УЧЕБНАЯ РАБОТА

 Преподаватели кафедры логопедии и психолингвистики проводят учебные занятия со студентами-логопедами, а также со студентами профилей Дошкольная дефектология, Специальная психология, Олигофренопедагогика, Тифлопедагогика, Сурдопедагогика направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

 На кафедре открыта магистратура по профилю «Логопедия», в которой обучаются преимущественно выпускники бакалавриата направления «Специальное (дефектологическое) образование» СГУ и других вузов России, а также специалисты-дефектологи из Азербайджана, Казахстана.

 Студенты кафедры принимают участие в научных исследованиях, выступают на конференциях различного уровня, публикуют (совместно с преподавателями кафедры и самостоятельно) статьи в кафедральном сборнике «Актуальные проблемы логопедии» и других изданиях.

 Неоднократно также студенты принимали участие и занимали призовые места во всероссийских студенческих олимпиадах по логопедии.

 Выпускники факультета находят применение своим знаниям и практическим навыкам во многих регионах страны, в Москве и Санкт-Петербурге, за рубежом: Казахстане, Азербайджане, Китае, США, с которыми кафедра поддерживает постоянную связь в целях обмена методическим опытом и координации исследований в области логопедии.

ОСНОВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ КАФЕДРЫ

БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»

 История логопедии; Логопедия; Логопедические технологии; Онтогенез речи; Психолингвистика; Техника речи; Логопедическая работа в дошкольных образовательных организациях;  Логопедическая работа в школе; Логопедическая работа с детьми с сенсорной, двигательной и интеллектуальной недостаточностью; Фонетико-фонологические основы логопедии; Формирование интонационной выразительности речи; Логопедическая ритмика; Нейропсихология детского возраста; Нейропсихологический подход к диагностике речевых нарушений; Логопедическая работа в системе нейрореабилитации и другие.

Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология»

 Дошкольная логопедия; Речевая культура дефектолога; Русский язык в профессиональной деятельности; Отечественная и зарубежная литература; Психолингвистика; Технологии обследования и коррекции нарушений речи; Система коррекционно-логопедической работы в дошкольных образовательных организациях; Нейропсихология дошкольного возраста; Нейродиагностика и нейрокоррекция в работе с детьми с ОВЗ; Ознакомительная практика; Организационно-педагогическая практика; Летняя вожатская практика и другие.

 МАГИСТРАТУРА

Направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»

 Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии; Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи; Основы онто- и нейролингвистики; Нейропсихологические технологии в логопедии; Формирование речи у детей с расстройствами аутистического спектра; Нарушения голоса и их коррекция; Актуальные проблемы логопедии; Логопедическая работа с лицами с дизартрией и дисфагией; Современные подходы к предупреждению и преодолению нарушений письменной речи; Механизмы заикания и современные методики его коррекции; Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи; Логопедическая работа с детьми-билингвами; Основы организации научно-исследовательской работы; Функциональная асимметрия мозга и левшество; Формирование текстовой компетенции у детей с ОВЗ; Научный семинар «Дифференциальная диагностика речевых нарушений»; Научный семинар «Логопедическая работа с детьми с осложненными дефектами развития»; Логопедическая работа с детьми с нарушениями интеллекта и ЗПР; Логопедическая работа в системе нейрореабилитации; Ранняя диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений; Комплексный подход в диагностике и коррекции речевых нарушений и другие.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основное направление научной деятельности кафедры логопедии и психолингвистики - «Многофакторная диагностика, изучение, коррекция и предупреждение нарушений речи и коммуникации». Научный руководитель доктор филологических наук Владимир Петрович Крючков. В разработке научного направления участвуют преподаватели и магистранты кафедры логопедии и психолингвистики.

 Результаты научной работы отражены в многочисленных публикациях различного уровня, в сборниках, монографиях и методических пособиях, в числе которых:

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных статей / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Изд-во «Наука образования», 2013. 164 с. Выпуск 1;

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Вып. II / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Издательство «Буква», 2014. 184 с. Выпуск 2.

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. Вып. III / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Амирит, 2015. 200 с. Выпуск 3.

Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенезасб. научн. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков, ред.-сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. - Саратов: издательство «Саратовский источник», 2017. 354 с.

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV выпуск / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. - 210 с.

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – 139с. 

Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11- 12 октября 2019) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. − 459 с 

Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей /редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет [издание], 2021. – Вып. 4 : материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху» 15–16 октября 2021 г., г. Саратов. – 521 с.

Международные связи

 Кафедра логопедии и психолингвистики осуществляет тесное сотрудничество с профильными специалистами из Казахстана, Азербайджана, Армении, США, Китая, Польши.

 Заключен договор о научном сотрудничестве с Гданьским университетом (Республика Польша) – с институтом логопедии филологического факультета Гданьского университета. Директор института, доктор наук, профессор Станислав Милевски является членом программного комитета международных конференций «Специальное образование и социокультурная интеграция», проводимых факультетом психолого-педагогического и специального образования СГУ. Станислав Милевски и его коллеги публикуются в научных изданиях кафедры логопедии и психолингвистики.

 Саратовским университетом заключен договор о научном сотрудничестве и сотрудничестве в сфере обучения студентов с Южно-Казахстанским государственным педагогическим университетом (г. Шымкент, Республика Казахстан), и в рамках этого договора установилось сотрудничество кафедры логопедии и психолингвистики с кафедрой дошкольного воспитания и дефектологии, предусматривающее участие в конференциях, научных сборниках, подготовку магистров. Одной из тем, представляющих общий исследовательский интерес для саратовских и казахстанских специалистов, является проблема формирования речи в условиях двуязычной и многоязычной среды, что нашло отражение, в том числе, в статьях Б.Ш. Баймусаевой, К.А. Ниетбайтеги, Р.Ш. Байдуллаевой «Нарушения речи на иностранном языке у детей и взрослых под влиянием родного языка»,  К.Н. Даркуловой «Вопросы развития речи детей дошкольного возраста (обзор материалов республиканского центра «Дошкольное детство» МОН республики Казахстан)», А. Исабековой «Языковая политика в сфере образования в Казахстане: положение русского языка в современной школе» (статьи опубликованы в научном сборнике кафедры по итогам конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза». - Саратов, 2017). Предусмотрено чтение лекций саратовскими специалистами в Шымкенте.

 Продолжается сотрудничество с коллегами-дефектологами из г. Уральска. В рамках договора о научном сотрудничестве между Саратовским госуниверситетом и Западно-Казахстанским госуниверситетом имени Махамбета Утемисова (г. Уральск, Республика Казахстан) были прочитаны в последние годы лекции по актуальным вопросам логопедии, дефектологии доцентами кафедры логопедии и психолингвистики Ольгой Валерьевной КощеевойОльгой Васильевной Якуниной, Ольгой Александровной Константиновой.

 Тесное профессиональное сотрудничество существует у кафедры логопедии и психолингвистики с коллегами из Азербайджана - учителями-логопедами и дефектологами специальных школ, медицинских учреждений, центров развития речи. На кафедре логопедии и психолингвистики в течение последних двух лет защитили выпускные магистерские работы Эсмира Казымова - логопед-дефектолог, директор Центра развития речи (г. Баку), Хаяла Абдуллаева - логопед-дефектолог в азербайджанской системе здравоохранения (г. Баку).

 В 2018 году успешно защитила магистерскую выпускную квалификационную работу Элина Кузнецова (г. Шэнчьжень, Китай) на тему «Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях русско-китайского билингвизма».

 Выпускники кафедры работают во многих городах страны, в странах ближнего и дальнего зарубежья, но они поддерживают постоянную связь с кафедрой, делятся своим методическим опытом и спецификой логопедической работы на страницах изданий кафедры.  Екатерина Бруно (США) опубликовала материалы, востребованные студенческой и профессиональной логопедической саратовской (и не только) аудиторией: «Система логопедической помощи в США», «Система поощрений, используемая в логопедической практике в США», «Заикание и билингвизм», «Научно доказанные формы и виды логопедической работы по преодолению нарушений плавности речи у детей в США». Ольга Михайлова-Джонсон предоставила студентам и преподавателям кафедры логопедии и психолингвистики материал на тему «Система оказания логопедической помощи детям от рождения до окончания общеобразовательных учреждений в США» (статьи опубликованы в научно-методических сборниках кафедры логопедии и психолингвистики «Актуальные проблемы логопедии, 2013, 2014, 2015, 2017 гг).

 В настоящее время в бакалавриате и магистратуре Саратовского госуниверситета по профилю «Логопедия» обучаются студенты из Азербайджана, Таджикистана, Казахстана.

История

Факультет коррекционной педагогики
Преподаватели факультета коррекционной педагогики и специальной психологии: Т.А. Молодиченко, О.А. Рагимова, Л.В. Шипова, Е.М. Лысенко. В нижнем ряду — К.Ф. Седов, В.И. Балаева, Н.А. Удовиченко.
Ученый совет факультета коррекционной педагогики
Члены Ученого совета факультета коррекционной педагогики и специальной психологии с деканом дефектологического факультета МПГУ профессором Б.П. Пузановым. В первом ряду — Н.А. Удовиченко, К.Ф. Седов, Е.З. Безрукова, Б.П. Пузанов, В.И. Балаева.

У истоков кафедры стояли доцент Валерия Ивановна Балаева, автор диссертационного исследования «Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития, и подготовка их к школе (по методике модельного обучения)» (1968) и Константин Федорович Седов, профессор, известный психолингвист и исследователь детской речи, автор монографий и учебников «Дискурс и личность», «Общая и антропоцентрическая лингвистика», «Основы психолингвистики» (в соавторстве с И.Н. Гореловым), многочисленных учебных пособий и хрестоматий.

В настоящее время кафедра логопедии и психолингвистики курирует два профиля направления «Специальное (дефектологическое) образование»: профили бакалавриата «Логопедия» и «Дошкольная дефектология» и магистратуры по логопедии.

Ведущей темой научных исследований преподавателей и магистрантов кафедры являются «Современные подходы к диагностике, коррекции и предупреждению речевых нарушений». Научный руководитель - заведующий кафедрой, доктор филологических наук Владимир Петрович Крючков.

Ныне на кафедре работают опытные доценты: Татьяна Анатольевна Бочкарева, Ольга Васильевна Якунина, выпускники факультета доценты Ольга Александровна Константинова, Елена Александровна Георгица, Ольга Валерьевна КощееваТанзиля Фаатовна Рудзинская, имеющие и ценный практический опыт работы в области логопедии и специальной психологии, и серьезную теоретическую научную подготовку. С целью формирования практических профессиональных навыков у студентов, проведения практических занятий и специализированных практик кафедра приглашает опытных специалистов, в числе которых -  Елена Дмитриевна Бурмистрова, логопед отделения реабилитации Саратовской областной детской клинической больницы, Ирина Викторовна Темаева, учитель-логопед, кандидат наук, доцент кафедры социальной психологии образования Саратовского областного института развития образования и другие.

Кафедра также работает в тесном сотрудничестве с известными специалистами в области логопедии, детской речи из других вузов и профильных учреждений: с лекциями перед студентами-логопедами выступали профессора РГПУ имени А.А. Герцена Стелла Наумовна Цейтлин, Людмила Борисовна Баряева, зав. кафедрой логопедии РГПУ Людмила Владимировна Лопатина, доктор наук, профессор, зав. кафедрой логопедии и директор Института детства Московского педагогического государственного университета Анна Алексеевна Алмазова, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики (Москва) Ольга Евгеньевна Грибова, преподаватели московских вузов доценты Вера Васильевна СтрогановаОльга Ивановна Азова - директор центра «Логомедпрогноз» (г. Москва) и другие. 

Плодотворные научные связи сформировались с Психологическим институтом РАО, с которым Саратовский университет заключил договор о научном сотрудничестве. Одно из направлений сотрудничества - организация и проведение занятий для лиц с логоневрозом (заикающимися) по методу Ю.Б. Некрасовой - Н.Л. Карповой в нашем университете при участии и под руководством доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника ПИ РАО Натальи Львовны Карповой.

Заключен договор о научном и научно-методическом сотрудничестве СГУ имени Н.Г. Чернышевского со школой-интернатом № 1 г. Саратова для обучающихся по адаптированным образовательным программам (ранее - школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 вида). В этом учреждении, которое ныне принимает детей и с проблемами слуха, с расстройствами аутистического спектра студенты кафедры (бакалавры и магистранты) проходят специализированные практики, на материале практик пишут курсовые и выпускные квалификационные работы. Многие выпускники кафедры работают в данном образовательном учреждении.

Известность получил научный сборник кафедры «Актуальные проблемы логопедии», в котором участвуют преподаватели, магистранты и студенты кафедры логопедии и психолингвистики Саратовского госуниверситета и других вузов, практикующие логопеды Саратова и других регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Издано 5 выпусков. Преподаватели кафедры выступают с лекциями по современным проблемам логопедии на курсах повышения квалификации в Саратовском областном институте развития образования, учебных заведениях для обучающихся по адаптированным образовательным программам г. Саратова и области.

При кафедре функционирует Логопедический консультативный центр, где имеют возможность получить консультацию, логопедическую помощь дети с различными речевыми нарушениями.

Современный состав кафедры
Современный состав кафедры логопедии и психолингвистики: А.А. Никитенко, О.А. Константинова, О.В. Якунина, О.В. Кощеева, Т.А. Бочкарева. В нижнем ряду — Е.А. Георгица, В.П. Крючков, И.В. Темаева, Е.Д. Бурмистрова
Якунина
Доцент кафедры О.В. Якунина ведет занятие в логопедическом кабинете
ГАК
Государственная аттестационная комиссия по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль — Логопедия: Л.Б. Савинова, Т.Ф. Рудзинская, В.П. Крючков, О.А. Константинова, О.В. Кощеева
Кощеева на обложке
Доцент кафедры О.В. Кощеева на обложке выпуска журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития" за 2023 год.
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Наука

Основные научные направления

Основное направление научной деятельности кафедры логопедии и психолингвистики - «Современные подходы к диагностике, коррекции и предупреждению речевых нарушений». Научный руководитель доктор филологических наук Владимир Петрович Крючков. В разработке научного направления участвуют преподаватели и магистранты кафедры логопедии и психолингвистики. 

В 2018 году сотрудники кафедры В.П. Крючков и О.А. Константинова приняли участие в международном симпозиуме «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия» в МПГУ:

Симпозиум 2018
В.П. Крючков и О.А. Константинова на международном симпозиуме «Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия»
Симпозиум 2018
В.П. Крючков и О.А. Константинова с профессором кафедры логопедии МПГУ О.Е. Грибовой

Публикации

Бочкарева Т.А. К вопросу о подходах к оценке качества состояния связной монологической речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: проблема единиц и диагностических критериев // Дефектология. – 2023. -  № 3. С. 25 – 36.

Бочкарева Т.А., Крючков В.П. Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху (итоги международной научно-практической конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. - Т. 11.-  № 1 (41). - С. 88-92.

Бочкарева Т.А. Выявление особенностей отражения в программном материале компонентов коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в ракурсе профессиональной подготовки логопедов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2022. - № 1. – С. 58 – 66.

Бочкарева Т.А., Крючков В.П., Рудзинская Т.Ф. Механизмы анализа учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов в систему вузовского образования // Сибирский педагогический журнал. - 2022. - № 1. – С. 116 – 126.

Крючков В.П., Якунина О.В. Язык литературного произведения в системе подготовки учителей-логопедов // Наука и школа. – 2022. - № 2. С 134 – 145.

Крючков В.П., Якунина О.В. Возможности и ограничения жанра психологического эссе, или Опыт медленного чтения статьи Л.С. Выготского о "Легком дыхании" И.А. Бунина // Жанры речи. – 2022. – Т. 17. - № 4 (36). С. 293-301.

Бочкарева Т.А., Крючков В.П., Рудзинская Т.Ф. Учебно-профессиональные мотивы и динамика их формирования у студентов-логопедов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 5 (39). – С. 21 – 32.

Бочкарева Т.А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии // Наука и школа. – 2020. - № 4. -  С. 117 – 124.

Vladimir Kryuchkov, Olga Koshcheyeva, Natalia Maltseva and Olga Yakunina.   Professional psycholinguistic training of speech therapists in higher education // SHS Web of Conferences. Volume 70 (2019). Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019. I.V. Abakumova and E.V. Vorobyova (Eds.).  10004. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2019/11/shsconf_ictdpp2018_10004.pdf

Бочкарева Т.А. К вопросу о диагностических методиках в логопедии // Наука и школа. 2020. № 4. С. 117-125.

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №5. 

Константинова О.АЛогопедическая работа со взрослыми пациентами с дизартрией в неврологическом отделении // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал. ISSN 1607-2499. Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский рецензируемый журнал. 2019. № 9-10. С.  (в соавт. с Гаранькиной И.А.). 

Константинова О.А., Крючков В.П., Кощеева О.В. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университете. № 6 (212).С.99-107. 

Кощеева О.В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа, 2020. № 5. С. 190-197. 

Кощеева О.В., Георгица Е.А. Актуальные вопросы подготовки студентов-логопедов к работе с детьми первого года жизни и их ближайшим окружением // Дефектология, 2020. № 3. С. 65-73. 

Крючков В.П., Карпова Н.Л., Терешкова Е.Б., Сенаторова К.П., Пуговкина Е.А. Гуманное пространство семейной групповой логопсихотерапии // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. – С. 90-95.

Темаева И.В. Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология, выпуск 4. 2020.С. 407-412.

Бочкарева Т.А Диагностика нарушений и восстановление речевой функции при акустико-мнестической постинсультной афазии // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / Отв. ред. В.П. Крючков. Саратов: Саратовский источник, 2020. С.24-31. (В соавт. С Ланщекова В.Е.)

Бочкарева Т.А. Коррекция нарушений письменной речи у школьников-билингвов с (НВ)ОНР // Актуальные научные исследования в современном мире: Сб. научных трудов ХХІІІ Междунар. научн. конф. 26-27 марта 2017 г., Переяслав-Хмельницкий. - Переяслав-Хмельницкий, 2017.  Вып. 3(23), Ч. 1 (соавт. С.И. Железняк).

Бочкарёва Т.А., Патралова З.С. Современный русский язык (лексика, морфемика, словообразование). Практический курс. Для студентов специальностей "Логопедия", "Специальная психология", "Олигофренопедагогика", "Тифлопедагогика". - Саратов. 2012.

Бочкова А.В., Константинова О.А. Формирование фонематического восприятия дошкольников как залог успешнеого обучения в школе // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. и науч.- метод. трудов V выпуск / под. ред. Крючкова В.П.  –Саратов: Саратовский источник, 2012.  – С. 31-38.

Георгица Е.А. Организация речемыслительной деятельности младших школьников в личностноразвивающем обучении. – Саратов, 2013.

Георгица Е.А. Развитие интонационной стороны речи старших дошкольников с ОНР // "Этнокультурное образование в современном мире": Сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции "Этнокультурное образование в современном мире" (г. Саратов, 18-20 апреля 2017). -  М., 2017.

Журкина Е.А., Георгица Е.А.  Значение дыхательной опоры в работе над просодическими компонентами речи // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 59-63.

Константинова О.А. Использование интерактивной доски в реализации логопедической программы по формированию читательской компетенции у школьников с дислексией // Актуальные проблемы логопедии: сб. науч. и науч.- метод. трудов V выпуск / под. ред. Крючкова В.П.  –Саратов: Саратовский источник, 2012.  – С. 63-71.

Константинова О.А. Способ изучения словарных слов младшими школьниками // PROчтение: Дислексия в XXI веке. Сборник материалов IX Междунарожной конйеренции Российской ассоциации дислексии. 2020. Изд-во: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Москва). С. 92-97. (в соавт. с Поповой М.П.)

Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников. – Саратов, 2009.

Константинова О.А. Логопедическая практика в школе: учебное пособие. - Саратов, 2012.

Константинова О.А., Циклаури И.Н. Использование модуль-системы обследования речевой функции у пожилых пациентов при различных формах афазии // Клиническая геронтология. Научно-практический медицинский журнал. Том 23. 2017. № 9-10.

Кощеева О.В. Речежанровая составляющая в общей системе логопедической работы // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 72-76.

Кощеева О.В. Жанры детской речи. - Саратов, 2013.

Кощеева О.В. Психолингвистические и логопедические принципы изучения словообразования у детей // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017). - Саратов, 2017.

Крючков В.П. Система помощи детям с расстройством аутистического спектра в США // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 3-23 (В соавторстве с Я. Муллаевой).

Крючков В.П. Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедической работе // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017). - Саратов, 2017. (соавт. А.А. Копичева).

Крючков В.П. Дискурс русского православного юродства: коммуникативно-речевая стратегия и тактика // XXV Страховские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции: сб. науч. тр. - М., 2017 [Электронное издание] (соавт. У.А. Богатырева).

Крючков В.П. Речевой онтогенез и «чувство языка»: методологический и методический аспекты // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017). - Саратов, 2017.

Крючков В.П. Система дополнительного образования учителей-логопедов в Саратовской области: учебное пособие. - Саратов, 2017 (соавт. Н.А. Пушкарева).

Крючков В.П. Теория и методика обучения чтению в специальной (коррекционной) и общеобразовательной школе: учебное пособие. - Саратов, 2012.

Мендришора А.В., Георгица Е.А. Проблемы реализации комплексного подхода в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях логопункта // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 80-85.

Никитенко А.А.      Нарушения интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой формой дизартрии// Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск/ Под редакцией Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. С.85-93 ISBN 978-5-6045416-4-7

Рудзинская Т.Ф., Новикова Е.С.  Исследование сформированности коммуникативных навыков  у младших школьников с нарушениями зрения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 6-8 (62). С. 142-148.

Темаева И.В. Индивидуальная логопедическая тетрадь: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - Саратов, 2016.

Темаева И.В. Особенности логопедической работы по восстановлению речевой функции у представителей геронтологической группы // Клиническая геронтология. Том 23. 2017. № 9-10.

Темаева И.В., Бутузова Т.В., Благонравова Ю.С. Из опыта работы по организации музыкально-ритмических- занятий у детей с нарушениями речи в ДОУ / Актуальные вопросы диагностики и абилитации детей с нарушениями речи и поведения// Альманах Марианны Лынской. Выпуск 2. Под редакцией М.И. Лынской М.: ИП Лынская М.И., 2020 С. 121-128.

Якунина О. В. Логопедическая работа над развитием связной речи старшего дошкольника с РАС // Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей / – Саратов : Саратовский университет, 2020. – Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. – 742 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/165354

Якунина О. В. Особенности связной речи страшего дошкольника с расстройстовм аутистического спектра. // Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / Под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. 131-136 с.

Якунина О.В.  Артикуляционная характеристика звуков русской речи. - Саратов, 2012.

Якунина О.В. Фонетические основы логопедии: учебное пособие для логопедов. - Саратов, 2015.

Якунина О.В. Фонетический анализ текста: Учебно-методическое пособие. - Саратов, 2011.

Якунина О.В., Кунакина М.А. Особенности общего и речевого развития старших дошкольников с расстройством аутистического спектра // Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей / – Саратов : Саратовский университет, 2020. – Вып. 3: материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» 15–16 октября 2020 г., г. Саратов. – 742 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/165354

Научные издания

Результаты научной работы кафедры отражены в многочисленных публикациях различного уровня, в сборниках, монографиях и методических пособиях, в числе которых:

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных статей / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Изд-во «Наука образования», 2013. 164 с.

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов: Вып. II / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Издательство «Буква», 2014. 184 с.

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. Вып. III / Отв. редактор и составитель В.П. Крючков. - Саратов: Амирит, 2015. 200 с.

Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: сб. научн. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков, ред.-сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. - Саратов: издательство «Саратовский источник», 2017. 354 с.

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV выпуск / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. - 210 с.

Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. V выпуск / под ред. Крючкова В.П. – Саратов: Саратовский источник, 2020. – 139с.

Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11- 12 октября 2019) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. − 459 с.

Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей /редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет [издание], 2021. – Вып. 4 : материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху» 15–16 октября 2021 г., г. Саратов. – 521 с. : ил. – URL: https://sgu.ru/node/180946 Режим доступа: Свободный. Продолжающиеся издания СГУ на сайте www.sgu.ru.